Решение по делу № 2-4279/2017 от 09.10.2017

Дело № 2-4279/2017    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2017 года                                    г. Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Идиятовой Н.Р.,

при секретаре Тимерхановой Р.М.,

с участием истца Мингазова А.И.,

представителя истца Загидуллина И.А.,

представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мингазова А.И. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о восстановлении срока исковой давности, взыскании денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени,

УСТАНОВИЛ:

Мингазов А.И. обратился в суд с иском к МВД по Республике Башкортостан о восстановлении срока исковой давности, взыскании денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, мотивируя свои требования тем, что он проходил службу в органах внутренних дел заместителем начальника следственного отделения Отдела МВД России по <адрес>. Приказом МВД по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ л/с он уволен из органов внутренних дел в соответствие с п. 1 ч. 3 ст. 82 ФЗ №342-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел. В период службы он не использовал дополнительные дни отдыха за сверхурочную работу, в выходные и праздничные дни за период c 2013 по 2016 г. в связи с чем, ему полагается соответствующая денежная компенсация. Просит взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию за работу в выходные дни за период с 2013 по 2016 г. в размере 294 873,5 рублей.

В судебном заседании истец Мингазов А.И. и его представитель Загидуллин И.А. исковые требования поддержали, и просили удовлетворить.

Представитель ответчика МВД по РБ ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отклонить, пояснив, что за все сверхурочные в пределах лимита 120 часов в год истцу выплачено, что подтверждается справкой. Просит применить срок исковой давности по данным требованиям.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что согласно ответу на запрос от ДД.ММ.ГГГГ Отдела МВД России по <адрес> у истца Мингазова А.И. за период с 2013 по 2016 годы имеется остаток некомпенсированных дней переработки 140,38 дней, компенсация за которые составляет 294 873,5 рублей.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Мингазову А.И. согласно приказа МВД по РБ л/с от ДД.ММ.ГГГГ начислено и выплачено единовременное пособие в размерах двух окладов денежного содержания при увольнении в сумме 61 000 рублей, компенсация за неиспользованные дни отпуска в количестве 104 календарных дня, в том, числе неиспользованные дни основного отпуска за 2017 год в количестве 30 календарных дней, неиспользованные дни дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел за 2017 год в количестве 2,5 календарных дней (пропорционально отработанному времени) неиспользованные дни дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за 2017 год в количестве 4,5 календарных дней (пропорционально отработанному времени), неиспользованные дни основного отпуска за 2013 и 2015 годы в количестве 37 календарных дней, неиспользованные дни дополнительного отпуска за стаж службы в ОВД за 2013, 2015 и 2016 годы в количестве 15 календарных дней, некомпенсированные дни переработки присоединенные к отпуску в количестве 15 дней. Всего начислено и выплачено 218 502,91 рублей. Указанный факт сторонами не оспаривается.

В соответствии с ч. 4 ст. 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ, сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Из содержания приведенных положений законов усматривается, что законодатель определил два возможных периода для исчисления срока обращения в суд за разрешением служебного (трудового) спора, а именно: период, начало которого исчисляется со дня, когда сотрудник (работник) узнал о нарушении своего права, или период, начало которого исчисляется со дня, когда сотрудник (работник) должен был узнать о нарушении своего права.

Судом установлено, что приказом МВД по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ л/с Мингазов А.И. уволен из органов внутренних дел в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 82 ФЗ №342-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел.

Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 342-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в ч. 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Статья 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что сотрудник полиции имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпусков.

Согласно ст. 53 Федерального закона № 342-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Из п. 10 ст. 53 Федерального закона № 342-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены ч. 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Федерального закона № 342-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ основной и дополнительные отпуска сотруднику органов внутренних дел предоставляются ежегодно, начиная с года поступления на службу в органы внутренних дел.

Согласно п. 15 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется: Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России; иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России.

Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в подпунктах 15.1 и 15.2 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля (п. 16 Порядка).

В соответствии с п. 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, сотруднику, по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Количество дней, за которое в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (п. 58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п. 18 Порядка, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ , по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

Исходя из содержания ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 120 часов в год.

Таким образом, из системного анализа указанных выше норм следует, что действующее специальное законодательство, регламентирующее порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам органов внутренних дел, установило ограничение по оплате работы в сверхурочное время в размере не более 120 часов в год.

То есть возможность получения денежной компенсации за сверхурочную работу ограничена 120 часами в год (15 дней), при этом, как следует из материалов дела, в 2013 - 2017 годах истцу указанная компенсация в максимально предусмотренном размере была начислена и выплачена.

Остальные часы переработки могли быть компенсированы только дополнительными днями отдыха, которые предоставляются лишь по заявлению (рапорту) сотрудника.

Истцом представлены копии рапортов о предоставлении отгулов, которые были отклонены руководством, между тем, требования о признании действий руководителя в указанной части незаконными не заявлены.

Таким образом, суд полагает, что истец имеет право на получение денежной компенсации за сверхурочную работу, но не более 120 часов в год, остальное должно компенсироваться дополнительными отгулами, что вытекает из анализа специальных норм, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения исковых требований Мингазова А.И. к МВД по РБ о взыскании денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени.

Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании заявил ходатайство о применении срока исковой давности по данным требованиям. Суд полагает возможным данное ходатайство удовлетворить исходя из следующего.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 272-ФЗ статья 392 Трудового кодекса РФ дополнена пунктом 2, согласно которому за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (части 3, 4 статьи 12 Трудового кодекса РФ).

Поэтому к требованиям Мингазова А.И. о взыскании компенсации за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени за период с 2013 по 2016 г. подлежит применению срок, установленных для защиты нарушенного права продолжительностью три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В суд с иском о взыскании компенсации Мингазова А.И. обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока для обращения в суд с такими требованиями, установленного статьей 392 Трудового кодекса РФ. Обстоятельства, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска данного срока, не установлены. Пропуск срока, установленного законом для обращения в суд за защитой нарушенного трудового права, является, как указано в статье 199 Гражданского кодекса РФ, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Мингазова А.И. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о восстановлении срока исковой давности, взыскании денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Уфы РБ.

Председательствующий Н.Р. Идиятова    

2-4279/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Мингазов А.И.
Ответчики
Министерство внутренних Дел РБ
Другие
Загидуллин И.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Уфы
Дело на странице суда
leninsky.bkr.sudrf.ru
09.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2017Передача материалов судье
13.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2017Подготовка дела (собеседование)
02.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее