УИД 13RS0023-01-2022-003342-71
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 12 декабря 2022 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Догоровой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Абдулловой А.Х.,
с участием в деле:
истца Грибанова Алексея Владимировича,
представителя истца Фирсовой Татьяны Николаевны, действующей на основании ордера № 426 от 24.10.2022 года,
ответчика Главы Республики Мордовия Здунова Артёма Алексеевича, его представителя Зиновьева Олега Михайловича, действующего на основании доверенности от 07.10.2022 года,
ответчика Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия, в лице представителя Зиновьева Олега Михайловича, действующего на основании доверенности от 03.09.2021 года,овныдера.. .
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грибанова Алексея Владимировича к Главе Республики Мордовия Здунову Артёму Алексеевичу, Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия о признании Заключения Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Министром экономики, торговли и предпринимательства РМ А.В. Грибановым за 2020-2021 годы от 16.07.2022 года незаконным, признании незаконным Указа Главы Республики Мордовия № 202-УГ от 18.07.2022 года, в части основания увольнения с должности Министра экономики, торговли и предпринимательства РМ, изменив формулировку увольнения, возложении обязанности внести соответствующие изменения в запись об увольнении в трудовую книжку, об исключении сведений из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия,
установил:
Грибанов А.В. обратился в суд с иском к Главе Республики Мордовия Здунову А.А. и Правительству Республики Мордовия о признании заключения Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Министром экономики, торговли и предпринимательства РМ А.В. Грибановым за 2020-2021 годы от 16.07.2022 года незаконным, признании незаконным Указа Главы Республики Мордовия № 202-УГ от 18.07.2022 года, в части основания увольнения с должности Министра экономики, торговли и предпринимательства РМ, изменив дату и формулировку увольнения, возложении обязанности внести соответствующие изменения в запись об увольнении в трудовую книжку.
В обоснование заявленных требований указано, что указом Главы Республики Мордовия Здунова А.А. от 18.03.2022 № 92-УГ он назначен Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия.
В тот же день в соответствии со ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации с ним заключен срочный трудовой договор №1/2022 на срок полномочий Главы Республики Мордовия.
По итогам выборов Здунов А.А. вступил в должность Главы Республики Мордовия 29.09.2021.
В отношении государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 80 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.
Согласно п. 1 ст. 36 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.
29.06.2022 года он подал Главе Республики Мордовия А.А. Здунову через Администрацию Главы и Правительства Республики Мордовия заявление об освобождении его с занимаемой должности.
Таким образом, 13.07.2022 трудовой договор с ним должен быть расторгнут, он должен быть освобожден от занимаемой должности на основании ст. 80 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, посредством почтовой связи 01.07.2022 в адрес Главы Республики Мордовия он направил повторное заявление об увольнении по собственному желанию.
В соответствии с ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей.
В нарушение ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в последний день исполнения им своих обязанностей окончательный расчет с ним не произведен, документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением не выданы.
16.07.2022 года ему вручено заключение по результатам проверки, проведенной Управлением Главы Республики Мордовия по профилактике коррупционных и иных правонарушений на основании распоряжения Главы Республики Мордовия от 08.07.2022 № 399-РГ.
Согласно заключению в ходе проведенной проверки установлено, предоставление неполных и недостоверных данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 - 2021 годы.
В рамках проведения указанной проверки должностными лицами допущены следующие нарушения его прав: не надлежащим образом уведомлен в установленный законом срок о проведении в отношении него проверки; лишен возможности беседы, в ходе которой должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с Положением, и соблюдение каких установленных ограничений подлежат проверке; лишен возможности давать пояснения; лишен возможности предоставлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения; лишен возможности обращаться в Управление с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении беседы, не указание в заключении сотрудников, проводивших проверку, и отсутствие их подписей нарушают действующее законодательство и влечет ее незаконность.
