УИД: №
Дело № 2-1479/2024
30 августа 2024 года г. Архангельск
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Лукиной А.А.,
при секретаре Смоляк Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Архангельского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к закрытому акционерному обществу «Арктик-Консалтинг-Сервис» об обязании устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности,
установил:
Архангельский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис» об обязании устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности, в ходе которой установлены нарушения. Ответчик является эксплуатантом железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к железнодорожной станции Соломбалка Северной железной дороги, по договору аренды недвижимого имущества между ООО «Арктик-Консалтинг-Сервис» и ЗАО «АКС» от ДД.ММ.ГГГГ (длина <данные изъяты> м, кадастровый №). Согласно данным Северной железной дороги в ДД.ММ.ГГГГ году ЗАО «АКС» осуществлял операции с опасными грузами наименований <данные изъяты>Данные опасные грузы включены в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В нарушение требований законодательства о транспортной безопасности ответчиком не назначено лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта транспортной инфраструктуры; лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры: железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к железнодорожной станции Соломбалка Северной железной дороги, договор аренды недвижимого имущества, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Арктик-Консалтинг-Сервис» и закрытым акционерным обществом «Арктик-Консалтинг-Сервис» (длина <данные изъяты> м, кадастровый №). Пути необщего пользования, на которых осуществляется подача и уборка вагонов с грузами повышенной опасности, не категорированы, не направлены сведения в отношении объекта железнодорожных путей необщего пользования в Федеральное агентство железнодорожного транспорта о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры, а также информация по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры. В адрес ответчика было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Просили обязать ответчика в течение ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности:
- назначить лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта транспортной инфраструктуры;
- назначить лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры: железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к железнодорожной станции Соломбалка Северной железной дороги, договор аренды недвижимого имущества, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Арктик-Консалтинг-Сервис» и закрытым акционерным обществом «Арктик-Консалтинг-Сервис» (длина <данные изъяты> м, кадастровый №);
- представить в отношении объекта железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к железнодорожной станции Соломбалка Северной железной дороги, договор аренды недвижимого имущества, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Арктик-Консалтинг-Сервис» и закрытым акционерным обществом «Арктик-Консалтинг-Сервис» (длина <данные изъяты> м, кадастровый №) в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры, а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры.
Представитель истца в судебном заседании не поддержал требования в части обязания представить в отношении железнодорожных путей необщего пользования в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры, а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, поскольку требования в добровольном порядке удовлетворены. Остальные требования поддержал.
Представитель ответчика ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис» и третьего лица ООО «Арктик-Консалтинг-Сервис» не возражал против удовлетворения иска, указал, что в настоящий момент требование о внесении в отношении железнодорожных путей необщего пользования в Федеральное агентство железнодорожного транспорта сведений о субъекте и объекте транспортной инфраструктуры, информации по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры исполнено, объектам транспортной инфраструктуры присвоены категории транспортной безопасности, они включены в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, о чем свидетельствует уведомление Управления транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта. В отношении остальных требований работы ведутся.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе обеспечения транспортной безопасности, осуществляется Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности2 (далее Федеральный закон N 16-ФЗ).
В соответствии с п. 1.1 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ под зоной транспортной безопасности понимается объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных.
Транспортная безопасность определена как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 10 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ).
Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (ч. 4 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона N 16-ФЗ, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что ООО «Арктик-Консалтинг-Сервис» является собственником железнодорожного пути на станцию Соломбалка, длиной <данные изъяты> м, включающего в себя 6 стрелочных переводов и 1 переезд, кадастровый №, располагающегося в пределах границ земельных участков № № №
Между ООО «Арктик-Консалтинг-Сервис» и ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис» заключен договор аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование недвижимое имущество, в том числе железнодорожный путь на станцию Соломбалка, длиной <данные изъяты> м, включающий в себя 6 стрелочных переводов и 1 переезд, кадастровый №.
Как указано в пп. «з» п.5 ст.1 Федерального закона N 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя: определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, и (или) грузов повышенной опасности.
В утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1442 перечень участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, и (или) грузов повышенной опасности, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, включены участки железнодорожных путей необщего пользования, на которых осуществляются подача и (или) уборка вагонов с грузами повышенной опасности, маневровые работы для вагонов с грузами повышенной опасности, а также стоянка вагонов с грузами повышенной опасности.
Согласно данным Северной железной дороги, предоставленным в Архангельскую транспортную прокуратуру, в ДД.ММ.ГГГГ году ЗАО «АКС» осуществляло операции с опасными грузами наименований: <данные изъяты>
Таким образом, указанный участок железнодорожных путей необщего пользования является объектом транспортной инфраструктуры.
