Дело № 3а-24/2021
Решение
Именем Российской Федерации
19 января 2021 года г. Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Ахкямова Р.Р.,
при секретаре Прозоровой К.В.,
с участием представителя административного истца Ф.Н.В. – Ш.М.А., представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики М.И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ф.Н.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
Ф.Н.В. обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, просит: установить кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что Ф.Н.В. является арендатором вышеуказанного земельного участка на основании Договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, право аренды зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ горда за номером №
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года №531 «Об утвержден6ии результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2015 года».
Установленная кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере <данные изъяты> руб. значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., определенную отчетом № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО «ООО». Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличения размера арендной платы, исчисляемых на основании кадастровой стоимости.
Определением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 10 декабря 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФГПУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Удмуртской Республики.
В судебном заседании представитель административного истца Ф.Н.В. – Ш.М.А., исковые требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала, просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика.
В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики М.И.А. против удовлетворения административных исковых требований не возражала. Определённый отчетом размер рыночной стоимости земельного участка не оспаривала.
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, ФГУП «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Удмуртской Республики, заинтересованного лица Администрации МО «Игринский район», не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил дело рассмотреть по существу в отсутствие указанных лиц, признав их явку не обязательной.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов административного дела следует, что Ф.Н.В. является арендатором вышеуказанного земельного участка на основании Договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, право аренды зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ горда за номером № государственная собственность не разграничена.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации (далее по тексту – Федеральный закон № 135-ФЗ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Абзацем 4 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости (на сегодняшний день – Единый государственный реестр недвижимости) сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтённого объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года № 531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года» (далее по тексту - Постановление № 531) утверждена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 5 971,040,02 рублей
Объект недвижимости с кадастровым номером № относится к ранее учтённым, поставлен на кадастровый учёт, а его кадастровая стоимость, утверждённая Постановлением № 531 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, внесена в государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленного административным истцом в обоснование заявленных требований Отчета № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, расположенного по адресу: <адрес> на дату оценки ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> рублей.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 данного Кодекса.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений об его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы не заявлено.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты> руб.) по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера налоговых платежей и размера арендных платежей, исчисляемых из кадастровой стоимости земельного участка, поэтому размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются обоснованными.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой подачи заявления для физических лиц является дата обращения в суд или в Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу являются Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Правительство Удмуртской Республики, так как последнее утвердило удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, а первое на основании указанных удельных показателей определило кадастровую стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
С учетом приведенных выше норм административного процессуального права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, суд признает Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, в связи с чем, требования административного истца к указанному лицу удовлетворению не подлежат.
С заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в суд Ф.Н.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
Настоящий судебный акт является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости в размере его рыночной стоимости в соответствии с требованиями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Ф.Н.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб.
В удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Удмуртской Республике отказать.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 января 2021 года.
Судья Р.Р. Ахкямов