Решение по делу № 33а-2103/2020 от 02.07.2020

Судья Тарабрина Н.Н.

№ 33а-2103/2020 (10RS0011-01-2020-002315-48)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30.07.2020

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Соляникова Р.В., Колбасовой Н.А.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Управления Росреестра по Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29.05.2020 по административному делу № 2а-2435/2020 по административному исковому заявлению Абапловой Т. Е. об оспаривании уведомления государственного регистратора прав Управления Росреестра по Республике Карелия Ч. Н. В. о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Абаплова Т.Е. обратилась с административным иском по тем основаниям, что ей на праве собственности принадлежит 1/2 доля жилого дома № 14, расположенного на земельном участке с кадастровым номером (...), за уточнением границ которого она 23.12.2019 обратилась в Управление Росреестра по Республике Карелия, представив межевой план от 01.11.2019, подготовленный кадастровым инженером Трусовым А.А. Уведомлением Управления Росреестра по Республике Карелия от 13.01.2020 № MFC-0122/2019-125485 государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости приостановлен в связи с несоответствием представленного межевого плана требованиям закона. Абаплова Т.Е. просила суд признать уведомление Управления Росреестра по Республике Карелия от 13.01.2020 № MFC-0122/2019-125485 незаконным; обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение путем осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером (...) на основании межевого плана от 01.11.2019, подготовленного кадастровым инженером Трусовым А.А.

Решением суда заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и нарушающим права Абапловой Т.Е. уведомление от 13.01.2020 № MFC-0122/2019-125485. Обязал административного ответчика в месячный срок осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером (...) на основании межевого плана от 01.11.2019, подготовленного кадастровым инженером Трусовым А.А.

С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права. Считает, что межевой план подготовлен кадастровым инженером с нарушением положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) и пункта 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 № 921, ввиду чего не может служить основанием для кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка.

В заседании суда апелляционной инстанции административный истец и его представитель Тинькин К.Ю. против доводов апелляционной жалобы возражали.

Иные лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела, Абаплова Т.Е. на основании вступившего в законную силу решения Кондопожского городского суда Республики Карелия от 06.05.2019 (№2-128/2019) является собственником земельного участка с кадастровым номером (...) общей площадью 2500 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, д. Часовенская, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

На указанном земельном участке расположена 1/2 доля жилого дома с кадастровым номером (...), которая принадлежит Абапловой Т.Е. Указанный жилой дом частично расположен на соседнем земельном участке с кадастровым номером (...), принадлежащем на праве общей долевой собственности по 1/2 Гришкиной З.А. и Калистратовой Т.В.

В 2019 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером (...) кадастровым инженером Трусовым А.А. проведены кадастровые работы, определены координаты характерных точек границ. В заключении кадастрового инженера указано, что межевой план по уточнению местоположения и площади земельного участка подготовлен в связи с отсутствием в сведениях ЕГРН значений координат характерных точек границ земельного участка. Границы земельного участка обозначены на местности забором, построенным более 15 лет назад.

16.10.2019 в ЕГРН внесены сведения, содержащие описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером (...). В качестве исходных данных приняты выписка из ЕГРН об объекте недвижимости, выписки из каталога геодезических пунктов.

01.11.2019 года кадастровым инженером Трусовым А.А. подготовлен межевой план земельного участка Абапловой Т.Е. с кадастровым номером (...). В заключении кадастрового инженера указано, что межевой план по уточнению местоположения и площади земельного участка подготовлен в связи с отсутствием в сведениях ЕГРН значений координат характерных точек границ земельного участка. Границы земельного участка обозначены на местности забором, построенным более 15 лет назад. В ходе выполнения кадастровых работ рассматривались материалы гражданского дела №2-128/2019, в ходе рассмотрения которого проведена судебная землеустроительная экспертиза, рассматривался вопрос о местоположении, площади и конфигурации земельного участка, экспертом были установлены границы фактического использования на протяжении более 15 лет. При выполнении кадастровых работ учитывались результаты проведенной судебной экспертизы, иные картографические материалы на д.Часовенскую отсутствуют.

В качестве исходных данных указаны выписка из ЕГРН об объекте недвижимости, выписки из каталога геодезических пунктов.

23.12.2010 Абаплова Т.Е. обратилась в Управление Росреестра по Республике Карелия с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером (...), представив межевой план от 01.11.2019.

13.01.2020 уведомлением № MFC-0122/2019-125485 Абаловой Т.Е. сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета изменений в связи с несоответствием межевого плана требованиям закона. В частности, указано, что в представленном межевом плане в форме электронного документооборота в разделе «Исходные данные» отсутствуют наименование и реквизиты документов (карты (планы), являющиеся картографической основой ЕГРН, и (или) карты (планы), представляющие собой фотопланы местности), подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером (...) на местности пятнадцать и более лет.

Административный истец 05.02.2020 обратился с заявлением в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Росреестра по Республике Карелия, по результатам рассмотрения которого вынесено решение от 20.02.2020 об отказе в удовлетворении заявления.

10.03.2020 административный истец обратился с настоящим административным иском в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение принято компетентным должностным в установленном законом порядке, однако является нарушающим право административного истца на внесение изменений в ЕГРН в отношении принадлежащего ей имущества.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.

На основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ).

Сведения об объекте недвижимости, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков, относятся к основным сведениям, которые вносятся в кадастр недвижимости (части 1 и 2 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ).

Одним из оснований для государственного кадастрового учета и регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ).

Требования к межевому плану установлены статьей 22 Федерального закона № 218-ФЗ и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее – Требования к подготовке межевого плана).

Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В силу пунктов 21 и 22 Требований к подготовке межевого плана межевой план составляется на основе сведений ЕГРН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, ином объекте, который прочно связан с землей, то есть перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, и (или) сведений об определенной территории, например в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков.

Для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Указанные в настоящем пункте документы или их копии в состав Приложения не включаются.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются:

1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки);

2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков;

3) документация по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории), документы территориального планирования;

4) документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;

5) утвержденные в установленном порядке проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения;

6) утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства, проектная документация лесных участков;

7) решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки;

8) вступившие в законную силу судебные акты;

9) иные предусмотренные законодательством документы.

Согласно пункту 70 Требований к подготовке межевого плана выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ.

При отсутствии таких документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

При этом наименование и реквизиты местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.

В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет.

В соответствии с содержащимся в межевом плане от 01.11.2019 заключением кадастрового инженера данный межевой план подготовлен в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка на основании выписок в отношении спорного участка, решения Кондопожского городского суда Республики Карелия от 06.05.2019 по гражданскому делу № 2-128/2019, материалов судебной экспертизы, проведенной в соответствии с определением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 11.03.2019 по гражданскому делу № 2-128/2019.

Также из материалов дела следует, что спорный земельный участок ограничен с двух противоположных сторон земельными участками с кадастровыми номерами (...), (...), сведения о местоположение которых имеются в ЕГРН. С двух других сторон он ограничен двадцатиметровой защитной зоной реки Суна и грунтовой дорогой. Площадь земельного участка 2500 кв.м соответствует площади земельного участка, предоставленного на праве постоянного бессрочного пользования Маслякову Е.А. (отцу Абапловой Т.Е.), сведения о чем имеются в решении Кондопожского городского суда Республики Карелия от 06.05.2019 по гражданскому делу № 2-128/2019, участником которого являлось и Управление Росреестра по Республике Карелия.

Кроме того, судебной коллегией учитывается, что на основании части 1 статьи 39 Федерального закона № 218-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию, в том числе, с собственниками смежных земельных участков.

В силу частей 1, 5 статьи 40 Федерального закона № 218-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Из материалов дела следует, что результат согласования местоположения границ земельного участка отражен в актах межевого плана.

Также судебная коллегия принимает во внимание, что ранее административный ответчик на основании аналогичным образом оформленного межевого плана, подготовленного тем же кадастровым инженером, осуществил государственный кадастровый учет уточнения границ земельного участка с кадастровым номером (...), на котором расположен жилой дом, 1/2 доля в котором принадлежит на праве собственности административному истцу. При этом местоположение уточняемых границ указанного земельного участка также было определено с использованием забора, построенного более 15 лет назад.

При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, представленный на государственную регистрацию уточнения границ земельного участка административным истцом межевой план от 01.11.2019, подготовленный кадастровым инженером Трусовым А.А., соответствует требованиям закона, и у административного ответчика отсутствовали основания для приостановления осуществления государственной регистрации согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29.05.2020 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Управления Росреестра по Республике Карелия – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-2103/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Абаплова Тамара Евгеньевна
Ответчики
Государственный регистратор прав Управления Росреестра по РК Чернова Наталья Валерьевна
Управление Росреестра по РК
Другие
Тинькин Кирилл Юрьевич
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Данилов Олег Игоревич
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
03.07.2020Передача дела судье
06.07.2020Судебное заседание
06.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2020Передано в экспедицию
30.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее