Судья: Мартынова Л.Н. УИД: 03RS0017-01-2024-001184-64
Дело № 2-12534/2024
№33-1889/2024
Категория дела 2.156
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Уфа 9 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мугиновой Р.Х.,
судей Батршиной Ю.А.,
Лазарева Р.Н.,
при секретаре Каюмове Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на определение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 13 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (далее – ГО г. Стерлитамак РБ) обратилась в суд с иском к Хаматнуровой Ф.Х. об освобождении земельного участка.
В обоснование требований указала, что ответчик является пользователем гаражного бокса №... по адресу: РБ, адрес, который находится на земельном участке, государственная собственность на которой не разграничена.
Просила обязать ответчика освободить земельный участок путем сноса гаражного бокса №... и привести часть земельного участка, на котором он возведен, в пригодное для дальнейшего использования состояние.
Определением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата исковое заявление Администрации ГО адрес РБ оставлено без рассмотрения в связи с тем, что подано лицом, не имеющим полномочия на его предъявление.
В частной жалобе Администрация ГО г. Стерлитамак РБ просит отменить определение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что гаражный бокс, находящийся в пользовании ответчика, является самовольной постройкой; в силу статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия по сносу самовольных построек возложены на органы местного самоуправления; также согласно письму Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее – Минземимущество РБ) от дата истец обладает всей полнотой полномочий по обращению в суд с иском о сносе самовольно возведенных строений, в том числе о сносе самовольно возведенных гаражных боксов, с привлечением Минземимущества РБ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела, однако, в суд не явились, об отложении дела не просили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность определения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантируется каждому судебная защита его прав и свобод.
Согласно части 1 статьи 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
На основании статьи 36 ГПК РФ гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с абз. 4 статьи 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.
Оставляя исковое заявление Администрации ГО г. Стерлитамак РБ без рассмотрения, суд первой инстанции исходил из того, что у истца отсутствуют полномочия заявлять требования о сносе объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, полномочиями по распоряжению такими земельными участками в силу Закона Республики Башкортостан от 02.11.2020 № 319-з «О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» обладает Минземимущество РБ.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может.
Согласно ст. 39.36-1 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других, средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства осуществляется на основании утверждаемой органами местного самоуправления поселений, городских округов или муниципальных округов, а на межселенных территориях органами местного самоуправления муниципальных районов схемы размещения таких объектов в порядке, определенном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 февраля 2022 г. № 36 утвержден Порядок утверждения органами местного самоуправления Республики Башкортостан схемы размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянок технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства (далее - Порядок).
Данный порядок устанавливает правила утверждения органами местного самоуправления Республики Башкортостан схемы размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянок технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Республики Башкортостан, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (п. 1 Порядка).
Схема размещения гаражей представляет собой документ, устанавливающий границы территорий, на которых допускается выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в целях возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянок технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства (далее - Объект).
Согласно п. 3, 4 Порядка схема разрабатывается и утверждается муниципальным правовым актом органа местного самоуправления Республики Башкортостан (далее - уполномоченный орган) по согласованию с органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан и государственная собственность на которые не разграничена.
Организация и осуществление муниципального контроля на территории муниципального образования в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаем представительным органом муниципального образования.
Решением совета ГО г. Стерлитамак от 5 октября 2021 г. № 5-8/14з утверждено Положение по осуществлению муниципального земельного контроля на территории ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан (далее - Положение).
В соответствии с п. 2, 3 главы 1 Положения к предмету муниципального земельного контроля относится соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Республики Башкортостан, городского округа город Стерлитамак (далее - обязательные требования), в области использования земель, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан предусмотрена административная и иные виды ответственности; исполнение контролируемыми лицами решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий.
В соответствии с п.п. 2 п. 3, главы 1 Положения объектами земельных отношений являются земли, земельные участки или части земельных участков на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
В соответствии п. 4 главы 1 Положения муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений на территории городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан осуществляется Администрацией ropoдского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан в лице отдела муниципального контроля Администрации городского округа город Стерлитамак Pecпублики Башкортостан (далее - Уполномоченный орган).
В соответствии с п. 5 главы 1 Положения Уполномоченный орган осуществляет муниципальный земельный контроль в отношении всех категорий земель за соблюдением, в том числе обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них; обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием; обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных муниципальными инспекторами в пределах компетенции.
В соответствии с п. 20 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации п. 26 ст. 4 Устава Городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан принятого решением Совета городского округа город Стерлитамак от 13 декабря 2005 г. №2/3з, к вопросам местного значения в том числе относится принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольно постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиям случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Положением «О Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан», утверждённым Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 г. №35, к основным задачам Минземимущества РБ относятся управление и распоряжение земельными участками и имуществом, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан «О внесении изменений в статью 10.1 Закона РБ «О местном самоуправлении в РБ» Минземимуществу от 1 января 2021 г. переданы полномочия по предоставлению гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Переданные полномочия не предполагают возложение на Минземимущество РБ обязанности по освобождению земельных участков с незаконно установленных строений.
Как видно из искового заявления, Администрацией ГО г. Стерлитамак РБ заявлены требования об освобождении земельного участка путем сноса гаражного бокса №1, приведении части земельного участка, на котором он возведен, в пригодное для дальнейшего использования состояние.
Право на предъявление иска в равной мере гарантировано всем лицам, обладающим гражданской процессуальной правоспособностью.
Тем более, что иск Администрации ГО г. Стерлитамак РБ заявлен в соответствии со ст. 60, п. 2 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом, судебной коллегией установлено, что Администрация ГО г. Стерлитамак РБ обладает всей полнотой полномочий по обращению в суд с иском о сносе самовольно возведенных строений, в том числе о сносе самовольно возведенных строений в виде гаражных боксов, с привлечением Минземимущества РБ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, что подтверждается письмом Минземимущества РБ от 20.04.2023.
При указанных обстоятельствах право Администрации ГО г. Стерлитамак РБ на предъявление иска в качестве формы права на судебную защиту не зависит от того, что на земельный участок по адресу: адрес, не зарегистрировано право муниципальной собственности в ЕГРН.
Администрация ГО г. Стерлитамак РБ будучи юридическим лицом и обладая гражданской процессуальной правоспособностью, обратилась в суд с иском, осуществляя полномочия, возложенные не нее Минземимущества РБ, в силу приведенных выше норм права у суда отсутствовали основания для оставления искового заявления без рассмотрения.
В данной связи, определение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата подлежит отмене, а исковое заявление Администрации ГО г. Стерлитамак РБ к Хаматнуровой Ф.Х. об освобождении земельного участка направлению в суд первой инстанции для рассмотрения дела по существу.
Руководствуясь ст. 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата отменить, гражданское дело по исковому заявлению администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан к Хаматнуровой Ф.Х. об освобождении земельного участка вернуть в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Председательствующий
Судьи
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен дата.