Адм. дело № 12-110/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление о назначении
административного наказания
пгт Юрья Кировской области 27 ноября 2018 года
Судья Юрьянского районного суда Кировской области Братухина Е.А.,
при секретаре Захаровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федотовой О.В. на постановление о назначении административного наказания по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ от 01.11.2018, вынесенное начальником отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области К.., в отношении должностного лица, главного врача КОГБУЗ «Юрьянская РБ» Федотовой О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: пгт <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением о назначении административного наказания № 146/2018 от 01.11.2018, вынесенным начальником отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области К., в отношении должностного лица, главного врача КОГБУЗ «Юрьянская РБ» Федотовой О.В., последняя была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, и ей было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Федотова О.В. обратилась в Юрьянский районный суд Кировской области с жалобой на указанное постановление, указав в обоснование на то, что причиной превышения 5% совокупного годового дохода явилась острая необходимость в приобретении того или иного товара, оказании услуг (продукты питания, медикаменты и т.д.). Заключение контрактов конкурентным способом требует затрат времени, следует учитывать также правила планирования – занесение в план-график осуществляется за год до осуществления той или иной закупки. Обстоятельства, которые послужили причиной для заключения контрактов сверх 5% объёма закупок, обладают свойствами внезапности, чрезвычайности, неотложности. Для нормального функционирования больницы и оказания квалифицированной помощи, должностное лицо приняло решение заключить необходимые контракты с единственным поставщиком. Отмечает, что допущенное правонарушение по своему характеру и степени общественной опасности является малозначительным, поскольку не повлекло вредных последствий для граждан, общества, государства. Просит отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить за малозначительностью в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании Федотова О.В. поддержала изложенные в её жалобе доводы в полном объеме. Дополнительно пояснила, что вину в совершении правонарушения она признаёт. Приобретение медикаментов, химических реактивов и др. вне аукциона осуществлялось в связи с острой необходимостью.
Представитель административного органа министерства финансов Кировской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в своё отсутствие. В отзыве указал на несостоятельность доводов Федотовой О.В., изложенных в жалобе. Просил обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Выслушав Федотову О.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон РФ № 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Федерального закона РФ № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 названного Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона РФ № 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Из материалов дела следует, что главным специалистом-экспертом отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области Б. на основании удостоверения министерства финансов Кировской области № 85Вн/2018 от 20.09.2018, докладной записки начальника управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок министерства финансов Кировской области, была проведена внеплановая проверка в КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе закупок при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.
В результате проверки, согласно акту проверки № 85Вн/2018 от 04.10.2018, выявлено нарушение требований ч.5 ст. 24, ст. 93 Федерального закона РФ № 44-ФЗ, а именно: в 2017 году при осуществлении закупок у единственного поставщика по договорам, цена каждого из которых не превышает ста тысяч рублей, допущено превышение максимально допустимого ограничения, предусмотренного п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона РФ № 44-ФЗ - превышение ограничения при заключении договора с ООО «Лаборит» от 26.04.2017 № 108 на сумму 55795 руб. 20 коп., последний договор заключён 27.12.2017 с ООО «Практика Мед» на сумму 9639 руб. 08 коп. Общая сумма превышения максимально допустимого ограничения составила 6739112 руб. 29 коп. при допустимом годовом объёме таких закупок (в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона РФ № 44-ФЗ) - 2339619 руб. 93 коп. (5% совокупного объёма в 46792398 руб. 64 коп.)
На период заключения договоров с 26.04.2017 до 27.12.2017 главным врачом КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» являлась Федотова О.В. (на основании приказа департамента здравоохранения Кировской области от 26.12.2014 № 335-л).
Таким образом, главный врач КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» Федотова О.В. является руководителем государственного заказчика и обязана обеспечить соблюдение учреждением требований законодательства о контрактной системе.
По итогам данной проверки главным специалистом-экспертом отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области Б. в отношении должностного лица главного врача КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» Федотовой О.В. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ, 18.10.2018 составлен протокол № 146/2018 об административном правонарушении. Постановлением начальника отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области К. от 01.11.2018 должностное лицо - главный врач КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» Федотова О.В. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, и виновность Федотовой О.В. подтверждены совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: протоколом об административном правонарушении от 18.10.2018 (л.д. 16-17), актом проведения проверки от 04.10.2018 (л.д. 20-21), пояснениями по существу докладной записки от 28.09.2018 (л.д. 23), планом финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (л.д. 30-33), реестром договоров (л.д. 38-51). Не отрицается факт совершения данного правонарушения и самой Федотовой О.В.
Таким образом, все юридически значимые обстоятельства для решения вопроса о привлечении Федотовой О.В. к административной ответственности начальником отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области К. выяснены и оценены на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Действия Федотовой О.В. были правильно квалифицированы по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ. Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
В силу ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В Постановлении от 14.02.2013 № 4-П Конституционный Суд РФ указал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное – в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма – было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения ст. 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения, в том числе, состав которого имеет формальный характер.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
В рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава правонарушения действия Федотовой О.В. не создали существенной угрозы для развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд.
Принимая во внимание обстоятельства совершения Федотовой О.В. правонарушения (временную длительность процедуры заключения контрактов конкурентным способом, необходимость оперативного реагирования для своевременного, неотложного оказания медицинской помощи (заключение контрактов для закупки медикаментов, оказания услуг и др.) и пр., учитывая, что данное правонарушение не повлекло наступления каких-либо негативных последствий, суд приходит к выводу о возможности признания совершенного правонарушения малозначительным.
При этом суд учитывает, что при применении ст. 2.9 КоАП РФ нарушитель хотя и освобождается от административной ответственности, но к нему применяется такая мера государственного реагирования как устное замечание, которое направлено на то, чтобы проинформировать нарушителя о недопустимости подобных нарушений впредь.
В данном случае действиями должностных лиц министерства финансов по Кировской области по возбуждению и рассмотрению данного дела об административном правонарушении была достигнута предупредительная цель административного производства.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области К. от 01.11.2018 подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании ст. 2.9 КоАП РФ с объявлением Федотовой О.В. устного замечания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.9, п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление № 146/2018 о назначении административного наказания от 01.11.2018, вынесенное начальником отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области К. в отношении должностного лица – главного врача КОГБУЗ «Юрьянская районная больница», отменить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, жалобу Федотовой О.В. – удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1. ст.7.29 КоАП РФ, в отношении Федотовой Ольги Владимировны прекратить, объявить Федотовой О.В. устное замечание.
На данное решение может быть подана жалоба в Кировской областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы через Юрьянский районный суд.
Судья Е.А. Братухина