Председательствующий – Шатин А.К. дело № 33-66
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 января 2015 года г. Горно-Алтайск
Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Солоповой И.В.
судей – Шинжиной С.А., Черткова С.Н.
при секретаре – Тогочоевой К.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Крупаневич Ю.В. на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 11 сентября 2014 года, которым постановлено
В удовлетворении исковых требований Крупаневич Ю.В., Крупаневич Е.И. к Администрации МО «Майминский район», Администрации муниципального образования «Соузгинское сельское поселение» о признании пострадавшими в результате наводнения, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории муниципального образования «Соузгинское сельское поселение» Майминского района РА, включении в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи, включении в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение финансовой материальной помощи за частичную утрату имущества первой необходимости, обращении решения суда к немедленному исполнению – отказать.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крупаневич Ю.В., Крупаневич Е.И. обратились в суд с иском к Администрации МО «Майминский район», Администрации МО «Соузгинское сельское поселение» с требованиями о признании пострадавшими в результате наводнения, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории МО «Соузгинское сельское поселение» Майминского района РА, включении в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, обращении решения суда к немедленному исполнению. В обоснование требований истцы указали, что с января 2002 года проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Данный жилой дом принадлежит им по праву общей совместной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. По указанному адресу находится имущество первой необходимости истцов. В результате паводка истцам причинен материальный ущерб, что подтверждается актами обследования жилого помещения. Однако, согласно уведомлению Администрации муниципального образования истцы не включены в список пострадавших, в связи с отсутствием регистрации по месту проживания.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласилась Крупаневич Ю.В., в апелляционной жалобе просит отменить его и вынести новое решение. В обоснование жалобы указывает, что судом не исследовались представленные доказательства: акт обследования частного жилого помещения, пострадавшего в результате подтопления, решение комиссии о предоставлении компенсации в размере <данные изъяты> рублей. Указанные доказательства противоречат выводам суда о том, что истец не обладает правом на получение материальной компенсации, следовательно, судом не устранены противоречия имеющихся доказательств. Суд ссылается на Порядок предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, утвержденный Постановлением Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 года. Указанный Порядок противоречит ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которому компенсация полагается не только лицам, проживающим на территории Республики Алтай, но и гражданам, которым принадлежит имущество, пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации. Таким образом, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия находит оспариваемое решение суда подлежащим оставлению без изменения в связи со следующим.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявители постоянно проживают в <адрес>, поэтому не могут быть признаны пострадавшими от наводнения на территории муниципального образования «Соузгинское сельское поселение».
С указанным выводом суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку он основан на нормах действующего законодательства.
Как усматривается из материалов дела, Крупаневич Ю.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
Судом установлено, что согласно распоряжению Главы администрации МО «Майминский район» № от <дата> (с последующими изменениями) домовладение, принадлежащее Крупаневич Ю.В. включено в границы зон чрезвычайной ситуации.
Между тем, судом установлено и материалами дела подтверждено, что Крупаневич Ю.В. и Крупаневич Е.И. зарегистрированы и постоянно проживают в <адрес>.
Согласно пояснениям свидетелей ФИО7, ФИО8, данных в судебном заседании от <дата>, истцы постоянно в <адрес> не проживают, приезжают на выходные.
При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона №68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера», Постановления Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», Постановления Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 года №161 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости», пришел к правомерному выводу, что основанием для признания за гражданином права на получение единовременной материальной и финансовой помощи необходимо соблюдение условия о постоянном проживании гражданина в населенном пункте, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, и, поскольку заявители постоянно проживают в другом населенном пункте, оснований для признания их пострадавшими в результате наводнения, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории МО «Соузгинское сельское поселение» Майминского районе у суда не имелось.
Проверяя решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия соглашается с принятым решением и с выводами суда первой инстанции, как соответствующими нормам материального и процессуального права, обстоятельствам дела и исследованным доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, поскольку факт проживания семьи Крупаневич в другом населенном пункте установлен и подтвержден материалами дела и не отрицался заявителями.
Утверждение апеллянта о том, что Порядок предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, утвержденный Постановлением Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 года, противоречит ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которому компенсация полагается не только лицам, проживающим на территории Республики Алтай, но и гражданам, которым принадлежит имущество, пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации, суд апелляционной инстанции находит не состоятельными.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В соответствии с пп. "г", "д" п. 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; а также оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Постановлением Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 г. N 161 утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае - июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - Порядок).
В целях предоставления указанной помощи п. 1 названного Порядка пострадавшими в результате наводнения в мае - июне 2014 года признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай или руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, в порядке, установленном федеральным законодательством.
При этом оказание материальной помощи лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, является мерой государственной поддержки, направленной на компенсацию ущерба, а не обязанностью по возмещению вреда, причиненного имуществу истца, в результате чрезвычайной ситуации, а полномочия по определению порядка предоставления такой помощи находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, противоречия Порядка федеральному закону апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть признаны состоятельными, так как, не опровергая выводы суда, по существу сводятся лишь к несогласию с ними, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены или изменения судебного постановления в апелляционном порядке.
Решение суда мотивированно и постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 11 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Крупаневич Ю.В. – без удовлетворения.
Председательствующий судья И.В. Солопова
Судьи С.А. Шинжина
С.Н. Чертков