Дело № 2 – 1436/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
17 апреля 2018 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска
в составе судьи Тураевой Т.Е.,
при секретаре Утеевой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Прокофьева Владимира Васильевича к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Заволжского района г.Ульяновска, действуя в интересах Прокофьева В.В., обратился в суд с вышеуказанным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства. С учетом уточнения требований просил взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Прокофьева В.В. денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных <данные изъяты> всего в размере 11 238 руб.
Рсковые требования мотивированы следующим.
Прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проведена проверка по вопросу нарушения прав <данные изъяты> Прокофьева В.В. на льготное лекарственное обеспечение, в ходе которой выявлено, что согласно консультативному заключению <данные изъяты> 15.09.2017 Прокофьев В.В. страдает раком простаты. По жизненным показаниям ему назначены лекарственные препараты <данные изъяты>
Указанные препараты внесены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 №2724-р.
16.11.2017 лечащим врачом ГУЗ «Городская поликлиника №6» Прокофьеву В.В. выписан льготный рецепт №19425 на препарат <данные изъяты>
Вместе с тем, Прокофьев В.В. не был бесплатно обеспечен жизненно важными ему лекарственными препаратами, поскольку они отсутствовали в аптечном пункте АО «УльяновскФармация», в связи с чем он вынужден был приобретать их за счет собственных денежных средств.
30.12.2017 Прокофьев В.В. приобрел в аптеке лекарственное средство <данные изъяты>
Учитывая, что Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положения о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным. Отсутствие лекарственного препарата и изделий медицинского назначения в аптечной сети АО «УльяновскФармация» не может являться основанием для отказа Прокофьеву В.В. в его законном праве на льготное лекарственное обеспечение.
В судебном заседании истец Прокофьев В.В. поддержал уточненные требования в полном объеме. Привел доводы, аналогичные изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что лекарства по рецептам ему не выдавались с октября 2017 года, в связи с чем он постоянно был вынужден приобретать их за счет собственных средств, поскольку нуждается в их постоянном приеме. В настоящее время по вновь выписанным ему рецептам лекарственные препараты ему не выдаются.
В судебном заседании помощник прокурора Заволжского района г.Ульяновска поддержал уточненные требования в полном объеме. Пояснил, что по уточненным требованиям истец просит взыскать с ответчика в пользу Прокофьева В.В. денежные средства, затраченные им 03.02.2018 на покупку лекарственного средства <данные изъяты>
Представитель ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве на иск указал следующее.
Прокофьев Владимир Васильевич, <данные изъяты> в связи с чем имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета.
Согласно пункту 2.1.4. государственного контракта, заключенного между Министерством и АО «УльяновскФармация», исполнитель обязуется организовать отпуск лекарственных препаратов по рецептам в следующие нормативные сроки:
в день предъявления в пункт отпуска рецепта, выписанного в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 20.12.2012 № 1181-н «Об утверждении порядка, назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения; при временном отсутствии необходимых лекарственных препаратов и медицинских изделий - в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты предъявления рецепта в пункт отпуска.
Соответственно, АО «УльяновскФармация» не исполнило обязательства по обеспечению наличия медицинских изделий и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного контракта. Тем самым, обязательства по возмещению истцу денежных средств у Министерства отсутствуют. Надлежащим ответчиком по делу является АО «УльяновскФармация».
Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица АО «УльяновскФармация» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве указал, что АО «УльяновскФармация» участвует в льготном лекарственном обеспечении на основании заключенных по итогам торгов государственных контрактов. Лекарственные препараты и медицинские изделия закупаются и отпускаются в ассортименте и объеме в соответствии со спецификациями к государственным контрактам. Государственные контракты в 2017 году исполнены в полном объеме.
РђРћ «УльяновскФармация» РІ настоящее время является Рсполнителем услуги РїРѕ отпуску лекарственных препаратов льготным категориям граждан. Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹, касающиеся поставки лекарственных препаратов РЅР° склад для дальнейшего отпуска РёР· аптек, находится РІРЅРµ рамок полномочий РђРћ «УльяновскФармация». Поставка осуществляется РїРѕ итогам проведенных Минздравом аукционов различными поставщиками - победителями аукционов.
Таким образом, отпуск лекарственных препаратов осуществляется при наличии их поставки на склад на основании выписанных рецептов.
Представитель третьего лица ГУЗ «Городская поликлиника № 6» в судебном заседании решения оставила на усмотрение суда. Пояснила, что пациент Прокофьев В.В. является <данные изъяты> истцу по жизненным показаниям назначен лекарственный препарат «<данные изъяты>
На лекарственный препарат <данные изъяты> рецепт выписывает врач ГУЗ «Городская поликлиника №6» на основании ежемесячно предоставленной Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области персонифицированной заявки на лекарственные средства составленной ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» исходя из необходимости приема лекарственного препарата пациентом.
В персонифицированной заявке на лекарственные средства на ноябрь, декабрь 2017 года пациент Прокофьев В.В. указан не был.
На лекарственный препарат <данные изъяты> рецепт выписывается пациенту при обращении к врачу ГУЗ «Городская поликлиника №6».
Лекарственные препараты, медицинские изделия для обеспечения отдельных категорий граждан закупаются Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.
За период с 01.11.2017 по 16.03.2018 пациенту Прокофьеву В.В. лечащим врачом были оформлены следующие льготные рецепты:
- 16.11.2017 рецепт серии 731730 № <данные изъяты>
- 16.01.2018 рецепт серии 731830 № 743 <данные изъяты>
- 05.03.2018 рецепт серии 731830 № 4429 лек.препарат «<данные изъяты>
В декабре 2017, феврале 2018 года пациент не обращался к врачу за льготным рецептом.
Представитель третьего лица ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер в судебное заседание не явился, в отзыве на иск просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих РІ деле, исследовав материалы дела, дело освидетельствования РњРЎР, медицинскую карту, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Судом установлено, что Прокофьев В.В., <данные изъяты> в связи с чем имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения.
РџСЂРё обращении РІ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Первый РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ государственный медицинский университет имени Р.Рњ. Сеченова Министерства здравоохранения Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Прокофьеву Р’.Р’. врачом рекомендованы лекарственные препараты, РІ том числе «Флутамид» 250 РіСЂ 3 СЂ/Рґ, «Зомета» (золедроновая кислота) 4 РјРі РІ/РІ каждые 28 дней.
За период с 01.11.2017 по 16.03.2018 Прокофьеву В.В. лечащим врачом ГУЗ «Городская поликлиника № 6» были оформлены следующие льготные рецепты:
- 16.11.2017 рецепт серии 731730 № 19425 лек.препарат <данные изъяты>
- 16.01.2018 рецепт серии 731830 № 744 лек.препарат «<данные изъяты>
- 16.01.2018 рецепт серии 731830 № 743 лек.препарат «<данные изъяты>
- 05.03.2018 рецепт серии 731830 № 4429 лек.препарат «<данные изъяты>
Согласно отчету о получении лекарственных средств по рецепту от 16.11.2017 препаратом <данные изъяты> Прокофьев В.В. не был обеспечен, в связи с чем за счет собственных средств приобретал данный лекарственный препарат, в том числе 20.01.2018 на сумму 455 руб., 27.01.2018 на сумму 447 руб., а всего 2 упаковки по 20 таблеток 250 мг.
Следует отметить, что РїРѕ рецепту РѕС‚ 16.01.2018 препарат <данные изъяты> был выдан Прокофьеву Р’.Р’. только 06.02.2018. РР· изложенного СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что истец был вынужден приобретать препарат Р·Р° СЃРІРѕРё денежные средства, РїСЂРё чем приобрел его РІ количестве, РЅРµ превышающем нуждаемость РІ данном препарате.
В связи с тем, что по рецепту от 16.01.2018 № 744 истец не был обеспечен лекарственным препаратом «<данные изъяты> 5мл, 03.02.2018 он также приобрел его з свой счет, потратив 10 328 руб.
Факт приобретения истцом препаратов за собственные средства подтверждается представленными в материалы дела кассовыми и товарным чеками.
Рассматривая требования о взыскании с ответчика потраченных истцом на приобретение лекарств, суд исходит из следующего.
Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, установлено, что Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации (п.1.1). На Министерство возложена обязанность по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (п.2.2.1).
Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В утвержденный Перечень включены неработающие инвалиды 2 группы по всем лекарственным средствам.
Таким образом, право на получение истцом бесплатного лекарственного обеспечения гарантировано государством.
На основании вышеуказанных нормативно-правовых актов, с учетом того обстоятельства, что истец не был своевременно обеспечен лекарственными препаратами по рецептам в установленном законом порядке, суд находит требование о взыскании с ответчика в пользу истца затраченных им на приобретение жизненно важных препаратов денежных средств в общей сумме 11 230 руб. (455 руб. + 447 руб. + 10 328 руб.) обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В остальной части в удовлетворении иска надлежит отказать.
Довод ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу является АО «УльяновскФармация», является необоснованным, поскольку именно Министерство здравоохранения, являющееся исполнительным органом государственной власти, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, в соответствии с действующим законодательством наделено полномочиями по обеспечению граждан лекарственными препаратами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Заволжского района Рі. Ульяновска РІ интересах Прокофьева Владимира Васильевича Рє Министерству здравоохранения, семьи Рё социального благополучия Ульяновской области удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Прокофьева Владимира Васильевича денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных препаратов, в размере 11 230 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Е.Тураева