25RS0029-01-2019-005216-88
А П Р Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е14 ноября 2019 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе
председательствующего судьи Украинцевой С.Н.
судей Судницыной С.П. и Бондаренко Л.П.
при секретаре Гулай А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нетисовой С.Б., Двоенко А.И., Геращенко В.Ф., Тарасовой И.В., Скворцова А.Ю., Дмитриева И.И., Хоменко Е.Л., Новиковой Т.Г., Лошмановой С.К., Лошманова А.И., Полянских Н.И., Гепаловой М.Б., Павшок Е.М., Ларионцева А.В., Каплан М.Л., Ищенко М.В., Макарова И.В., Макарова В.А., Колосовой Н.В., Казакова В.И., Олексенко В.Ю,, Володько Г.В., Шишова С.Н. к Управлению градостроительства администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка по апелляционной жалобе Лошманова А.И. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 13 августа 2019 года, которым в удовлетворении заявленных требвоаний отказано.
Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., выслушав объяснения административного истца Ларионцева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Административные истцы обратились в суд с указанным административным иском ссылаясь на то, что являются собственниками нежилых помещений в здании гаражно-строительного кооператива «Водник» по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ они обратились в администрацию Уссурийского городского округа с заявлением о предоставлении в собственность за плату в общедолевую собственность земельного участка с кадастровым номером № для обслуживания и эксплуатации гаражных боксов.
ДД.ММ.ГГГГ получен отказ в предоставлении земельного участка, т.к. согласно проекту межевания территории в границах испрашиваемого земельного участка проходит красная линия.
Между тем, доказательств, свидетельствующих о том, что принадлежащие членам ГСК гаражные боксы и используемый земельный участок находятся в общем пользовании, не имеется, проект межевания утвержден без учета фактического расположения гаражных боксов и сложившегося порядка землепользования земельного участка.
Просят признать незаконным решение администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении земельного участка, обязать администрацию Уссурийского городского округа повторно рассмотреть заявление административных истцов о предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1178 кв.м, разрешенное использование: объекты хранения автомобильного транспорта, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир ГСК «Водник», почтовый адрес ориентира: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца Лошманова А.И. - Григорьева О.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Административные истцы Нетисова С.Б., Двоенко А.И., Геращенко В.Ф., Тарасова И.В., Скворцов А.Ю., Дмитриев И.И., Хоменко E.Л., Новикова Т.Г., Лошманова С.К., Полянских Н.И., Гепалова М.Б., Павшок Е.М., Ларионцев А.В., Каплан М.Л., Ищенко М.В., Макаров И.В., Макаров В. А., Колосова Н.В., Казаков В.И., Олексенко В.Ю., Володько Г.В., Шишов С.Н. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Администрация Уссурийского городского округа представила письменный отзыв, в котором просила отказать в удовлетворении административного искового заявления ссылаясь на то, что Постановлением главы администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект межевания, согласно которому, земельный участок истцов не соответствует утвержденному проекту планировки, испрашиваемый земельный участок входит в границы красных линий. При таких обстоятельствах, отказ администрации Уссурийского городского округа в представлении спорного земельного участка в собственность истцов не может рассматриваться как нарушение из законных прав и интересов, поскольку наличие красных линий, отделяющих территорию общего пользования, призвано обеспечить учет публичных интересов в градостроительных и земельных отношений.
Судом вынесено указанное выше решение, на которое представителем Лошманова А.И.– Григорьевой О.Н. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, административные истцы обратились в администрацию Уссурийского городского округа с заявлением о предоставлении за плату в общедолевую собственность земельного участка площадью 1178 кв. м с кадастровым номером № местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир ГСК «Водник», почтовый адрес ориентира: <адрес>, для обслуживания и эксплуатации гаражных боксов.
На спорном участке расположены здания, помещения в которых принадлежат на праве собственности членам кооператива.
Администрация Уссурийского городского округа в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказала заявителям в предоставлении участка в собственность, сославшись на то, что испрашиваемый заявителями земельный участок входит в границы красных линий, кроме того, не представляется возможным определить наличие собственника помещения № с кадастровым номером №, расположенного в здании ГСК «Водник».
Красные линии, пересекающие участок, утверждены постановлением главы Уссурийского городского округа Приморского края от 23 марта 2008 года № 340 «Об утверждении проекта планировки» (далее - Постановление № 340).
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установив, что испрашиваемый административными истцами земельный участок предназначен для муниципальных нужд, связанных с планируемым к строительству объектов общего пользования, является ограниченным в обороте, пришел к выводу о законности оспариваемого отказа.
Согласно пункту 11 статьи 1, частям 4, 5 статьи 23, частям 3, 5 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии представляют собой графическое изображение, которым на проекте планировки территории, являющемся составной частью Генерального плана, обозначаются существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц и которые не подлежат приватизации согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.17 Земельного кодекса РФ регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.
В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ и пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
Статьей 42 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Решением Думы Уссурийского городского округа от 26 мая 2009 года № 52
утвержден Генерального план Уссурийского городского округа.
В составе документации по планировке территорий постановлением главы Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект межевания земель в границах улиц Комсомольская – Калугина – Пролетарская – Кузнечная в городе Уссурийске, согласно которому испрашиваемый административными истцами земельный участок в ходит в границы красных линий, в том числе в границы территории общего пользования.
Генеральный план муниципального образования и постановление об утверждении проекта межевания территорий, в установленном порядке не оспорены и не признаны недействующими.
При таких обстоятельствах оснований для переоценки выводов суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, в том числе по приведенным в апелляционной жалобе доводам о том, что красные линии установлены без учета фактического расположения на земельном участке неделимого объекта недвижимости, принадлежащего истцам.
В данном случае вопрос о правомерности установления красных линий в границах испрашиваемого заявителями земельного участка подлежит рассмотрению в ином судебном порядке.
Тот факт, что земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, предоставлен до утверждения постановления о планировке красных линий, не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа в предоставлении участка в собственность с учетом положений статьи 27 и 39.16 Земельного кодекса. Поэтому оснований для того, чтобы не применять и не принимать во внимание данный документ, у суда не имелось.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, фактически, выражают несогласие административного истца с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.,– ░░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░