К делу №2а-3172/2020
23RS0041-01-2020-001818-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2020 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Бровцевой И.И.,
при секретаре Кузьмич Т.В.,
с участием помощника судьи Трофимовой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Морозовой М.С, к администрации муниципального образования город Краснодар о признании отказов незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Морозова М.С. обратилась в суд с административными исковыми требованиями о признании незаконными отказов № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования город Краснодар в предоставлении в собственность Морозовой М.С. за плату земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером №, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, обязании Администрации муниципального образования город Краснодар в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда подготовить и направить в адрес Морозовой М.С. подписанные проекты договоров купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером №
Требования мотивированы тем, что ей принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимости: контора, назначение: нежилое, Литер Ж, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №; нежилое здание - склад готовой продукции, назначение: нежилое. Литер Ц, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №; трансформаторная подстанция ТП226, назначение: нежилое, Литер Г19, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №. Как собственник вышеуказанных объектов недвижимости, имеющий право на приобретение спорных земельных участков в собственность в порядке ст. ст. 39.3, 39.20 Земельного кодекса РФ, она обратилась через многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг с заявлениями в Администрацию МО г. Краснодар о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № на основании договоров купли - продажи без проведения процедуры торгов в порядке подп. 6 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. По результатам обращения, Администрацией муниципального образования город Краснодар, в удовлетворении ее требований было отказано.
Представитель административного истца по доверенности - Швецова Т.Ю. в судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель администрации МО г. Краснодар в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, о чем имеется соответствующая отметка в материалах дела, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель Департамента муниципальной собственности и городских земель в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено судом, Морозова М.С. является собственником следующих объектов недвижимости: контора, назначение: нежилое, Литер Ж, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №; нежилое здание - склад готовой продукции, назначение: нежилое. Литер Ц, общая площадь 434,3 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №; трансформаторная подстанция ТП226, назначение: нежилое, Литер Г19, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
С 01.03.2015 г. вступили в силу изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ и в Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Таким образом, в настоящее время особенности предоставления, находящегося в государственной (муниципальной) собственности земельного участка, на котором расположены здание, сооружение, урегулированы в статье 39.20 Земельного кодекса РФ.
Согласно части 1 указанной статьи, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», указанное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением. Данная позиция подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 187-0.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса РФ.
Как собственник вышеуказанных объектов недвижимости, имеющий право на приобретение спорных земельных участков в собственность в порядке ст. ст. 39.3, 39.20 Земельного кодекса РФ, истец обратилась через многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг с заявлениями в Администрацию МО г. Краснодар о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № на основании договоров купли - продажи без проведения процедуры торгов в порядке подп. 6 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. По результатам обращения, Администрацией муниципального образования город Краснодар, в удовлетворении ее требований было отказано.
Отказы Администрации МО г. Краснодар о предоставлении в собственность за плату земельных участков на основании договоров купли-продажи без проведения процедуры торгов в порядке подп. 6 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, мотивированы нахождением испрашиваемых земельных участков в зоне планируемого к размещению объекта местного значения (автомобильная дорога) в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 № 25 п.15.
В соответствии с п.п. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 975 (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде», раздел 2 Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости содержит сведения об ограничениях прав и обременении объекта недвижимости, в том числе сведения, связанные с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд.
Выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером № не содержат сведений об ограничениях на спорные объекты недвижимости, более того в особых отметках раздела 1 Выписки указано, что сведения, необходимые для заполнения раздела 2 отсутствуют.
В силу ст. 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально.
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (ч. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ).
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (ч.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ (часть 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ).
Пунктом 7 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» судам разъяснено, что если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).
Согласно абзацу тринадцатому статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о признании отказов № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования город Краснодар в предоставлении в собственность Морозовой М.С. за плату земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № как не соответствующих Земельному кодексу Российской Федерации и считает необходимым обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар подготовить и направить в адрес Морозовой М.С. подписанные проекты договоров купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером 23:43:0402001:7657.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Морозовой М.С, к администрации муниципального образования город Краснодар о признании отказов незаконными - удовлетворить.
Признать незаконными отказы № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования город Краснодар в предоставлении в собственность Морозовой М.С. за плату земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером №
Обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда подготовить и направить в адрес Морозовой М.С. подписанные проекты договоров купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца с момента вынесения.
Судья: