Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
уникальный идентификатор дела№ 92RS0002-01-2022-003072-19производство № 2-2841/2022 |
21 сентября 2022 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя
под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания БАБИЧЕ Н.В.,
с участием:
старшего помощника прокурора Гагаринского района г. Севастополя Пыжовой А.Я.,
представителя ответчика ГБОУ г. Севастополя "СОШ № 49" Бородиновой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гагаринского района г. Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к ГБОУ г. Севастополя "Средняя общеобразовательная школа № 49", Департаменту образования и науки г. Севастополя о понуждении совершить определенные действия;
третье лицо, не заявляющее самостоятельны требования относительно предмета спора, - Департамент финансов города Севастополя,
у с т а н о в и л:
В июне 2022 года прокурор Гагаринского района г. Севастополя обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц в котром просил:
- возложить обязанность на Департамент образования г. Севастополя профинансировать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 49» для закупки оборудования для оснащения лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом;
- возложить обязанность на Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 49» приобрести оборудование для лингафонного кабинета и произвести его оснащение в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом.
В обоснование иска указано, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения в оснащении образовательного учреждения необходимым оборудованием.
В судебном заседании старший помощник прокурора Гагаринского района г. Севастополя Пыжова А.Я. требований иска подержала по изложенным основаниям.
Представитель ответчика ГБОУ г. Севастополя "СОШ № 49" Бородинова Т.В. против иска не возражала, указала на отсутствие надлежащего финансирования образовательного учреждения для целей приобретения необходимого для лингафонного кабинета оборудования.
Департамент образования и науки г. Севастополя, Департамент финансов города Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном порядке, явку представителей в суд не обеспечили, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня или профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-Ф3 к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан паспорт национального проекта «Образование».
Одной из ключевых задач Национального проекта «Образование» является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
В частности, федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Среди разнообразных технических средств обучения важная роль отводится лингафонным кабинетам - специальным аудиториям, оснащенным звукотехнической и проекционной аппаратурой. Они создают для школьников оптимальные слуховые и зрительные условия для индивидуальной или групповой работы по изучению как иностранного, так и родного языка.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Согласно положениям п. 24 Стандарта организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.
В соответствии с подразделом 9 Приказа Минпросвещения России от 23.08.2021 № 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения № 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания», кабинет иностранного языка должен быть оснащен основным оборудованием и техническими средствами, включающие в себя программное обеспечение для лингафонного кабинета с возможностью организации сетевого взаимодействия и контроля рабочих мест учащихся учителем и обучения иностранным языкам; наушники с микрофоном и динамики для громкого воспроизведения; дополнительное вариативное оборудование в виде планшетного компьютера (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации).
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование» в деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 49».
В ходе проведенной проверки установлено, что в ГБОУ «СОШ № 49» лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, отсутствуют.
ГБОУ «СОШ № 49» в адрес Департамента образования и науки города Севастополя направлена заявка на дополнительное финансирование в удовлетворении которой отказано в связи с отсутствием денежных средств.
В соответствии с п. 24 Стандарта организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.
Вместе с тем, в образовательном учреждении до настоящего времени отсутствует лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков, что свидетельствует о ненадлежащей организации учебного процесса и, как следствие, нарушение прав несовершеннолетних в сфере образования.
С учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЭ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЭ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
С учетом изложенного, полномочия по финансовому обеспечению приобретения лингафонного кабинета в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте образования и науки г. Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя № 828-ПП от 01.09.2016, органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования, является Департамент образования и науки г. Севастополя.
В силу пп. 1 п. 10.10 названного Положения Департамент образования является главным распорядителем бюджетных средств.
С учетом изложенного, выполнение указанных в п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ государственных гарантий должно исполняться органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с фактической потребностью образовательного учреждения.
Вместе с тем, в порядке ст. 56 ГПК РФ суду не предоставлены сведения, свидетельствующие о том, что в образовательное учреждение обеспечено оборудованием лингафонного кабинета в соответствии с требованиями подраздела 9 Приказа Минпросвещения России от 23.08.2021 № 590.
При изложенных обстоятельствах суд находит требования иска прокурора района подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Гагаринского района г. Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа № 49", Департаменту образования и науки г. Севастополя о понуждении совершить определенные действия - удовлетворить.
Возложить обязанность на Департамент образования города Севастополя профинансировать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 49» для закупки оборудования для оснащения лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Возложить обязанность на Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 49» приобрести оборудование для лингафонного кабинета и произвести его оснащение в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 26.09.2022 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
-----------------------------------------¬
¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦
¦подпись судьи _____________________ ¦
¦Наименование должности ¦
¦уполномоченного работника аппарата суда ¦
¦помощник судьи ФИО5 ¦
¦ (инициалы,фамилия) ¦
¦"__" _____________ 20__ г. ¦
L-----------------------------------------