18.07.2022 ему вручен Указ Главы Республики Мордовия № 202-УГ об освобождении его от замещаемой должности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия в связи с утратой доверия, то есть по п. 7.1. ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Просил признать заключение по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Министром
экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия А.В. Грибановым за 2020-2021 годы незаконным; признать Указ Главы Республики Мордовия Здунова А.А. №202-УГ от 18.07.2022 года незаконным; изменить дату увольнения с «18.07.2022» на «13.07.2022»; изменить формулировку основания увольнения с «в связи с утратой доверия, пункт 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации» на «по собственному желанию, ст. 80 Трудового кодекса Российской Федерации»; обязать Главу Республики Мордовия Здунова А. А. внести соответствующие изменения в его трудовую книжку.
Определением судьи от 07.11.2022 года по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика Правительства Республики Мордовия на надлежащего Администрацию Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия.
24.11.2022 года истец Грибанов А.В. увеличил заявленные требования. Просил признать заключение по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия А.В. Грибановым за 2020-2021 годы незаконным; признать незаконным Указ Главы Республики Мордовия Здунова А.А. №202-УГ от 18.07.2022 года в части основания увольнения с должности Министра экономики, торговли и предпринимательства РМ, изменив формулировку увольнения с «в связи с утратой доверия, п.7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ» на «увольнение по собственному желанию, ст.80 Трудового кодекса Российской Федерации»; обязать Главу Республики Мордовия Здунова А.А. внести соответствующие изменения в запись об увольнении № 15 от 18.07.2022 года в трудовую книжку, а также принять решение об исключении сведений из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
В судебном заседании истец Грибанов А.В., его представитель Фирсова Т.Н. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске, просили удовлетворить в полном объеме.
Кроме того истец Грибанов А.В. пояснил, что его не известили надлежащим образом о проведении проверки. 11.07.2022 года ФИО6 приходила к нему в кабинет, просила ознакомиться с каким-то документом, но ему было плохо в связи с повышением давления, и он не смог ознакомится. Какой это был документ – он не знает. С результатами проверки его ознакомили 16.07.2022 года, непосредственно перед заседанием комиссии, где взяли у него объяснения по поводу указанных нарушений. Кроме того считает, что применение в отношении него увольнения не соответствует тяжести совершенного проступка.
Представитель ответчиков Главы Республики Мордовия Здунова А.А., Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия Зиновьев О.М. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в возражениях. Суду пояснил, что Грибанов А.В. 11.07.2022 года был извещен о проведении в отношении него проверки ФИО6, но от получения уведомления отказался. С заключением проверки его ознакомили 16.07.2022 года, после чего у него были отобраны объяснения по поводу выявленных нарушений.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, оснований для удовлетворения заявленных требований не находит, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 17 статьи 68 Конституции Республики Мордовия и подпунктом 3 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Мордовия от
30 мая 2022 г. № 21-3 «О Правительстве Республики Мордовия» Глава Республики Мордовия назначает на должность министров и руководителей иных исполнительных органов Республики Мордовия, а также освобождает от должности вышеназванных должностных лиц.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Мордовия от 30 мая 2022 г. № 21-3 «О Правительстве Республики Мордовия» Глава Республики Мордовия привлекает к дисциплинарной ответственности министров и руководителей иных исполнительных органов Республики Мордовия.
Указом Главы Республики Мордовия от 6 февраля 2021 г. № 28-УГ А.В. Грибанов назначен исполняющим обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия.
На основании статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации между временно исполняющим обязанности Главы Республики Мордовия А.А. Здуновым и А.В. Грибановым заключен срочный трудовой договор от 6 февраля 2021 г. № 1/2021 на срок полномочий временно исполняющего обязанности Главы Республики Мордовия.
Указом Главы Республики Мордовия от 18 марта 2022 г. № 92-УГ А.В. Грибанов назначен Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия.
