Дело № 2-338/2019
УИД: 68RS0018-01-2019-000646-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Первомайский 26 сентября 2019 года
Первомайский районный суд Тамбовской области в составе федерального судьи Литвинова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филатовой Ю.В.,
с участием:
истца Сухаревой А.А.,
представителя истца Моисеевой С.Н.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Первомайском районе Тамбовской области (межрайонное) Завражневой О.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сухаревой Антонины Андреевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Тамбовской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в проведении перерасчета стажа работы в сельском хозяйстве, обязании включить в стаж работы в сельском хозяйстве трудовой период и установить повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и взыскании расходов на оплату государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
Сухарева А.А. обратилась в Первомайский районный суд Тамбовской области с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Тамбовской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ УПФ РФ в Первомайском районе), в котором указала, что в 1965 году вступила в члены колхоза «Коммунар» Новоархангельского сельсовета Первомайского района Тамбовской области (далее по тексту – колхоз «Коммунар»), где работала в сельскохозяйственном производстве по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записями в ее трудовой книжке колхозника, в связи с чем, полагала о наличии у нее стажа работы в сельском хозяйстве более 30 лет. На основании решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении и выплате повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 % по причине стажа работы истца в сельском хозяйстве менее 30 лет. Как следует из названного решения ответчика, в стаж работы в сельском хозяйстве не был включен период трудовой деятельности истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «повар». Ссылаясь на сведения, содержащиеся в её трудовой книжке колхозника, и нормы закона, истец просила признать незаконным отказ ответчика в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и обязать ответчика включить в стаж работы в сельском хозяйстве вышеуказанный спорный трудовой период, назначив ей повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, взыскав расходы на оплату государственной пошлины.
Истец Сухарева А.А. и её представитель Моисеева С.Н., допущенная к участию в деле на основании письменного ходатайства истца, в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Завражнева О.А. против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на основания, изложенные в представленных суду возражениях на иск.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ст.ст. 50, 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, и суд оценивает имеющиеся в деле доказательства.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» (в его редакции от 27.12.2018) (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», а также лиц, указанных в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982,90 рубля в месяц.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 % суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч.ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона № 400-ФЗ, на весь период их проживания в сельской местности.
Как установлено судом в настоящем судебном заседании, истец Сухарева А.А. обратилась к ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, мотивировав такое заявление наличием стажа работы в сельском хозяйстве более 30 лет.
Однако, как следует из решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №, стаж работы истца в сельском хозяйстве составляет 27 лет 08 месяцев 11 дней, что свидетельствует об отсутствии предусмотренных законом оснований для назначения и выплаты повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (л.д. 17-19).
По смыслу названного решения ответчика, последним в стаж работы истца Сухаревой А.А. не был включен период её трудовой деятельности в колхозе «Коммунар» в должности «повар» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку, разделом «Наименование профессий, должностей и специальностей» списков, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 29.11.2018 №№ 1440 и 1441, профессия «повар» не поименована в разделе «Растениеводство», а кроме того, Общероссийским классификатором ОК 016-94 профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), принятым постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367, профессия «повар» не отнесена к профессиям рабочих, общих для всех отраслей народного хозяйства.
Аналогичные по существу доводы изложены в возражениях на настоящий иск, представленных в суд представителем ответчика.
Однако, суд не может согласится с такими доводами ответчика по следующим основаниям.
Как следует из записей трудовой книжки колхозника №, выданной ДД.ММ.ГГГГ на имя истца Сухаревой (ФИО8) А.А., имеющих отношение к вышеуказанному спорному периоду её трудовой деятельности, последняя в ДД.ММ.ГГГГ г.г. работала в должности «повар» колхоза «Коммунар» <адрес> по день её увольнения ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15).
Поскольку ответчиком указанные сведения не были опровергнуты в ходе судебного заседания, оснований не доверять таким сведениям суд не усматривает.
Помимо этого, указанный период трудовой деятельности истца Сухаревой А.А. подтверждается представленными в суд сведениями, в том числе, содержащимися в архивных копиях книг учета расчетов по оплате труда колхоза «Коммунар» за 1992-1998 г.г. (л.д. 34-47).
В соответствии с п. 3 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1441, исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
На основании п. 5 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1440 (далее по тексту – Правила исчисления периодов), исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», с учетом особенностей, установленных п. 6 настоящих Правил.
Пунктом 1 Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденного вышеназванным постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440 (далее по тексту – Список), предусмотрена работа в должностях рабочих всех наименований, занятых растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство.
