Дело № 2-829/2015 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2015 года |
г. Вилючинск Камчатского края |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Карханиной Е.А.,
при секретаре Чернухиной Е.В.,
с участием: представителя ответчика Родионовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гулиевой С. Саттар кызы к открытому акционерному обществу «Оборонэнергосбыт» о признании незаконным действий по предъявлению платежных документов на оплату коммунальных услуг за апрель и май 2015 года, возложении обязанности не предъявлять платежные документы на оплату коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Истец Гулиева С.С.к. обратилась в Вилючинский городской суд Камчатского края с иском об оспаривании незаконных действий ответчика открытого акционерного общества «Оборонэнергосбыт» (далее – ОАО «Оборонэнергосбыт», ответчик), связанных с предъявлением платежных документов по оплате коммунальных услуг за апрель и май 2015 года по жилому помещению – <адрес> в городе Вилючинске Камчатского края.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником вышеуказанной квартиры. С ДД.ММ.ГГГГ в данном многоквартирном доме собственниками помещений избран способ управления – управление управляющей организацией и заключен договор с управляющей организацией ООО «Альянс». В соответствии с п.14 Постановления Правительства Российской Федерации № управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом. Согласно п. 67 указанного постановления плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числе месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления не установлен иной срок предоставления платежных документов. В нарушение п.67 Правил ОАО «Оборонэнергосбыт», не являясь исполнителем коммунальных услуг для потребителей, проживающих в вышеуказанном доме, выставило ей платежный документ на оплату коммунальных услуг за апрель и май 2015 года. Выставленный платежный документ нарушает её права и законные интересы оплачивать коммунальные услуги на основании платежных документов, выставляемых исполнителем коммунальных услуг - управляющей организацией и соответствующих требованиям п.69 Правил №354. Такие незаконные действия нанесли ей моральный вред, физические и нравственные страдания, она была вынуждена разбираться в квитанции, испытывала чувство несправедливости, душевного дискомфорта от осознания того, что её вводят в заблуждение, что если бы она заплатила денежные средства в МУП ГТВС по этому платежному документу, то вернуть ошибочно уплаченные деньги было бы сложно.
Истец Гулиева С.С.к. в судебное заседание не прибыла, извещена надлежащим образом, обратилась к суду с заявлением, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие.
При этом одновременно истец просил перенести рассмотрение дела до рассмотрения в суде апелляционной инстанции дела № по аналогичным обстоятельствам по иску Беликова М.М. Данная просьба истца оставлена судом без удовлетворения ввиду отсутствия действительной необходимости.
Представитель ответчика Родионова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск. Суду пояснила, что об изменении способа управления многоквартирным домом № <адрес> в г. Вилючинске Камчатского края с ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Оборонэнергосбыт» в известность не поставлено, ни копия протокола собрания собственников о выборе управляющей организации, ни копия договора управления данным многоквартирным домом в их адрес не направлены, от управляющей организации каких-либо документов на заключение договора ресурсоснабжения также не поступало. Согласно протоколу общего собрания собственников многоквартирного <адрес> в г. Вилючинске собственниками и нанимателями данного многоквартирного дома было принято решение о заключении договора с ресурсоснабжающими организациями самостоятельно, в то же время истец также с заявлением на заключение договора о предоставлении коммунальных услуг в ОАО «Оборонэнергосбыт» не обращалась. До заключения договора ресурсоснабжения, исполнителем коммунальных услуг является ОАО «Оборонэнергосбыт», в связи с чем действия ОАО «Оборонэнергосбыт» по выставлению платежных документов не нарушают действующего законодательства, прав истца и направлены на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг по электроснабжению потребителям.
Третье лицо управляющая организация ООО «Альянс» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, его представитель Крюков Г.В. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества, с требованиями истца не согласился.
Привлеченная к участию в деле Государственная жилищная инспекция Камчатского края своего представителя в судебное заседание, о месте и времени которого была извещена надлежащим образом, не направила, в лице заместителя руководителя инспекции представила письменное заключение, согласно которому считала доводы Гулиевой С.С.к. о незаконности выставления квитанций за коммунальные услуги со стороны ОАО «Оборонэнерносбыт» не основанными на нормах действующего законодательства, в связи с чем необоснованными, поскольку до момента заключения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенному между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, выставление квитанций на оплату коммунальных услуг на основании Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 354, осуществляет ОАО «Оборонэнергосбыт».
На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившихся участников процесса.
Выслушав представителя ответчика, исследовав и оценив материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему.
Истец Гулиева С.С.к является собственником жилого помещения <адрес> в г.Вилючинске.
В судебном заседании установлено, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г.Вилючинске Камчатского края принято решение: расторгнуть договор обслуживания с ООО «Альянс» ИНН №, выбрать способ управления – управление управляющей организацией ООО «Альянс», с ДД.ММ.ГГГГ заключить договор управления с управляющей организацией ООО «Альянс», собственникам и нанимателям заключить договора энергоснабжения (электроснабжения, ГВС, ХВС, отопление, стоки) непосредственно с энергоснабжающими организациями, а также согласовать условия договора согласно проекту.
ДД.ММ.ГГГГ между собственниками вышеуказанного многоквартирного домом № и управляющей организацией ООО «Альянс» заключен договор № управления данным домом с ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия три года.
Согласно пп.2.2.1 договора управляющая организация ООО «Альянс» обязана предоставлять собственнику жилых помещений коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и отоплению надлежащего качества, безопасные для их жизни, здоровья и не причиняющие вреда их имуществу. Настоящий пункт вступает в действие после заключения соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями, от которых зависит предоставление коммунальных услуг, в соответствии с решением собственников.
Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 Кодекса (часть 12).
Из содержания приведенных норм следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее Правила № 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Пункт 30 Правил предписывает, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, вступает в силу и является обязательным для сторон со дня его подписания обеими сторонами. Условиями такого договора может быть предусмотрено, что права и обязанности сторон возникают с более поздней даты после даты вступления этого договора в силу.
Согласно пункту 19 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса, учитывается, что поставка коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
В судебном заседании также установлено, что договор на поставку коммунального ресурса с ДД.ММ.ГГГГ между управляющей организацией ООО «Альянс» и ресурсоснабжающей организацией ОАО «Оборонэнергосбыт» не заключен, как и не заключен договор между собственниками и нанимателями многоквартирного <адрес> в г. Вилючинске, о чем было принято решение собственниками данного многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений и отражено в п. 7 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом коммунальные услуги продолжали предоставляться ОАО «Оборонэнергосбыт» по ранее заключенному договору с собственниками помещений многоквартирного дома, в том числе и собственником <адрес> в г.Вилючинске Гулиевой С.С.к., путем совершения потребителями конклюдентных действий, и были потреблены истцом.
При таких обстоятельствах, поскольку договор на поставку коммунального ресурса не заключен, то управляющая организация не может приступить к предоставлению с ДД.ММ.ГГГГ потребителям коммунальных услуг, поскольку такой коммунальный ресурс ей не был поставлен, счета на оплату коммунального ресурса ОАО «Оборонэнергосбыт» управляющей организации ООО «Альянс» с ДД.ММ.ГГГГ в виду незаключения договора не выставлялись и управляющей организацией не оплачивались, что подтверждал в судебном заседании представитель ответчика. Данных об обратном суду не представлено и в материалах дела не содержится.
В то же время, с учетом изложенного нормативного предписания, закрепляющего правило о том, что управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты, указанной в решении общего собрания о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, основывается на положениях части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласуется с системой находящихся во взаимосвязи нормативных положений и не может расцениваться как нарушающее установленный решением общего собрания порядок ведения управления управляющей организацией.
Как усматривается из представленных истцом платежных документов для внесения платы за предоставленные коммунальные услуги по жилому помещению – <адрес> в г. Вилючинске, карточки расчетов, счета за коммунальную услугу электроснабжение ранее также предоставлялись ОАО «Оборонэнергосбыт», с ДД.ММ.ГГГГ им же выставляются платежные квитанции об оплате предоставленных коммунальных услуг.
Доводы истца о том, что выставляемые ответчиком платежные квитанции порождают неопределенность в вопросе внесения платы за предоставленные коммунальные услуги, поскольку по договору управления исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, необоснованны.
Части 7 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляют возможность внесения платы за коммунальные услуги управляющей организации и ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Пункт 8 Правил, конкретизируя указанные законоположения, предусматривает, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 данных Правил, то есть как управляющая, так и ресурсоснабжающая организации. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.
В силу пункта 30 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил.
Согласно п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно подпункту «б» пункта 17 Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил.
Следовательно, в силу вышеуказанных положений Правил предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Подобное регулирование, в частности, направлено на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую.
Таким образом, вопросы, связанные с внесением платы за потребленные коммунальные услуги в случае, предусмотренном пунктом 14 Правил, урегулированы приведенными нормативными положениями Правил, кроме того, решением собрания собственников многоквартирного <адрес> в г.Вилючинске принято решение, что собственники и наниматели заключают договора энергоснабжения (электроснабжения, ГВС, ХВС, отопление, стоки) непосредственно с энергоснабжающими организациями.
Судом также установлено, что ОАО «Оборонэнергосбыт» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается копией свидетельства Федеральной налоговой службы о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, и является гарантирующим поставщиком на территории Камчатского края.
При таких обстоятельствах действия ОАО «Оборонэнергосбыт» по начислению собственнику жилого помещения <адрес> в г.Вилючинске Гулиевой С.С.к. платы за предоставленные коммунальные услуги по электроснабжению, а также выставление платежных квитанций не противоречит жилищному законодательству, прав, свобод и законных интересов истца не нарушает.
Согласно ст. ст. 153, 155 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 1 и ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Пунктами 34, 36-38 Правил №354 предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг должен своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги за расчетный период, который устанавливается равным календарному месяцу, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. При этом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Расчет платы за потребление собственником жилого помещения Гулиевой С.С.к. коммунальных услуг по <адрес> в г.Вилючинске ответчиком составлен в соответствии потребленными объемами и утвержденными тарифами на данные коммунальные услуги, а также Правилами № 354.
Доказательств того, что у истца перед ответчиком не имеется задолженности по оплате коммунальных услуг, что коммунальные услуги не были оказаны или оказаны услуги ненадлежащего качества или в меньшем объеме суду не представлено, при этом правильность начисления платы за коммунальные услуги и объем предоставленных услуг истцом не оспаривались, предметом спора не являлись.
При таких обстоятельствах, требование Гулиевой С.С.к. о признании незаконными действий ОАО «Оборонэнергосбыт» по предъявлению платежных документов на оплату коммунальных услуг за апрель и май 2015 года, возложении обязанности не предъявлять платежные документы на оплату коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ суд находит не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по вышеизложенным обстоятельствам.
Требование о компенсации морального вреда истец обосновала тем, что в связи с незаконными действиями ответчика ОАО «Оборонэнергосбыт», связанными с предъявлением платежных квитанций об оплате коммунальных услуг за апрель и май 2015 года, она испытывала нравственные страдания, чувство несправедливости, душевного дискомфорта
Но поскольку требования истца о компенсации морального вреда производны от первоначальных требований, в удовлетворении которых судом отказано по вышеизложенным основаниям, то правовых оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда у суда также не имеется.
При таких обстоятельствах суд находит, что требования истца удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Гулиевой С. Саттар кызы к открытому акционерному обществу «Оборонэнергосбыт» о признании незаконным действий по предъявлению платежных документов на оплату коммунальных услуг за апрель и май 2015 года, возложении обязанности не предъявлять платежные документы на оплату коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2015 года.
Председательствующий |
Е.А. Карханина |