На основании статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации между Главой Республики Мордовия А.А. Здуновым и А.В. Грибановым заключен срочный трудовой договор от 18 марта 2022 г. № 1/2022 на срок полномочий Главы Республики Мордовия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 7 февраля 2005 г. № 2-3 «О государственных должностях и должностях гражданской службы Республики Мордовия» должность Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия является государственной должностью Республики Мордовия. Замещение указанной государственной должности Республики Мордовия связано с наложением запретов, ограничений и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» и Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» Указом Главы Республики Мордовия от 3 февраля 2016 г. № 26-УГ утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Мордовия, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, лицами, замещающими государственные должности Республики Мордовия, сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера и своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно пунктам 1, 4, 6 указанного Положения министр Республики Мордовия как лицо, замещающее государственную должность Республики Мордовия, представляет ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным:
сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному, периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
На основании пункта 1 статьи 6 Закона Республики Мордовия от 30 мая 2022 г. № 21-3 «О Правительстве Республики Мордовия» министр Республики Мордовия входит в состав Правительства Республики Мордовия, является членом Правительства Республики Мордовия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Республики Мордовия от 30 мая 2022 г. № 21-3 «О Правительстве Республики Мордовия» члены Правительства Республики Мордовия подлежат освобождению от должности в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность субъекта Российской Федерации, в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с указанной нормой Федерального закона «О противодействии коррупции», пунктами 2 и 3 статьи 10 Закона Республики Мордовия от 30 мая 2022 г. № 21-3 «О Правительстве Республики Мордовия» установлено, что освобождение от должности членов Правительства Республики Мордовия в связи с утратой доверия осуществляется по результатам проверки, проводимой в порядке, устанавливаемом Указом Главы Республики Мордовия. Освобождение от должности членов Правительства Республики Мордовия в связи с утратой доверия осуществляется Главой Республики Мордовия не позднее одного месяца со дня окончания проверки, в результате которой было выявлено обстоятельство, являющееся основанием для освобождения от должности в связи с утратой доверия, не считая времени болезни, пребывания в отпуске, иных случаев неисполнения должностных обязанностей по уважительным причинам.
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с Указом Главы Республики Мордовия от 3 февраля 2016 г. N 26-УГ "О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Мордовия, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, лицами, замещающими государственные должности Республики Мордовия, сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера и своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Мордовия (далее - граждане), на отчетную дату и лицами, замещающими указанные государственные должности Республики Мордовия (далее - лица, замещающие государственные должности Республики Мордовия), за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду устанавливаются на основании Положения о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Мордовия, и лицами, замещающими государственные должности Республики Мордовия, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Республики Мордовия" утвержденного Указом Главы РМ от 05.02.2016 N 27-УГ.
Проверка осуществляется Управлением Главы Республики Мордовия по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - Управление) по решению Главы Республики Мордовия. Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или лица, замещающего государственную должность Республики Мордовия, и оформляется в письменной форме (п. 2 Положения).
В силу п. 13 Положения начальник Управления обеспечивает:
а) уведомление в письменной форме гражданина или лица, замещающего государственную должность Республики Мордовия, о начале в отношении него проверки - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения;
б) проведение в случае обращения гражданина или лица, замещающего государственную должность Республики Мордовия, беседы с ними, в ходе которой они должны быть проинформированы о том, какие сведения, представляемые ими в соответствии с настоящим Положением, и соблюдение каких установленных ограничений подлежат проверке - в течение семи рабочих дней со дня получения обращения гражданина или лица, замещающего государственную должность Республики Мордовия, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с гражданином или лицом, замещающим государственную должность Республики Мордовия.
По окончании проверки Управление обязано ознакомить гражданина или лицо, замещающее государственную должность Республики Мордовия, с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне (п. 14).
Начальник Управления представляет Главе Республики Мордовия доклад о ее результатах. При этом в докладе должно содержаться одно из следующих предложений:
а) о назначении гражданина на государственную должность Республики Мордовия;
б) об отказе гражданину в назначении на государственную должность Республики Мордовия;
в) об отсутствии оснований для применения к лицу, замещающему государственную должность Республики Мордовия, мер юридической ответственности;
г) о применении к лицу, замещающему государственную должность Республики Мордовия, мер юридической ответственности;
д) о представлении материалов проверки в Комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Республике Мордовия (п. 18).
Глава Республики Мордовия, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в пункте 18 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений:
а) назначить гражданина на государственную должность Республики Мордовия;
б) отказать гражданину в назначении на государственную должность Республики Мордовия;
в) применить к лицу, замещающему государственную должность Республики Мордовия, меры юридической ответственности;
г) представить материалы проверки в Комиссию по координации работы по противодействию коррупции (п. 19).
В судебном заседании установлено, что Управлением Главы Республики Мордовия по профилактике коррупционных и иных правонарушений в результате анализа справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 г., представленной Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия А.В. Грибановым, установлено, что им за отчетные 2020 – 2021 гг., не отражена информация об учреждении его супругой ФИО1 ООО «Колибри». Кроме того, в справке за 2021 г. не отражена информация о доходе ФИО1, полученном от АО «Мордовглавснаб» в размере 720000,00 рублей, о чем 07.07.2022 г. заместителем начальника Управления ФИО3 была направлена докладная записка Главе Республики Мордовия.
На основании указанной докладной записки Глава Республики Мордовия вынес Распоряжение от 08.07.2022 года о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия А.В. Грибановым за 2020-2021 годы.
11.07.2022 года А.В. Грибанов был извещен о том, что в отношении него проводится проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных за 2020-2021 гг.
Согласно заключению от 16.07.2022 года по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия А.В. Грибановым за 2020-2021 гг. установлено, что им в нарушение положений части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» представлены неполные и недостоверные данные о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 - 2021 годы. В частности:
-за 2021 г. занижен доход супруги ФИО1 на 729 542,28 руб., полученный от АО «Мордовглавснаб» и ООО «Стройаудит-экспресс»;
-за 2021 г. занижен доход Грибанова А.В. на 3 100 руб., полученный им от Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации;
-сокрыта информация об учредительстве супруги ФИО1 и ее
деятельности в ООО «Колибри».
С Заключением от 16.07.2022 года по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия А.В. Грибановым за 2020-2021 гг. истец был ознакомлен 16.07.2022 года.
По результатам проверки заведующей отделом по контролю за соблюдением требований к служебному поведению ФИО6 16.07.2022 года Главе Республики Мордовия была направлена докладная записка о выявленных нарушениях с предложением представить материалы проверки в отношении Грибанова А.В. в Комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Республике Мордовия для рассмотрения.
По результатам ознакомления 16.07.2022 года Грибановым А.В. написано заявление в Комиссию по координации работ по противодействию коррупции в Республике Мордовия, где указано на незаконность проверки, поскольку им подано заявление об увольнении от 29.06.2022 года и от 01.07.2022 года и он не замещает указанную должность в связи с истечением срока рассмотрения заявления, а также даны письменные пояснения к заключению на имя Главы Республики Мордовия.
Согласно протоколу № 5/2022 года заседания рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Мордовия вопросов по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Республики Мордовия, и урегулированию конфликта интересов, рабочая группа решила руководствуясь подпунктом «б» пункта 14 Положения, установить, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия А.В. Грибановым за 2020-2021 годы, являются недостоверными и неполными. Руководствуясь подпунктом «б» пункта 15 Положения установить, что Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия А.В. Грибановым не соблюдались требования к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Внести предложение Главе Республики Мордовия о применении к Министру экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия А.В. Грибанову за допущенные коррупционные правонарушения меру ответственности в виде увольнения (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.
Согласно пункту 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» критериями требований, определяющих качество предоставляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность. Непредставление, представление не в полном объеме, искажение указанных сведений является основанием для досрочного освобождения от должности, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение. В случае неисполнения указанной обязанности лицо, замещающее государственную должность субъекта Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».
На основании Указа Главы Республики Мордовия от 18.07.2022 года Грибанов А.В. освобожден от замещаемой должности Министра экономики и предпринимательства Республики Мордовия в связи с утратой доверия, пункт 7.1 части первой статьи 81 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Перед увольнением в соответствии со ст. 193 Трудового Кодекса Российской Федерации работодатем отобраны объяснения по факту совершения им нарушений, о чем свидетельствует письменные пояснений, данные Грибановым А.В. на имя Главы Республики Мордовия от 16.07.2022 года.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что проверка в отношении Грибанова А.В. проведена в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Мордовия, и лицами, замещающими государственные должности Республики Мордовия, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Республики Мордовия" утвержденным Указом Главы РМ от 05.02.2016 N 27-УГ. Каких-либо нарушений судом не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для признания указанной проверки незаконной не имеется.
Довод истца Грибанова А.В. о том, что он не был уведомлен о проведении проверки в отношении него, в связи с чем был лишен возможности давать пояснения, в судебном заседании не нашел своего подтверждения.
Так в судебном заседании установлено, что 11.07.2022 года заведующая отделом по контролю за соблюдением требований к служебному поведению ФИО6, находясь в кабинете А.В. Грибанова, ознакомила его о проведении в отношении него проверки, пытаясь вручить ему письменное уведомление, однако, он от получения отказался.
Из объяснений самого истца Грибанова А.В. следует, что действительно 11.07.2022 года до обеда к нему в кабинет приходила ФИО6, пыталась вручить какие-то документы, но ввиду плохого самочувствия он не смог этого сделать и попросил ее выйти из кабинета. В связи с повышением артериального давления он вызвал скорую медицинскую помощь и был госпитализирован в больницу им. Каткова. Какие это были документы, он не знает.
Вместе с тем согласно выписки из медицинской карты стационарного больного Грибанов А.В. самостоятельно обратился в приемное отделение ГБУЗ РМ РКБ им. С.В. Каткова (зафиксировано АД 140/70 мм. рт. ст.).
Свидетель ФИО4 суду пояснила, что 11.07.2022 года Грибанов А.В. до обеда вызвал ее в кабинет, там находилась ФИО6 Грибанов А.В. сказал, что ФИО6 пытается ознакомить его с каким-то документом, но он не может этого сделать в виду плохого самочувствия. После чего ФИО6 указанный документ зарегистрировала через входящую корреспонденцию и его забрала помощник Грибанова А.В.- ФИО2 Затем Грибанов А.В. вызвал скорую помощь.
Свидетель ФИО2 подтвердила данные обстоятельства.
В судебном заседании установлено, что Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия А.В. Грибановым за 2020-2021 гг. в нарушение положений части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» представлены неполные и недостоверные данные о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 - 2021 годы, а именно: за 2021 г. занижен доход супруги ФИО1 на 729 542,28 руб., полученный от АО «Мордовглавснаб» и ООО «Стройаудит-экспресс»; за 2021 г. занижен доход Грибанова А.В. на 3 100 руб., полученный им от Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации; сокрыта информация об учредительстве супруги ФИО1 и ее деятельности в ООО «Колибри», то есть допустил конфликтную ситуацию, способную нанести ущерб его репутации, как государственного служащего, и авторитету государственного органа.
Указанные обстоятельства нашли в судебном заседании полное подтверждение представленными сведениями Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия в отношении Грибанова А.В. и членов его семьи, информацией об участии в качестве учредителя и руководителя в юридических лицах в отношении указанных лиц, а также справками о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленными Грибановым А.В. за отчетный период с 01.01.2021 года по 31.12.2021 года в отношении себя и своей супруги ФИО1, а также не оспариваются самим Грибановым А.В.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у ответчика имелись основания для увольнения истца Грибанова А.В. по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации и был соблюден установленный законом порядок увольнения по данному основанию.
Факт совершения истцом Грибановым А.В. нарушений, послуживших поводом для издания приказа об увольнении, нашел свое полное подтверждение в процессе судебного разбирательства и не был ничем опровергнут. До вынесения приказа об увольнении у истца были затребованы письменные объяснения по обстоятельствам действий, повлекших утрату доверия, и также объяснения истцом были даны по результатам проверки, сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности ответчиком были соблюдены.
Довод истца о том, что не были рассмотрены своевременно его заявления об увольнении от 29.06.2021 года и от 01.07.2021 года суд не принимает во внимание исходя из следующего.
Как установлено в судебном заседании заявление об увольнении по собственной инициативе от 29.06.2021 года было подано Грибановым А.В. в Секретариат Председателя Правительства Республики Мордовия, а именно помощнику Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия ФИО5, в то время как должно было быть подано в Управление делопроизводства Администрации Главы Республики Мордовия. Таким образом, заявление было подано Грибановым А.В. с нарушением установленного порядка, то есть лицу, не являющемуся для него представителем работодателя.
Заявление об увольнении по собственной инициативе от 01.07.2022 года Грибановым А.В. направлено по почте и получено ответчиком 04.07.2021 года, в виду чего срок рассмотрения заявления подлежит исчислению с указанной даты.
Поскольку до рассмотрения указанного заявления в отношении Грибанова А.В. проводилась служебная проверка, выявившая нарушение им действующего законодательства, работодатель имел право прекратить трудовые отношения с работником по нескольким основаниям, право выбора конкретного основания увольнения принадлежит работодателю.
Довод истца о том, что он не имел возможности давать пояснения во время проводимой в отношении него проверки, не является основанием для признания проверки незаконной, поскольку в соответствии с Положением по окончании проверки Грибанов А.В. был ознакомлен с результатами проверки, о чем свидетельствует его подпись на заключении, после чего он дал письменные объяснения относительно выявленных нарушений.
Таким образом, у истца была возможность дать пояснения по обстоятельствам дела. Никаких ходатайств, замечаний и дополнений о намерении дать пояснения или предоставить дополнительные материалы не заявлял. Заявляя о нарушенном праве на дачу пояснений по окончании проверки, истец не указывает, какие конкретные обстоятельства он намеревался сообщить и как они могли повлиять на окончательные выводы и принятое решение.
В судебном заседании истец пояснил, что в ходе проверки он мог бы исправить все неточности, указанные в справках. Вместе с тем, согласно письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 мая 2016 года N 18-2/10/П-1526, по смыслу действующего законодательства, не образует коррупционного проступка и не влечет применения взысканий представление служащим в установленный законодательством срок уточненных и достоверных сведений о доходах и имуществе, при условии, что служащий самостоятельно обнаружил в представленных им справках не отраженные или не полностью отраженные сведения. В то время как в данном случае не указание сведений выявлено Управлением.
Доводы истца о том, что ответчик не учел тяжесть совершенного проступка, является не обоснованным, поскольку согласно заключению учтены все обстоятельства, в том числе факт отсутствия наград и дисциплинарных взысканий, а также рассмотрение в 2021 году Управлением уведомления исполняющего обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанова А.В. о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Ссылка истца на обзор, подготовленный Министерством труда и социальной защиты РФ от 21 мая 2016 года N 18-2/10/П-1526, несостоятельна, поскольку допущенные Грибановым А.В. нарушения не отнесены к перечню ситуаций, которые могут быть расценены, как не значительный проступок, не повлекший увольнение служащего в связи с утратой доверия (не представление сведений о доходах в размере 729 542,28 руб., полученный супругой ФИО1 от АО «Мордовглавснаб» и ООО «Стройаудит-экспресс»; а также за 2021 г. занижен доход Грибанова А.В. на 3 100 руб.). Кроме того указанный обзор не является обязательным для применения.
Таким образом, суд не находит оснований для признания незаконным Указа Главы Республики Мордовия Здунова А.А. №202-УГ от 18.07.2022 года в части основания увольнения с должности Министра экономики, торговли и предпринимательства РМ, изменив формулировку увольнения с «в связи с утратой доверия, п.7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ» на «увольнение по собственному желанию, ст.80 Трудового кодекса Российской Федерации».
Поскольку суд не находит оснований для признания не законным Указа Главы Республики Мордовия Здунова А.А. №202-УГ от 18.07.2022 года в части основания увольнения Грибанова А.В., не имеется оснований для возложения обязанности на Главу Республики Мордовия Здунова А.А. внести соответствующие изменения в запись об увольнении № 15 от 18.07.2022 года в трудовую книжку, а также принять решение об исключении сведений из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
При таких обстоятельствах исковые требований Грибанова А.В. не подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия,
решил:
исковые требования Грибанова Алексея Владимировича к Главе Республики Мордовия Здунову Артёму Алексеевичу, Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия о признании Заключения Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Министром экономики, торговли и предпринимательства РМ А.В. Грибановым за 2020-2021 годы от 16.07.2022 года незаконным, признании незаконным Указа Главы Республики Мордовия № 202-УГ от 18.07.2022 года, в части основания увольнения с должности Министра экономики, торговли и предпринимательства РМ, изменив формулировку увольнения с «в связи с утратой доверия, п.7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ» на «увольнение по собственному желанию, ст.80 Трудового кодекса Российской Федерации», возложении обязанности внести соответствующие изменения в запись об увольнении в трудовую книжку, об исключении сведений из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Е.Ю. Догорова
мотивированное решение суда изготовлено 19 декабря 2022 года
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Е.Ю. Догорова