Решение по делу № 3а-1852/2020 от 06.11.2020

УИД: 59OS0000-01-2020-001527-49

№ 3а-1852/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 декабря 2020 г. г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при секретаре Елисеевой К.С.,

с участием представителя административного истца Клименко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Дачный периметр» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

ООО «Дачный периметр» обратилось с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:

- здания с кадастровым номером **14, площадью 421,5 кв.м, назначение: нежилое, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 9451 111 руб. по состоянию на 1.01.2018;

- здания с кадастровым номером **293, площадью 941,7 кв.м, назначение: нежилое, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 20682 429 руб. по состоянию на 1.01.2018.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником нежилых зданий. Кадастровая стоимость зданий утверждена приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 25.10.2018 № СЭД-31-02-2-2-1323 по состоянию на 1.01.2018 в размере 12290080,14 руб. и 26308894,42 руб. соответственно. Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости объектов недвижимости, что подтверждается отчётами об оценке от 24.09.2020 № 929.1/О-20 и № 929.2/О-20 оценщика ООО «Р-Консалтинг» Б., согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости составляет 9451111 руб. и 20682429 руб. Несоответствие кадастровой стоимости рыночной нарушает законные интересы административного истца, как плательщика налога на имущество юридических лиц.

Представитель административного истца К. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края П1. в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в заявленном в иске размере.

Заинтересованные лица ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю, П2., Т., Д., ООО «Рассвет», ООО «Альянс» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.

Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства административного дела.

Согласно частям 1, 7 статьи 22 Федерального закона 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

ООО «Дачный периметр» является собственником 1/2 доли в праве собственности на здание с кадастровым номером **:14, расположенное по адресу: ****, и являлся собственником 1/3 доли в праве собственности на здание с кадастровым номером **293, расположенное по адресу: ****, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости и свидетельством о государственной регистрации права. С 23.09.2020 право на долю в праве собственности на здание с кадастровым номером **293 перешло на основании договора купли – продажи от 18.09.2020 П2.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Правовой интерес ООО «Дачный периметр» в определении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной их рыночной стоимости основан на положениях статьи 402, пунктов 1, 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 2 Закона Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и внесении изменений в Закон Пермского края «О налогообложении в Пермском крае» и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Как собственник указанных зданий в оспариваемый период ООО «Дачный периметр» является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость зданий с кадастровыми номерами **14, **293 по состоянию на 1.01.2018 утверждена приказом Министерства по управлению имуществом и земельных отношений Пермского края от 25.10.2018 № СЭД-31-02-2-2-1323 в размере соответственно 12290080,14 руб. и 26308894,42 руб.

Согласно отчётам об оценке от 24.09.2020 № 929.1/О-20 и № 929.2/О-20 оценщика ООО «Р-Консалтинг» Б., рыночная стоимость зданий с кадастровым номером **14 составляет 9451111 руб., с кадастровым номером **293 составляет 20682429 руб.

Отчёты об оценке составлены с соблюдением требований Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчёту об оценке (ФСО № 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО № 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611, содержат подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов в части применения подхода к оценке. Суждение специалиста относительно рыночной стоимости объектов оценки подтверждается собранной информацией и приведёнными расчётами.

Оценщик соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам: является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховал гражданскую ответственность.

Выводы сделаны оценщиком в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого, а также отказ от применения доходного и затратного подходов и определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки суд находит обоснованным.

Оценщиком проведён анализ рынка объектов недвижимости, используемых как коммерческая недвижимость. По результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости: назначение, вид имущественных прав, условия финансирования, условия продажи, условия рынка, скидка на торг, местоположение, этажность, площадь.

Применяя сравнительный подход с применением метода сравнения продаж, из предложенного рынка купли-продажи нежилых зданий на территории города Перми оценщик выбрал подходящие по элементам сравнения: передаваемые права, наличие обременений, дата предложения, местоположение, назначение и вид фактического использования, материал стен, физическое состояние, площадь, наличие коммуникаций. Из представленной выборки оценщик в первом случае выбрал 4 объекта-аналога для объекта оценки, а во втором случае 6 объектов-аналогов. При этом оценщик ориентировался на то, чтобы аналоги были наиболее близки по основным элементам сравнения к объектам оценки. С учетом внесения корректировок на дату предложения, на торг, на местоположение, на площадь, физическое состояние, плотность застройки, сведения о стоимости объекта достаточно полно отражают среднерыночный уровень цен продаж на рынке объектов типичных для объектов оценки. Обоснование применения корректировок, как и отказа от применения корректировок, оценщиком приведено в отчётах со ссылкой на источники, которыми он руководствовался.

Выбор объектов-аналогов оценщиком в отчётах надлежащим образом обоснован с учетом анализа рынка объектов оценки. Вся информация об объектах-аналогах является проверяемой, приложенные к отчётам скриншоты страниц сайта являются читаемыми. С учётом изложенного, проведенная оценщиком идентификация объектов-аналогов позволяет установить, что отобранные аналоги относятся к одному с оцениваемому объекту сегменту рынка и сопоставимы с ними по основным ценообразующим факторам.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанных в уточнённом отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценив отчёты об оценке в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о достоверности размера рыночной стоимости объектов оценки согласно отчётам об оценке от 24.09.2020 № 929.1/О-20 и № 929.2/О-20 оценщика ООО «Р-Консалтинг» Б., и о возможности принять указанные отчёты об оценке в качестве надлежащих доказательств.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Согласно части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации резолютивная часть решения суда по делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должна содержать указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости объектов недвижимости. Следовательно, результатом рассмотрения судебного дела данной категории является определение достоверной величины рыночной стоимости объектов капитального строительства. При этом в отсутствие доказательств иной рыночной стоимости объектов недвижимости истцу не может быть отказано в реализации права на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости.

Административный ответчик выразил несогласие с отчётом об оценке от 24.09.2020 № 929.1/О-20 и № 929.2/О-20 оценщика ООО «Р-Консалтинг» Б. Доказательств иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости, чем в отчётах об оценке, административным ответчиком и заинтересованными лицами суду не представлено.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, кадастровую стоимость объектов недвижимости следует установить в размере рыночной стоимости по состоянию на 1.01.2018 для здания с кадастровым номером **14 в размере 9451111 руб., для здания с кадастровым номером **293 в размере 20682429 руб.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», положений Закона об оценочной деятельности, датой подачи заявления считается дата обращения в Комиссию или в суд.

Законом о кадастровой оценке не предусмотрен обязательный досудебный порядок, заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 6.11.2020, соответствующую дату суд указывает в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ООО «Дачный периметр» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером **14, площадью 421,5 кв.м, назначение: нежилое, по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 9451111 рублей по состоянию на 1.01.2018.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером **293, площадью 941,7 кв.м, назначение: нежилое, по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 20682429 рублей по состоянию на 1.01.2018.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 6.11.2020.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - подпись

Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-1852/2020 Пермского краевого суда

Мотивированное решение суда изготовлено 4.12.2020.

3а-1852/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Дачный периметр"
Ответчики
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
Другие
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю
ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края"
Клименко Елена Владимировна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Алексеев Александр Александрович
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
06.11.2020Регистрация административного искового заявления
09.11.2020Передача материалов судье
11.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2020Судебное заседание
04.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее