РЕШЕНИЕ
По делу № 2-1249/2019
Именем Российской Федерации
17 июня 2019г.
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,
при секретаре Морозове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Головлева В. М. к Администрации Тамбовской области и Администрации г.Тамбова о признании права на обеспечение жильем, взыскании компенсации за приобретенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Головлев В.М. обратился в суд с иском к Администрации Тамбовской области и Администрации г. Тамбова о признании права на обеспечение жильем, взыскании компенсации за приобретенное жилое помещение.
В обоснование иска указано, что Головлев В.М. является ветераном боевых в связи с прохождением службы в период военных действий в Афганистане и относится к льготной категории граждан, в отношении которых на законодательном уровне предусмотрен ряд мер социальной поддержки.
20.03.2002 г. истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди «Участники Великой Отечественной войны» по Октябрьскому району города Тамбова с составом семьи из трех человек. В связи с выбытием жены и дочери в другое муниципальное образование был снят с указанной очереди на основании Постановления Администрации г. Тамбова от 05.05.2004 г. №2374 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Причиной утраты оснований для постановки на учет явилось наличие у Головлева В.М. в собственности квартиры, расположенной по адресу: ***, общей площадью 40,3 кв.м.
Имея намерения улучшить свои жилищные условия в соответствии с мерами социальной поддержки, предусмотренными действующим законодательством, истец неоднократно обращался в Администрацию г. Тамбова с вопросом предоставления жилого помещения в соответствии с законом «О ветеранах».
Однако ответчик отказал ему в получении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
По мнению истца, его право на предоставление льгот, установленных п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» подтверждается выданным удостоверением серии ***.
Головлев В.М. просил признать за ним право на обеспечение жильем в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения, а также обязать Администрацию Тамбовской области произвести компенсацию за приобретенное в собственность жилое помещение в размере 1 892 999 рублей.
В судебном заседании Головлев В.М. исковые требования поддержал и пояснил, что взял кредит с тем, чтобы приобрести вышеуказанную квартиру, тогда как должен обеспечиваться жильем государством. Требуемая компенсация – это стоимость его однокомнатной квартиры, которую он приобрел за свой счет.
Представители Администрации г.Тамбова Пелепелина Н.В. и Администрации Тамбовской области - Дегтярев М.Л. исковые требования не признали. Просили применить срок исковой давности к требованиям истца.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения иска Головлева В.М.
В соответствие со ст.3 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В качестве мерысоциальной поддержки ветеранов ст.13 названного закона предусматривает предоставление им жилых помещений.
Ст.16 означенного закона предусматривает, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Головлев В.М. является ветераном боевых действий, что подтверждается соответствующим удостоверением (л.д.7).
В соответствие с учетным делом истца из Администрации г.Тамбова 20.03.2002г. на основании постановления мэра г.Тамбова № 1532 Головлев В.М. был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека. На тот момент семья истца проживала в однокомнатной квартире ***, принадлежащей истцу на праве собственности.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.11.2000г. (л.д.11) площадь квартиры истца составляет 40,3 кв.м.
Таким образом, Головлев В.М. был поставлен на жилищный учет органом местного самоуправления до 1 января 2005г. ввиду необеспеченности нормой жилого помещения на каждого члена семьи.
Постановлением мэра г.Тамбова № 2374 от 05.05.2004г. Головлев В.М. снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью жилой площадью по норме, поскольку его жена и дочь выбыли из занимаемого жилого помещения.
Таким образом, к истцу применяются правила, предусмотренные ст.23.2 закона «О ветеранах».
В соответствие со ст.23.2 закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:
по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
ветеранов боевых действий;
членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
То есть, применительно к ветеранам боевых действий обязательным условием их обеспечения жильем по вышеуказанным правилам является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.к. у него в собственности находится жилое помещение более 18 кв.м. площади. Поэтому оснований для признания права истца на обеспечение жильем не имеется.
Требования о взыскании компенсации за приобретенное жилое помещение вообще не основаны на норме закона, поэтому подлежат отклонению. Истец, действуя своей волей и в своем интересе, добровольно приобрел свою квартиру, какой-либо обязанности компенсировать ее стоимость истцу законом на ответчиков не возложено.
Согласно ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В данном случае с момента вынесения постановления Администрации г.Тамбова № 2374 от 05.05.2004г. о снятии истца с жилищного учета прошло более 15 лет. Срок исковой давности, безусловно, истцом пропущен, о применении срока заявлено ответчиками по делу.
В соответствие с пропуском срока исковой давности в удовлетворении исковых требований следует отказать. Оснований для восстановления такового срока не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Головлеву В. М. в удовлетворении исковых требований к Администрации Тамбовской области и Администрации г.Тамбова о признании права на обеспечение жильем, взыскании компенсации за приобретенное жилое помещение отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 24.06.2019 г.
Судья: