Решение по делу № 21-148/2017 от 24.03.2017

Судья Баранова Т.В.

№ 21-148/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

19.04.2017

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" Щепериной Н. А. на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Прионежскому району от 25.01.2017, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 02.03.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия",

установил:

постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Прионежскому району от 25.01.2017 КУ РК "Управтодор РК" (далее - Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 руб.

Решением судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 02.03.2017 постановление по делу оставлено без изменения, жалоба Учреждения - без удовлетворения.

С такими постановлением и решением не согласен защитник Учреждения Щеперина Н.А., в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что требования безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них при их эксплуатации установлены п. 13 ст. 3 ТР ТС 014/2011, согласно которому выполнение мероприятий по оборудованию автомобильных дорог при их эксплуатации тротуарами не предусмотрено. По смыслу п.п. 11 и 11.7 ст. 3 ТР ТС 014/2011, п. 3 ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании" и Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 № 159, положения ГОСТ Р 52766-2007 подлежат применению только при выполнении работ по проектированию дорог и дорожных сооружений, а не в процессе содержания ранее построенных дорог. Непосредственно улично-дорожная сеть населенных пунктов не находится на праве оперативного управления у Учреждения, а ТР ТС 014/2011 распространяется на дороги, а не улицы населенных пунктов.

Заслушав защитника Учреждения Щеперину Н.А., поддержавшую доводы жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ в редакции, действовавшей на день выявления административного правонарушения, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 300000 руб.

В силу п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В силу статей 21, 22 указанного закона деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее - Основные положения), лица, ответственные за состояние дорог, обязаны: содержать дороги, в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Согласно п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства. Общие требования" тротуары или пешеходные дорожки устанавливают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Основанием привлечения Учреждения к административной ответственности послужило выявленное 09.01.2017 в 12 час. 55 мин. в результате обследования места ДТПто обстоятельство, что Учреждение, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание участка автомобильной дороги регионального значения "Деревянное -Деревянка - Пяжиева Сельга - Пухта", в нарушение п. 13 Основных положений и п.п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 допустило на 12 км указанной дороги в Прионежском районе в черте населенного пункта - в районе дома № 40 на ул. Деповской в п. Деревянка отсутствие тротуаров или пешеходных дорожек. Тем самым Учреждение не выполнило обязанность по содержанию дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями ГОСТ.

Указанные обстоятельства и вина Учреждения в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями ведущего эксперта дорожного хозяйства Учреждения, актом выявленных недостатков в содержании дорог и дорожных сооружений, письмом Учреждения, распоряжением о закреплении автомобильной дороги за Учреждением на праве оперативного управления, уставом Учреждения, фототаблицей, иными материалами дела.

Из материалов дела следует, что Учреждению на основании распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 20.03.2008 № 176-р на праве оперативного управления передана автомобильная дорога регионального значения Республики Карелия "Деревянное - Деревянка - Пяжиева Сельга - Пухта".

Согласно уставу Учреждение создано для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Карелия и искусственных сооружений на них. Целями деятельности данного учреждения являются, в том числе, обеспечение сохранности и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения.

При составлении протокола об административном правонарушении защитник Учреждения не оспаривал вмененное юридическому лицу нарушение требований ГОСТ при содержании участка автомобильной дороги.

Факт отсутствия на указанном участке автодороги тротуара или пешеходной дорожки Учреждение не оспаривает.

Вопреки доводам жалобы, достаточных доказательств, подтверждающих принятие Учреждением всех зависящих от него мер для выполнения приведенных требований ГОСТ, в дело не представлено. Так, данная автодорога находится на праве оперативного управления Учреждения с 2008 г. В связи с этим направление Учреждением в 2016 г. писем в уполномоченный орган с просьбой включить в план-график выполнение соответствующих работ не дает достаточных оснований полагать о надлежащем выполнении Учреждением возложенных на него обязанностей по содержанию автомобильной дороги.

Доказательств принятия Учреждением мер по изменению в организации дорожного движения на указанном выше участке автодороги, в то время как пользование им угрожает безопасности дорожного движения, а также по информированию участников дорожного движения, в дело также не представлено.

При таких обстоятельствах в действиях Учреждения правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и Учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности.

Вместе с тем, поскольку Учреждение принимало определенные меры для исполнения возложенных на него обязанностей, должностным лицом правомерно применены положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией статьи. Правовых оснований для дальнейшего снижения размера административного штрафа не имеется.

Доводы жалобы о том, что в соответствии с законодательством о техническом регулировании требования ГОСТ Р 52766-2007 распространяются лишь на проектируемые дороги, основаны на ошибочном толковании законодательства.

Так, предложенное Учреждением истолкование фактически означает, что организация, осуществляющая эксплуатацию существующей сети автодорог, вправе решать вопрос об оборудовании их тротуарами по своему усмотрению. Это идет вразрез с задачами и принципами обеспечения безопасности дорожного движения, изложенными в ст.ст. 1 и 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

В соответствии с п. 11 ст. 3 "ТР ТС 014/2011 Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 (далее - Регламент), при проектировании автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, должны предусматриваться пешеходные дорожки или тротуары.

Между тем, в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к процессам строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан.

ГОСТ Р 52766-2007, согласно положениям главы 1, распространяет свое действие в том числе на существующую сеть автомобильных дорог и дорожных сооружений. Соблюдение требований данного стандарта является необходимым в целях защиты жизни и здоровья участников дорожного движения, в связи с чем на основании ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ требования указанного стандарта подлежат обязательному исполнению.

Кроме того, обязательность соответствия тротуаров национальным нормам государств - участников Соглашения предусмотрена межгосударственным стандартом - п.п. 4.5.2 ГОСТ 33151-2014.

Ссылка подателя жалобы на отсутствие прав на улично-дорожную сеть является несостоятельной, поскольку в соответствии с вышеприведенными положениями на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, возлагается безусловная обязанность по оборудованию их участков, указанных в ГОСТ Р 52766-2007, тротуарами (пешеходными дорожками).

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения постановления должностного лица или решения судьи, в ходе производства по делу не допущено.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения поданной жалобы не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Прионежскому району от 25.01.2017, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 02.03.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья­

С.В. Щепалов

21-148/2017

Категория:
Административные
Другие
КУ РК "Управтодор РК"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Щепалов Станислав Владимирович
Статьи

12.34

Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
27.03.2017Материалы переданы в производство судье
19.04.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее