г. Сыктывкар Дело № 33-4774/2022 (№ 2-2-470/2022)
11RS0002-02-2022-000443-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июля 2022 года дело по апелляционной жалобе ГУ-ОПФР по <Адрес обезличен> на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, которым
иск Черняк ФИО8 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <Адрес обезличен> о включении периода в общий стаж работы, перерасчете пенсии, взыскании недополученной суммы пенсии, удовлетворен;
ГУ-ОПФР по <Адрес обезличен> обязано включить Черняк ФИО9 в страховой стаж период службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>;
ГУ-ОПФР по <Адрес обезличен> обязано произвести Черняк ФИО10 перерасчет размер пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,55 с понижением 0,39322222 с <Дата обезличена> и выплатить с указанной даты недополученную сумму пенсии в связи с перерасчетом.
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н., объяснения представителя ответчика Новоселовой ФИО11., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черняк В.И. обратился в суд с данным иском, указав, что является получателем пенсии с <Дата обезличена> назначенной в соответствии со п. 11 ч. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». По расчету ответчика трудовой стаж для определения пенсионного капитала составил 06 л. 09 мес. 05 дн., что соответствует стажевому коэффициенту 0,55 с понижением 0,27055555, при требуемых 25 годах. Из таблицы трудовой деятельности ответчика усматривается, что из общего стажа истцу не включен период службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. С учетом включения спорного периода, общий трудовой стаж на <Дата обезличена> составит 09 л. 09 м. 29 д., что соответствует стажевому коэффициенту 0,55 с понижением 0,39322222, что выше установленного ответчиком. Просит зачесть службу по призыву в общий стаж работы, произвести перерасчет пенсии с учетом включенного спорного периода с <Дата обезличена>, выплатить недополученную сумму.
В судебном заседании истец, представитель ответчика участия не принимали.
Представитель истца в судебном заседании, исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в иске.
Суд принял указанное выше решение, на которое представителем ответчика подана апелляционная жалоба с требованиями о его отмене и оставлении без удовлетворения исковых требований Черняк В.И.
В суде апелляционной инстанции истец участия не принимал, извещался надлежащим образом.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело при имеющейся явке участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы на основании п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <Дата обезличена> Черняк В.И. была назначена досрочная страховая пенсия на основании ст. 30 ч. 1 п. 11 Федерального закона № 400-ФЗ.
Согласно материалам пенсионного дела расчетный размер пенсии истца исчислен на основании п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ исходя из страхового стажа – 06 л. 09 мес. 05 дн. Размер пенсии исчислен со стажевым коэффициентом 0,55 и отношением неполного стажа к требуемому 0,27055556.
Из расчета стажа следует, что Черняк В.И. не включен в страховой стаж работы период прохождения службы в армии по призыву в Вооруженных Силах СССР с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
В качестве причины исключения из страхового стажа данного периода ответчик указывает на отсутствие сведений о прохождении истцом службы именно на территории Российской Федерации.
Не согласившись с действиями ответчика, истец обратился в суд с настоящим иском, в котором указал, что его служба в армии протекала на территории <Адрес обезличен>, что подтверждается военным билетом, учетно-послужной карточкой и справкой Военного комиссариата <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Черняк В.И., суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 30 Федерального закона от <Дата обезличена> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ст. 12 Федерального закона от <Дата обезличена> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и исходил из доказанности факта прохождения истцом службы в армии в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> на территории <Адрес обезличен>.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом № 400-ФЗ, вступившим в силу с <Дата обезличена>.
Положениями ст. 8 Федерального закона от <Дата обезличена> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Федеральный закон от <Дата обезличена> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.
Расчетный размер пенсии устанавливается на основании ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ по нескольким вариантам.
В соответствии со ст. 30 <Номер обезличен> Федерального закона в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до <Дата обезличена>, в которую включаются служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
В силу ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в пенсионный фонд РФ в соответствии с Законом № 167-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
В материалах пенсионного дела Черняк В.И. имеются копии военного билета и справки Военного комиссариата <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, согласно которым истец служил в армии в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и был уволен в запас на основании приказа КВЧ <Номер обезличен> ЛенВО <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
При обращении в суд истцом также были представлены учетно-послужная карточка и справка Военного комиссариата от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, подтверждающие, что Черняк В.И. проходил военную службу в <Адрес обезличен> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в войсковой части 03209.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для включения периода прохождения службы в армии в страховой стаж истца, а также обязании ответчика произвести перерасчет пенсии и выплатить недополученные суммы.
При этом суд обоснованно исходил из того, что перерасчет пенсии Черняк В.И. должен быть произведен именно с даты обращения за назначением пенсии – <Дата обезличена>, поскольку из имеющихся в его пенсионном деле документов ответчику было известно о периоде прохождения им службы в армии, а в случае неясности места прохождения службы необходимые документы должны были истребоваться, в том числе, у самого истца.
Так, при обращении с заявлением о назначении пенсии (<Дата обезличена>) истец указал на несогласие с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда РФ сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке.
Согласно п.п. 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-I (в редакции Указа Президента РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, Федерального закона РФ от <Дата обезличена> № 77-ФЗ (далее - Положение о Пенсионном фонде РФ), Пенсионный фонд РФ осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд РФ обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ (п. 3 Положения о Пенсионном фонде РФ).
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией РФ, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках, исполнения которых Пенсионный фонд РФ и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.
Следовательно, гражданин при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о порядке определения размера пенсии и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Доказательств, подтверждающих, что истцу разъяснялась необходимость предоставления документов, подтверждающих прохождение службы на территории Российской Федерации, материалы дела не содержат.
Таким образом, поскольку при обращении за назначением пенсии истцу не было разъяснена необходимость предоставления вышеуказанных документов, суд правомерно удовлетворил его исковые требования об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии с даты обращения – с <Дата обезличена> и выплате недополученных сумм.
Доводы жалобы ответчика о том, что пенсионный орган не уполномочен осуществлять запросы о месте нахождения воинской части, в которой осуществляли службу граждане, не опровергают вышеизложенных выводов суда, в связи с чем, подлежат отклонению.
Справка Отдела военного комиссариата по <Адрес обезличен> Народной Республики от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, на которую ссылается представитель ответчика в своей жалобе, не может быть принята во внимание, поскольку не содержит сведений о месте прохождения истцом службы, а подтверждает лишь период прохождения службы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Каких-либо новых данных, не учтенных судом при вынесении решения, апелляционная жалоба не содержит.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в статье 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-ОПФР по <Адрес обезличен> – без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено <Дата обезличена>.
Председательствующий
Судьи