Согласно п. 6 Правил исчисления периодов, при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:
а) периоды работы (деятельности), указанные в подп. «а» п. 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений ч.ч. 14 и 15 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
б) периоды работы (деятельности), указанные в п. 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений ч.ч. 14 и 15 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.
В данном случае, суд не усматривает оснований сомневаться в том, что имеющимися сведениями подтверждается факт трудовой деятельности истца в спорном периоде ДД.ММ.ГГГГ г.г. в должности повара колхоза «Коммунар» Первомайского района Тамбовской области.
Суд находит не основанными на законе доводы ответчика о том, что период трудовой деятельности истца с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год не подлежит зачету в стаж работы в сельском хозяйстве, поскольку Общероссийским классификатором ОК 016-94 профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее по тексту – ОКПДТР 016-94), принятым постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367, профессия «повар» не отнесена к профессиям рабочих, общих для всех отраслей народного хозяйства.
Такие доводы прямо противоречат содержанию вышеназванного документа, поскольку, разделом «Профессии рабочих» ОКПДТР 016-94 предусмотрена профессия «Повар» (код позиции – 16675).
Суд приходит к выводу, что работа в должности «повара» может быть отнесена к указанной в вышеназванном пункте Списка категории должностей рабочих, занятых на обслуживании производственного объекта колхоза.
Помимо изложенного, суд учитывает и то, что пунктом 1 Списка в стаж работы в сельском хозяйстве предусмотрен зачет периодов членства в колхозе в качестве колхозника (рядового колхозника), при этом, членство истца Сухаревой А.А. в колхозе «Коммунар» подтверждается записями в её трудовой книжке колхозника, тогда как сведений об исключении Сухаревой А.А. из членов колхоза «Коммунар» в предшествующий спорному период суду представлено не было.
Кроме представленных истцом документальных сведений, членство Сухаревой А.А. в колхозе «Коммунар» подтверждается и показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Стрыгиной Л.И. и Свиридова П.И., также осуществлявших трудовую деятельность в названном колхозе, не доверять которым у суда оснований не имеется.
В свою очередь, положениями п. 66 Правил подсчета стажа предусмотрено, что годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы. Календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета исключаются.
Таким образом, членство истца Сухаревой А.А. в колхозе «Коммунар» Первомайского района Тамбовской области в заявленном периоде ДД.ММ.ГГГГ г.г. подтверждается представленными суду сведениями.
С учетом вышеуказанных обстоятельств и вышеприведенных норм закона, суд приходит к выводу, что период трудовой деятельности истца в 1992-1998 г.г. в должности «повар» в колхозе «Коммунар» Первомайского района Тамбовской области, в силу вышеизложенного, подлежит зачету в стаж работы истца в сельском хозяйстве, дающий право на установление, в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ, повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 % суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч.ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона № 400-ФЗ.
С учетом вышеуказанных выводов суда о необходимости зачета в стаж работы истца в сельском хозяйстве периода его трудовой деятельности в 1992-1998 г.г., суд находит стаж работы истца в сельском хозяйстве составляющим более 30 лет, в связи с чем, вывод ответчика об отсутствии у истца стажа работы в сельском хозяйстве, необходимого для назначения повышенной выплаты к страховой пенсии, суд находит не основанным на законе, в связи с чем, заявленное истцом требование о признании отказа пенсионного органа незаконным суд находит подлежащим удовлетворению, как и требование об обязании ответчика назначить повышенную выплату к страховой пенсии по старости.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Оплата истцом государственной пошлины в размере 300 рублей подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54).
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исковому заявлению Сухаревой Антонины Андреевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Тамбовской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в проведении перерасчета стажа работы в сельском хозяйстве, обязании включить в стаж работы в сельском хозяйстве трудовой период и установить повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и взыскании расходов на оплату государственной пошлины, удовлетворить.
Включить Сухаревой Антонине Андреевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление, в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ, повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 % суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч.ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона № 400-ФЗ, на весь период её проживания в сельской местности, период её работы в колхозе «Коммунар» Первомайского района Тамбовской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) в проведении перерасчета стажа работы в сельском хозяйстве Сухаревой А.А., обязав Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) назначить Сухаревой А.А. повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в размере 25 % суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч.ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона № 400-ФЗ, на весь период её проживания в сельской местности.
Взыскать с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Тамбовской области (межрайонное) в пользу Сухаревой А.А. расходы на уплату государственной полшины в размере 300 (триста) рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Первомайский районный суд Тамбовской области в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Федеральный судья А.А. Литвинов
Решение в окончательной форме изготовлено 01 октября 2019 года.