Материал № 12-42/2024
УИД 43RS0034-01-2024-000397-39
Р Е Ш Е Н И Е
08 апреля 2024 года г. Слободской Кировской области
Судья Слободского районного суда Кировской области Старкова А.В., при секретаре Гришиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу <данные изъяты> Общества с ограниченной ответственностью «Гидра» ФИО1 на постановление <данные изъяты> ФИО2 № 507/23/43027-АП от 15.01.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
в соответствии с вышеизложенным постановлением Общество с ограниченной ответственностью «Гидра» (далее – ООО «Гидра», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
На данное постановление <данные изъяты> юридического лица ФИО1 подана жалоба с прошением о его отмене с прекращением производства по делу. Автор жалобы, изложив положения ч.1 ст.17.15, ст.2.1, п.2 ст.2.2, ст.2.9, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указал, что решением суда ООО «Гидра» предписано разработать проект зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источника водоснабжения – водозабор на р. Белая Холуница с. Ильинское Слободского района, получить санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии проекта ЗСО санитарным правилам и нормативам. Самостоятельно разработать такой проект Общество не в состоянии. Проект и выполнение работ являются дорогостоящими, не предусмотрены в тарифах организации. Реализация решения суда будет в 2024 году в рамках федерального проекта «Чистая вода». В соответствии с техническим заданием, утверждённым главой администрации Слободского района, на разработку инвестиционной программы ООО «Гидра» по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями, на 2024 год запланирована разработка проектно – сметной документации в рамках указанной федеральной программы, в том числе и проекта зон санитарной охраны водозабора, указанного в решении суда. Данные обстоятельства, по мнению автора, свидетельствуют о том, что ООО «Гидра» предпринимало все зависящие меры для исполнения решения суда, но по объективным причинам не смогло это своевременно сделать, в связи с чем усматривает основания для прекращения производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В судебное заседание ФИО1, <данные изъяты> ФИО2 не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не направили. Не признавая обязательной явку данных лиц в судебное заседание, считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Защитники юридического лица по доверенностям ФИО3, ФИО4 на жалобе настаивали. Подтвердив, что ООО «Гидра» не исполнило требование исполнительного документа, выданного на основании решения суда, настаивают, что юридическое лицо предпринимало все зависящие от него меры, но лишено возможности исполнения судебного акта, поскольку в штате организации нет сотрудников, способных самостоятельно разработать проект ЗСО, а затраты на изготовление проекта ЗСО, предложенные ООО «<данные изъяты>», высоки, таких финансов у Общества не имеется, получить же сведения об иных организациях, способных выполнить такие работы, не представилось возможным. В случае выполнения такого проекта, затраты на его выполнение должны будут подлежать включению в тариф для населения. Кроме того, в настоящее время водозабор в с. Ильинское включен в федеральную программу «Чистая вода», в рамках которой специализированной организацией будет выполнен проект нового водозабора, а затем взамен имеющегося построен новый, в связи с чем разрабатывать проект ЗСО на имеющийся водозабор нецелесообразно. В этой связи просят обжалуемое постановление отменить в связи с отсутствием субъективной стороны административного правонарушения. Если суд придет к выводу о доказанности состава правонарушения, то в отношении ООО «Гидра», являющегося субъектом малого предпринимательства, применить положения ч.2 ст.4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизить размер административного штрафа.
Выслушав защитников, изучив материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы и исследовав приложенные к ней документы, а также документы, представленные в судебное заседание, прихожу к следующему.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей принимается одно из решений, предусмотренных частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства. Часть 1 статьи 46 Конституции РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.
В силу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», частей 2, 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также всех физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
С учетом изложенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Согласно частям 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 4 Закона об исполнительном производстве одним из принципов исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, а в соответствии со статьей 6 данного Закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1), а невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 3).
В соответствии со статьей 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 03.03.2023 повторно в ОСП по городу Слободскому и Слободскому району ГУ УФССП по Кировской области поступил исполнительный лист серии ФС № 028483811 по делу № 2-1178/2021 от 09.20211, выданный Слободским районным судом Кировской области 17.12.2021 (л.д.13-14), на основании которого 09.03.2023 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 25425/23/43027-ИП с предметом исполнения: обязать ООО «Гидра» в срок до 01.09.2022 разработать проект зон санитарной охраны источника водоснабжения – водозабор на р. Белая Холуница с. Ильинское Слободского района, и получить санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии проекта ЗСО санитарным правилам и нормативам согласно СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно – эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещения, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, ст.3, ст.11, п.4 ст.18 Федерального закона «О сантарно – эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ. Срок для добровольного исполнения требований не устанавливался в соответствии с пунктом 2 части 14 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, то есть при последующем предъявлении исполнительного документа (л.д.15).
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено ООО «Гидра», как в системе электронного документооборота в личный кабинет портала Единых государственных услуг, где прочтено - 14.03.2023 (л.д.17,18), так и почтовой корреспонденций, которая доставлена адресату тоже 14.03.2023 (л.д.16).
27.04.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по городу Слободскому и Слободскому району ГУ УФССП по Кировской области вынесено постановление о взыскании с ООО «Гидра» исполнительского сбора в размере 50000 рублей, должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 26.05.2023 (л.д.19), которое направлено должнику заказным почтовым отправлением, которое получено ООО «Гидра» 02.05.2023 (л.д.20).
В соответствии с решением Слободского районного суда Кировской области от 29.08.2023, вступившим в законную силу 29.09.2023, ООО «Гидра» отказано в удовлетворении административных исковых требований о признании недействительным постановления о взыскании исполнительского сбора от 27.04.2023 по исполнительному производству № 25425/23/43027-ИП (л.д.23-24).
Из ответа территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области № 10-03-27/1629 от 19.12.2023 следует, что по исполнительному листу ФС № 028483811 от 17.12.2021 ООО «Гидра» не получено санитарно – эпидемиологическое заключение на проект ЗОС источника водоснабжения – водозабор на р. Белая Холуница с. Ильинское Слободского района, в связи с чем не исполнило требования исполнительного документа (л.д.25).
О неисполнении требований исполнительного документа по исполнительному производству № 25425/23/43027-ИП судебным приставом – исполнителем ОСП по городу Слободскому и Слободскому району ГУ УФССП по Кировской области составлен акт от 19.12.2023 (л.д.26).
При неисполнении должником в срок до 26.05.2023 содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Слободскому и Слободскому району ГУФССП России по Кировской области 25.12.2023 в отношении ООО «Гидра» составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.10), результатом рассмотрения которого явилось обжалуемое постановление (л.д.28,29).
Оценив в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложенные доказательства, должностное лицо пришло к правильному выводу о доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вины в его совершении ООО «Гидра».
Исходя из положений части 1 статьи 1.5, статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявителем не представлено и судом не установлено убедительных доказательств принятия ООО «Гидра» всех зависящих и исчерпывающих мер по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, не свидетельствуют об этом и доводы, приведенные в жалобе, озвученные защитниками.
Исходя из положений законодательства об исполнительном производстве, доказательствами невозможности исполнения в установленный срок могут быть признаны лишь чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которых по делу не усматривается, заявителем, защитниками не приведено.
В соответствии с решением суда и требованиями исполнительного документа Общество было обязано выполнить проект зон санитарной охраны и получить заключение о соответствии данного проекта в срок до 01.09.2022, однако по настоящее время решение суда не исполнено.
Отсутствие или недостаточность денежных средств для выполнения проекта не является чрезвычайным и непреодолимым обстоятельством, при том, что ООО «Гидра» не представило суду документов, подтверждающих объективное финансовое положение, годовую прибыль, движение средств по счетам и т.п. Справка об отсутствии на одном счете организации денежных средств по состоянию на 06.03.2024 не отражает финансовую деятельность Общества.
В соответствии с выпиской из ЕГЮРЛ по своей организационно – правовой форме ООО «Гидра» является коммерческой организацией, количество видов осуществляемой различной деятельности значительное, соответственно основная цель деятельности коммерческой организации - это извлечение прибыли.
Недостаточность денежных средств не может быть признано уважительной причиной неисполнения в течение двух лет вступившего в законную силу судебного решения, направленного в первую очередь не на комфортные условия существования граждан, а на их безопасность.
Недостаточность собственной прибыли для выполнения решения суда не препятствует юридическому лицу получить займ, кредит, принять иные меры по изысканию средств, сведений об отказе в кредитовании от банков суду не представлено.
Приложенное к жалобе техническое задание для ООО «Гидра» на выполнение проекта, свидетельствует о его утверждении главой района 15.02.2024, то есть через месяц после вынесения обжалуемого постановления, соответственно никак не может быть отнесено к обстоятельствам, исключающим административную ответственность, а также основанием для прекращения производства по делу.
Включение водозабора в с. Ильинское в федеральную программу «Чистая вода» не является основанием судить об отмене требований судебного акта, а только дает основание для инициирования вопроса об отсрочке исполнения решения либо отсрочке совершения исполнительных действий.
Процессуальных нарушений по делу не допущено, ООО «Гидра» было надлежащим образом извещено о времени, месте составления протокола об административном правонарушении (л.д.27), а также о рассмотрении дела об административном правонарушении (л.д.11-12). Постановление вынесено с соблюдением годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде штрафа назначено с соблюдением требований статей 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, предусмотренном для юридических лиц санкцией части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку совершенное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан, не имеется оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом взаимосвязанных положений частью 3 статьи 3.4 и частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае совокупности условий, предусмотренных частью 1 статьи 4.1.1 и частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оснований для изменения состоявшегося по делу акта, не усматривается.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2 данной статьи).
При этом, размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3).
Согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Гидра» является малым предприятием с 10.09.2019, то есть являлось таковым и на момент совершения административного правонарушения.
Таким образом, при назначении ООО «Гидра» административного наказания за совершенное правонарушение в виде административного штрафа подлежали применению положения части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако, привлекая Общество к административной ответственности и назначая наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, должностное лицо не применило положения части 2 статьи 4.1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суд полагает, что обжалуемое постановление подлежит изменению в части назначения Обществу наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, административный штраф подлежит назначению Обществу в размере 15 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление <данные изъяты> ФИО2 № 507/23/43027-АП от 15.01.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Гидра» в части назначенного наказания изменить.
Применив положения ч. 2 ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначить ООО «Гидра» наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья - подпись А.В. Старкова