Решение по делу № 2-3324/2022 от 09.03.2022

Дело № 2-3324/2022                                КОПИЯ        

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Челябинск                            04 мая 2022 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего М.Н. Величко,

при секретаре М.В. Зинченко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кургана, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании защитного сооружения гражданской обороны, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Кургана обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества – защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>.

В обосновании иска указал, что прокуратурой по города Кургана в октябре 2021 года проведена проверка состояния защитного сооружения гражданской обороны защитное сооружение гражданской обороны (далее ЗС ГО), принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, содержится с нарушением требований действующего законодательства.

Старший помощник прокурора Центрального района г.Челябинска – О.Д. Пиняева, действующаяй по поручению прокурора города Кургана, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях участия в судебном заседании не принял, извещен, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил, ранее в ходе рассмотрения дела иск не признал. В отзыве на иск представитель ответчика сослался на то, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 1 Центрального района г. Челябинска вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ответчика по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ ввиду отсутствия у МТУ Росимущества полномочий по приведению ЗС ГО в надлежащее состояние. Вынесенным в адрес МТУ Росимущества предписание ГУ МЧС России по Курганской области об устранении выявленных нарушений действующего законодательства установлен срок до 26 сентября 2022 года для устранения нарушений законодательства. В настоящее время данное предписание обжалуется в Арбитражный суд Курганской области. Нарушения требований действующего законодательства при содержании ЗС ГО, выявленные ГУ МЧС России по Курганской области, полностью дублируют требования иска прокурора, а потому на момент рассмотрения дела срок для устранения выявленных недостатков еще не истек.

Кроме того, требования прокурора не содержат в себе указания на то, какие конкретно необходимо выполнить действия, дабы привести в исправное состояние ЗС ГО, что влечет неисполнимость решения суда.

Действия приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», на которое ссылается прокурор, на МТУ «Росимущества не распространяется, поскольку ответчик является территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти.

Также в акте проверки и в иске прокурора не указаны нарушения иных требований пунктов 3.2.3-ДД.ММ.ГГГГ. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , по содержании вышеуказанного ЗС ГО. При этом сохранение защитных сооружений гражданской обороны относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Представитель третьего лица Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся в судебное заседание.

Суд, заслушав прокурора, исследовав представленные в материалы письменные доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.

Данное положение реализуется посредством принятия ведомственных нормативно-методических документов и нормативов, регламентирующих порядок содержания федерального имущества, находящегося в ведении соответствующего министерства и подведомственных ему служб и агентств, в том числе в части определения стоимости эксплуатационных затрат.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с положением о Межрайонном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ МТУ Росимущество в Челябинской и Курганской областях наделено полномочиями по осуществлению функциями от имени Российской Федерации по управлению федеральным имуществом.

Прокуратурой по города Кургана в 2021 года проведена проверка по вопросу аварийного состояния защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе обследования проведенного 01 октября 2021 года с участием ГУ НД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>, установлено, что по адресу: <адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны, которое согласно выписке из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано на праве собственности за Российской Федерацией. Данное имущество находится в казне Российской Федерации и свободно от прав третьих лиц, что подтверждается письмом МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от ДД.ММ.ГГГГ -БЛ/2172.

При осмотре установлено, что данное защитное сооружение гражданской обороны содержится с нарушением требований действующего законодательства, а именно, с нарушением положений п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ), пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , п. 2-15 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ , п. 3.2.1. – ДД.ММ.ГГГГ Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , входные двери ЗС ГО в неисправном состоянии, нарушена герметизация и гидроизоляция ЗС ГО, системы электроснабжения и отопления отсутствуют.

Судом установлено, не оспаривается сторонами, что собственником указанного имущества является государство, ответчик осуществляет функции по управлению федеральным имуществом (Приказ Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом»), соответственно, вопреки доводам ответчика, обязанность по надлежащему содержанию, охране и принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в задние или сооружение, в том числе в тот период, когда они не эксплуатируются, должны быть возложены на него.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органом технической инвентаризации.

В соответствии с преамбулой Закона о гражданской обороне настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

На основании с п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Указанное в иске прокурора ЗС ГО в силу закона являются федеральной собственностью, находятся в состоянии непригодном для его использования по прямому назначению, в связи с чем, МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях обязано обеспечить исполнение требований законодательства, обеспечить приведение ЗС ГО в соответствии с требованиями.

Осуществление обязанности по принятию мер, направленных на сохранение защитных сооружений не противоречит компетенции ответчика, определенной Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п. 4 данного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях:

- осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации;

- осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке;

- подготавливает и представляет в установленном порядке в Агентство планы деятельности Межрегионального территориального управления на соответствующий период и отчеты об их исполнении;

- осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, обеспечивает передачу данной информации в Агентство;

- закрепляет в установленном порядке находящееся в федеральной собственности имущество на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными казенными предприятиями, производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества;

- закрепляет в установленном порядке находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за указанными учреждениями;

- принимает в установлением порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации;

- проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки;

- выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, в том числе составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним.

В соответствии с п. 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на соответствующих территориях:

- в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;

- осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию;

- ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Пунктом 8 настоящего Порядка определено, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Вместе с тем мер со стороны ответчика, направленных на приведение вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны, в состояние, соответствующее требованиям Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» не принято.

По мнению ответчика МТУ «Росимущества к Челябинской и Курганской областях, правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют, так как бюджетной системой МТУ Росимущества с 2019 по 2021 годы по целевой статье расходов «Содержание и обслуживание Казны Российской Федерации» не были предусмотрены расходы на содержание и ремонт ЗС ГО, расположенных на территории Курганской области, что данные расходы являются расходными обязательствами Курганской области.

Однако указанные доводы ответчика не основаны на законе. Являясь лицом, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, он несет обязанности собственника по надлежащему содержанию, охране и принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание, в том числе в тот период, когда оно не эксплуатируется. Отсутствие у собственника денежных средств на содержание принадлежащего ему имущества не может рассматриваться судом в качестве обстоятельства, освобождающего его от несения обязанности по содержанию такого имущества, поскольку не предусмотрено законом.

Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрена обязанность именно федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

С учетом изложенного несостоятельны доводы ответчика о том, что сохранение защитных сооружений гражданской обороны относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Не влекут отказа в удовлетворении иска и доводы ответчика о том, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 1 Центрального района г. Челябинска вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ответчика по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ ввиду отсутствия у МТУ Росимущества полномочий по приведению ЗС ГО в надлежащее состояние, поскольку указанным постановлением установлен факт совершения ответчикам указанного административного правонарушения, а производство по делу прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Доводы ответчика о том, что вынесенным в адрес МТУ Росимущества предписание ГУ МЧС России по Курганской области об устранении выявленных нарушений действующего законодательства установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ для устранения нарушений законодательства также не влекут отказа в удовлетворении иска, поскольку органами прокуратуры в отношении ответчика какого-либо предписания не выносилось, а вынесение в отношении ответчика указанного предписания ГУ МЧС России по Курганской области не препятствует прокурору обратиться в суд с настоящим иском.

Доводы ответчика о том, что иск содержит требования, вынесение решения по которым влечет неисполнимость данного решения, является лишь мнением ответчика, поскольку в просительной части иска прокурор указал какие нарушения необходимо устранить ответчику.

Несостоятельны и доводы ответчика о том, что действия приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», на которое ссылается прокурор, на МТУ «Росимущества не распространяется, поскольку прокурор просит устранить нарушения требований Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , которые обязательны для исполнения ответчиком.

То обстоятельство, что в акте проверки и в иске прокурора не указаны нарушения иных требований пунктов 3.2.3-ДД.ММ.ГГГГ. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , по содержанию вышеуказанного ЗС ГО, значения для разрешения заявленного иска не имеет, поскольку суд в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ ограничен заявленными требованиями и основаниями иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании защитного сооружения гражданской обороны, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.

Возложить на МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях обязанность устранить установленные ДД.ММ.ГГГГ нарушения законодательства о гражданской обороне в защитном сооружении гражданской обороны, находящемся по адресу: <адрес>, площадью 237,4 кв.м, путем приведения последнего в состояние, соответствующее требованиям законодательства о гражданской обороне – п.п. 3.2.1.-ДД.ММ.ГГГГ Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , а именно:

- привести входные двери защитного сооружения гражданской обороны в исправное состояние;

- восстановить герметизацию и гидроизоляцию защитного сооружения гражданской обороны;

- установить в защитном сооружении гражданской обороны системы электроснабжения и отопления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: п/п М.Н. Величко

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья:              М.Н. Величко

Секретарь: М.В. Зинченко

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

2-3324/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
ПРОКУРАТУРА ГОРОДА КУРГАНА
Ответчики
МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях
Другие
УПРАВЛЕНИЕ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ГУ МЧС РОССИИ ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Суд
Центральный районный суд г. Челябинск
Судья
Величко Максим Николаевич
Дело на странице суда
centr.chel.sudrf.ru
09.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.03.2022Передача материалов судье
11.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2022Подготовка дела (собеседование)
07.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2022Судебное заседание
13.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2022Дело оформлено
17.01.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.01.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
21.02.2023Судебное заседание
21.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
25.09.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.09.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.11.2023Судебное заседание
21.12.2023Судебное заседание
11.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
11.04.2024Дело передано в архив
24.04.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
24.04.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.06.2024Судебное заседание
09.07.2024Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
19.11.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
19.11.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
11.12.2024Судебное заседание
04.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее