Решение по делу № 2а-3605/2021 от 02.08.2021

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ      г. Владивосток Приморского края

Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Логиновой Е.В.

при секретаре ФИО9.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к министерству транспорта и дорожного хозяйства <данные изъяты> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

    

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с названным административным иском в интересах неопределенного круга лиц к министерству транспорта и дорожного хозяйства <данные изъяты>, указав в обоснование требований, что прокуратурой района проведена проверка соответствия автомобильной дороги общего пользования регионального значения «<данные изъяты>» требованиям законодательства о безопасности дорожного движения. По результатам проверочных мероприятий установлены нарушения требований законодательства, создающие угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения. В ходе проверки выявлено, что отделом диагностики и приемки работ мостовых сооружений КГКУ «<данные изъяты>» в марте ДД.ММ.ГГГГ г. произведены работы по освидетельствованию технического состояния мостового сооружения через ручей на км 9 + 010 автомобильной дороги «<данные изъяты>» в Пограничном муниципальном районе. В результате обследования установлено, что данный мост находится в аварийном состоянии вследствие дефектов проезжей части, пролетных строений и пучения свай опор, при наличии в конструкциях опасных, трудноустранимых критических дефектов считается экономически нецелесообразным их устранение посредством ремонтно-восстановительных работ, необходимы полная перестройка (реконструкция) мостового сооружения под современные нагрузки автотранспортных средств (строительство нового моста), обустройство объезда. Мостовое сооружение рекомендовано включить в государственную программу «<данные изъяты>» на строительство нового сооружения. В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ г. прокуратурой района совместно с ОГИБДД ОМВД России по <данные изъяты> обследования также выявлено несоответствие мостового сооружения через ручей на км 9 + 010 автомобильной дороги «<данные изъяты>» в <данные изъяты> муниципальном округе требованиям ГОСТ , ТР ТС «Безопасность автомобильных дорог», СП «Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП ». Ранее прокуратурой района проводилась проверка по указанному вопросу, решением Первореченского районного суда г. Владивостока от 29.09.2016 г. требования прокурора Пограничного района Приморского края в части приведения мостового сооружения в надлежащее техническое состояние, отвечающее требованиям безопасности дорожного движения, были удовлетворены. Вместе с тем соответствующие мероприятия в отношении данного мостового сооружения не выполнены, решение суда не исполнено. Предписания, выдаваемые должностными лицами ОГИБДД ОМВД России по <данные изъяты> с целью устранения нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ г. административным ответчиком не выполняются. Временный объезд мостового сооружения отсутствует. При этом по данному мостовому сооружению проходит маршрут движения автобусов, перевозящих население до п. Пограничный и далее, фактически, несмотря на установленные ограничивающие знаки, осуществляется движение большегрузного транспорта с разрешенной массой, значительно превышающей 20 тонн, имеется высокая вероятность обрушения моста. Министерством транспорта и дорожного хозяйства <данные изъяты>, располагающим сведениями о несоответствии мостового сооружения, расположенного на автомобильной дороге «<данные изъяты>», техническим требованиям, мероприятия по оборудованию объезда не проведены и в государственную программу <данные изъяты> «<данные изъяты>», утвержденную постановлением Администрации <данные изъяты> от г. № -па, такие мероприятия не включены, их финансирование не предусмотрено. Согласно письму министерства от ДД.ММ.ГГГГ г. № запланировано выполнение объезда аварийного мостового сооружения только на г. Отсутствие объезда влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по указанной автомобильной дороге общего пользования регионального значения. Необходимость обустройства объезда связана с невозможностью следования по другим автомобильным дорогам. С учетом уточнения административных исковых требований, административный истец просит признать незаконным бездействие министерства транспорта и дорожного хозяйства <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер по оборудованию объезда мостового сооружения через ручей на км 9 + 010 автомобильной дороги «<данные изъяты>» в <данные изъяты> муниципальном округе; возложить на административного ответчика обязанность оборудовать объезд мостового сооружения через ручей на км 9 + 010 автомобильной дороги «<данные изъяты>» в Пограничном муниципальном округе для движения транспортных средств в течение одного месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Первореченского района г. Владивостока ФИО10. поддержала уточненный административное исковое заявление по изложенным в нем доводам.

Представитель административного ответчика – ФИО11., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве. Считает, что бездействие административного ответчика отсутствует ввиду того, что министерством в ДД.ММ.ГГГГ г. планируется выполнение объезда аварийного моста, в целях обеспечения безопасности на подходах к мосту установлены ограничивающие дорожные знаки: «Ограничение массы» 20 тонн и «Неровная дорога». Возражала против установления срока исполнения обязанности один месяц, ссылаясь на недостаточность бюджетного финансирования, объем подлежащих выполнению работ, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав доводы участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ) задачами названного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

Часть 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ возлагает обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются приведенной нормой закона (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ), в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В силу ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ).

К числу перечисленных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе, решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

В соответствии с Положением о министерстве транспорта и дорожного хозяйства <данные изъяты>, утвержденным постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г. № -па (далее – Положение), министерство является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (п. 1.1 Положения).

Согласно п. 2.2 названного Положения министерство транспорта и дорожного хозяйства <данные изъяты> в пределах своих полномочий, в числе прочего, осуществляет планирование в сфере транспорта и дорожного хозяйства; осуществляет деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; готовит предложения по формированию и использованию бюджетных ассигнований дорожного фонда Приморского края; выполняет в порядке, установленном действующим законодательством, функции ответственного исполнителя по разработке и реализации государственных программ, финансируемых за счет средств федерального и краевого бюджета, в пределах компетенции министерства; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ; осуществляет функции главного администратора и администратора доходов краевого бюджета бюджетной системы Российской Федерации; осуществляет региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой <данные изъяты> проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на мостовом сооружении через ручей на км 9 + 010 автомобильной дороги «<данные изъяты>» в Пограничном муниципальном районе, относящейся к дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения (идентификационный номер ) согласно постановлению Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г. № -па.

В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ г. прокуратурой района совместно с ОГИБДД ОМВД России по <данные изъяты> обследования выявлено несоответствие указанного мостового сооружения требованиям ГОСТ , СП , а именно: имеются дефекты проезжей части, пролетных строений, пучения свай опор, в результате чего наблюдается сильное искривление продольного профиля, по всей ширине проезжей части моста расхождение плит проезжей части моста до 20 см, на смежных ПС в зоне установки ДШ наблюдается разрушение цементного покрытия проезжей части мостового сооружения с оголением арматурной сетки, с левой стороны моста образовался зазор между плитами тротуарных блоков величиной до 25 см, с правой стороны образовался зазор между плитами тротуарных блоков величиной до 20 см, аварийное разрушение бетонной насадки опоры № слева, скол бетонной грани насадки, повышается вероятность обрушения тротуарного блока в пролете 4,5 слева, объезд отсутствует.

Вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г. решением Первореченского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ г. по результатам рассмотрения иска прокурора <данные изъяты> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц установлен факт нахождения мостового сооружения, расположенного на 9 км + 10 м. на автодороге «<данные изъяты>», в ненадлежащем (аварийном) состоянии, на департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу выполнить мероприятия по уменьшению искривления профиля посредствам профилирования покрытия дорожного полотна проезжей части моста и подходов, выполнить сопряжение моста с подходами на опорах № 1 и № 6, произвести очистку русла реки, ликвидировать наносы грунта, ликвидировать пучение свай опор № 3 и № 4 с выполнением противопучинных мероприятий на сваях опор № 3 и № 4, устроить новые железобетонные заборные стенки с откосными плитами, произвести ремонт блоков насадок всех опор с заменой бетона объединения блоков насадок свай с насадками, произвести работы по срубанию выпученных свай опор № 3 и № 4 до горизонтального профиля моста, выполнить обязательную выбраковку пролетных плит по акту, произвести монтаж нового мостового полотна и деформационных швов на всю ширину проезжей части на опорах № 1, № 4 и № 6 с непрерывной проезжей частью на опорах № 2, № 3, № 5, заменить повышенные тротуарные блоки на накладные или тротуарные мостовые плиты с закладными деталями под перильное и барьерное ограждение, установить металлическое барьерное ограждение на мосту и подходах, выполнить горизонтальную разметку на мосту и подходах.

То обстоятельство, что до настоящего времени вступившее в законную силу решение суда не исполнено, к выполнению перечисленных в указанном судебном акте работам административный ответчик не приступал, следует из материалов дела и подтверждено в ходе судебного разбирательства обеими сторонами.

Неоднократно в ответ на представления прокуратуры <данные изъяты> Правительством Приморского края сообщалось о планируемых мероприятиях по выполнению объезда мостового сооружения каждый раз с указанием нового срока (ответ заместителя председателя Правительства Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ г. № от ДД.ММ.ГГГГ г. № ).

До настоящего времени, несмотря на аварийное состояние мостового сооружения, его объезд не оборудован, что свидетельствует о бездействии административного ответчика, ставящее под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, ежедневно эксплуатирующих мостовое сооружение при движении по нему.

Приведенные в обоснование возражений на административный иск доводы об отсутствии в бюджете достаточных денежных средств, необходимых для оборудования объезда мостового сооружения, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает административного ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей. Действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение ответственными лицами требований по обеспечению безопасности дорожного движения от их финансовых возможностей.

Ссылку представителя министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края на отсутствие оспариваемого бездействия ввиду установки на подходах к мостовому сооружению предупреждающих и запрещающих дорожных знаков суд находит несостоятельной, поскольку наличие таких знаков не свидетельствует о принятии административным ответчиком надлежащих мер, исключающих угрозу безопасности участников дорожного движения.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о непринятии административным ответчиком своевременных и полных мер по ликвидации условий, способных причинить вред жизни и здоровью граждан.

При определении срока исполнения обязанности по оборудованию объезда аварийного мостового сооружения суд исходит из объема подлежащих выполнению работ, учитывает длительность бездействия административного ответчика, значимость выполнения работ по организации объезда мостового сооружения в целях исключения угрозы безопасности жизни и здоровью участников дорожного движения, наличие высокой вероятности обрушения мостового сооружения и полагает целесообразным установить срок для производства такого рода работ в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к министерству транспорта и дорожного хозяйства <данные изъяты> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, выразившееся в непринятии мер по оборудованию объезда мостового сооружения через ручей на км 9 + 010 автомобильной дороги «<данные изъяты>» в <данные изъяты>.

Обязать министерство транспорта и дорожного хозяйства <данные изъяты> оборудовать объезд мостового сооружения через ручей на км 9 + 010 автомобильной дороги «<данные изъяты>» в <данные изъяты> муниципальном округе для движения транспортных средств в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Логинова

2а-3605/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Пограничного района
Ответчики
Министерство транспорта и дорожного хозяйства
Суд
Первореченский районный суд г. Владивосток
Судья
Логинова Елена Владимировна
Дело на странице суда
pervorechensky.prm.sudrf.ru
02.08.2021Регистрация административного искового заявления
02.08.2021Передача материалов судье
03.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2021Судебное заседание
28.09.2021Судебное заседание
08.10.2021Судебное заседание
22.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее