РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
1 ноября 2024 года ...
Судья Советского районного суда ... ФИО4, единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, по жалобе Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на постановление врио заместителя начальника отделения –старшего судебного пристава СОСП по ... межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по ... межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия ФИО1-Ж. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба мотивирована тем, что решением Советского районного суда ... от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования ФИО3 к Министерству об обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем УФССП по ... возбуждено исполнительное производство. Решение суда не исполнено по причине отсутствия в республике сформированного специализированного жилищного фонда, отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда, которые могли быть предоставлены детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в том числе Гуржаповой. Заявитель ссылается на недостаточность бюджетных средств, отсутствие вины должника.
В судебное заседание участники судебного разбирательства не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Так, согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ст. 2.2 КоАП РФ).
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Данное административное правонарушение влечет административное наказание в виде штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ врио заместитель начальника отделения –старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по ... межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов ФИО2 вынесла постановление по делу об административном правонарушении ...-АП, которым Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия привлечено к административной ответственности за то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера, а именно не обеспечило ФИО3 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с частью 11 статьи 30 названного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.
Из материалов дела следует, что решением Советского районного суда ... по делу ... постановлено обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия обеспечить ГуржаповуД.Д. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения взамен непригодного.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по ... возбуждено исполнительное производство ...-ИП в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Поскольку исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен, ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом - исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по РБ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Поскольку решение суда не было исполнено судебным приставом-исполнителем СОСП по РБ постановлением от ДД.ММ.ГГГГ должнику - Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до ДД.ММ.ГГГГ, врученное должнику ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда до настоящего времени не исполнено, обратное из материалов дела не усматривается.
Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения врио заместителем начальника отделения –старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по ... межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов ФИО2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо Специализированного отделения судебных приставов по ... межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов признал доказанным совершение юридическим лицом вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении, копией исполнительного листа, постановлением о возбуждении исполнительного производства, постановлением о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения, требованием судебного пристава-исполнителя.
Должностным лицом действия Министерства правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства об исполнительном производстве, нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено. Неустранимых сомнений в виновности Министерства в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, не установлено, при том, что решение суда до настоящего времени не исполнено.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, исходя из принципа справедливости и неотвратимости наказания, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы, поскольку постановление мировым судьей вынесено законно и обоснованно с соблюдением норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о том, что у должника имелась возможность для принятия всех зависящих от него мер по исполнению требований исполнительного документа, однако данным лицом не были предприняты все необходимые и достаточные меры по исполнению указанных в нем требований, каких-либо доказательств обратного суду не представлено и к жалобе не приложено.
Доводы жалобы о том, что осуществление полномочий Министерства социальной защиты населения РБ зависит от формирования Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ специализированного жилищного фонда и от порядка взаимодействия исполнительных органов власти, не свидетельствуют об отсутствии в действиях указанного лица состава вмененного административного правонарушения.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.
В соответствии с п.п. 3, 4, 5 п. 3.21 Положения «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия», утвержденного постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ ...,Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия организует:
3) формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений;
4) управление специализированным жилищным фондом Республики Бурятия для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в части предоставления на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, принятия решения о заключении с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания им содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
5) предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений по договорам безвозмездного пользования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Согласно абз. 3 п.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ... «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из представленной в дело копии исполнительного производства следует, что должником по указанному производству является Министерство социальной защиты населения РБ. В отношении Министерства судом вынесено решение и выдан исполнительный лист, согласно которому на Министерство возложена обязанность неимущественного характера. В рамках возбужденного исполнительного производства Министерством представлена лишь информация по исполнительному производству, со ссылкой на переписку с органами исполнительной власти ... относительно выделения дополнительного финансирования. В рамках названного исполнительного производства должником не представлено каких-либо доказательств принятых ими мер по исполнению требований судебного пристава-исполнителя об исполнения исполнительного документа, в связи с чем Министерство обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Следует отметить, что при рассмотрении жалобы в суде доказательств невозможности обеспечения взыскателя благоустроенным жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилищного фонда с 2023 года Министерством суду также представлено не было. Кроме того, во всяком случае какая-либо переписка с ведомствами, доказательством принятия мер для исполнения требований об исполнении рассматриваемого исполнительного документа, также не является. Доводы жалобы о порядке закрепления жилых помещений, включении их в состав специализированных жилых помещений не опровергает установленных должностным лицом обстоятельств, свидетельствующих о неисполнении без уважительных причин требований исполнительного документа.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы Министерства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление врио заместителя начальника отделения –заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по ... межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ...-АП в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение десяти дней через Советский районный суд ....
Судья ФИО4