Ст. 6 Федеральный закон N 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Категорированные и не подлежащие категорированию объекты транспортной инфраструктуры, а также транспортные средства включаются (исключаются) в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В силу п. 5, 6 Правил категорирования и установления количества категорий объектов транспортной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 N 1595, категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется исходя из критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, устанавливаемых в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» (далее - порядок установления критериев категорирования), формируемых из количественных показателей на основании полной и достоверной информации, представленной субъектами транспортной инфраструктуры в компетентные органы. По результатам категорирования объекту транспортной инфраструктуры присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, предусмотренных порядком установления критериев категорирования.
Процедура категорирования объектов транспортной инфраструктуры состоит из следующих этапов:
а) представление субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган заявления о проведении категорирования, содержащего в себе сведения об объекте транспортной инфраструктуры и о субъекте транспортной инфраструктуры, предусмотренные порядком ведения реестра, а также полную и достоверную информацию о количественных показателях критериев категорирования, предусмотренных порядком установления критериев категорирования;
б) проверка при необходимости компетентным органом указанной в подпункте "а" настоящего пункта информации путем межведомственного взаимодействия с государственными органами и организациями, владеющими такой информацией, и получения при необходимости дополнительной информации от субъектов транспортной инфраструктуры;
в) на основании оценки представленных субъектом транспортной инфраструктуры заявления и информации, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, компетентный орган принимает решение о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры и уведомляет субъекта транспортной инфраструктуры о принятом решении в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения заявления (п. 9 Правил категорирования и установления количества категорий объектов транспортной инфраструктуры).
В ходе проверки установлено, что пути необщего пользования ЗАО «АКС» не категорированы, в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств не включены, с заявлением в компетентный орган о проведении категорирования, ответчик не обращался.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - Требования).
В соответствии с п.2 Требований настоящий документ применяется в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры, не отнесенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию: в том числе участки железнодорожных путей, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса в части железнодорожного транспорта здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, и (или) грузов повышенной опасности, являющиеся объектами транспортной инфраструктуры, определяемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности».
В силу п.5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры назначить лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта транспортной инфраструктуры; назначить лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; представить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры, предусмотренного статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" (далее - реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств), а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, устанавливаемых в порядке, определяемом Министерством транспорта Российской Федерации.
Между тем указанные требования ответчиком не выполнены.
В адрес ЗАО «АКС» прокурором направлено представление об устранении нарушений требований законодательства о транспортной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ.
В ответ на данное представление ответчик указал, что обществом не оспаривается наличие указанных нарушений. Для устранения выявленных нарушений организована работа: организован подбор уполномоченной организации по проведению категорирования путей необщего пользования ЗАО «АКС», определены лица для прохождения обучения с последующим назначением ответственными за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта и объекта транспортной инфраструктуры.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Архангельского транспортного прокурора и находит их подлежащими удовлетворению.
В настоящий момент объект железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к железнодорожной станции Соломбалка Северной железной дороги, (длина <данные изъяты> м, кадастровый №) включен в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с реестровыми номерами, объектам присвоены категории по транспортной безопасности, что подтверждается уведомлением Управления транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Таким образом, поскольку указанное требование исполнено добровольно в момент рассмотрения дела, решение суда в указанной части не подлежит обращению к исполнению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает необходимым установить срок исполнения решения в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Данный срок для исполнения решения суда, является разумным сроком с учетом общественной значимости разрешаемого вопроса, а также с точки зрения соблюдения баланса публичного и частного интересов.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Архангельского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к закрытому акционерному обществу «Арктик-Консалтинг-Сервис» об обязании устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности удовлетворить.
Обязать закрытое акционерное общество «Арктик-Консалтинг-Сервис» (ИНН 2901173676) в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности:
- назначить лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта транспортной инфраструктуры;
- назначить лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры: железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к железнодорожной станции Соломбалка Северной железной дороги, договор аренды недвижимого имущества, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Арктик-Консалтинг-Сервис» и закрытым акционерным обществом «Арктик-Консалтинг-Сервис» <данные изъяты>
- представить в отношении объекта железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к железнодорожной станции Соломбалка Северной железной дороги, договор аренды недвижимого имущества, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Арктик-Консалтинг-Сервис» и закрытым акционерным обществом «Арктик-Консалтинг-Сервис» <данные изъяты>) в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры, а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры. Решение суда в указанной части (обязании представить в отношении объекта железнодорожных путей необщего пользования в Федеральное агентство железнодорожного транспорта сведения об объекте и субъекте транспортной инфраструктуры, информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры) не подлежит обращению к исполнению в связи с добровольным удовлетворением требований после подачи иска, но до вынесения решения.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Арктик-Консалтинг-Сервис» (ИНН 2901173676) в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий | А.А. Лукина |
Мотивированное решение составлено 06.09.2024.