Дело № 2а-578/2020
44RS0028-01-2020-000528-69
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г. Кострома. 21 апреля 2020 года.
Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Ивановой С.Ю.,
с участием помощника прокурора Костромского района Черных К.В.,
при секретаре Негановой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по иску прокурора Костромского района, поданному в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
у с т а н о в и л:
Прокурор Костромского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Костромского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения.
В ходе проведенной проверки установлено, что ФИО1, ДДММГГГГ года рождения, с 31.12.2019 года состоит на учете в ОГБУЗ «Костромской областной наркологический диспансер» с диагнозом: «синдром зависимости, вызванный употреблением психостимуляторов» с 16.08.2019 года. Указанное заболевание ФИО1 является противопоказанием к управлению транспортными средствами. Вместе с тем, по сведениям ОГИБДД ОМВД России по Костромскому району у ФИО1 имеется водительское удостоверение № категории В, В1, С, С1 сроком действия до 14.08.2024 года, что подтверждается водительской карточкой. Таким образом, действие права ФИО1 на управление транспортными средствами должно быть прекращено в связи с наличием медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Задачами указанного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 5 ФЗ № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в том числе: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами);внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения (ст. 23 ФЗ № 196-ФЗ).
Медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 23.1 ФЗ № 196-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 28 ФЗ № 196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. В п. 7 раздела II указано противопоказание - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, F10- F16, F18, F19. Наличие таких расстройств препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для Согласно Перечню медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» наркомания является медицинским психиатрическим противопоказанием к управлению любыми транспортными средствами.
Согласно 4.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Поскольку управление административным ответчиком транспортным средством при наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, может представлять угрозу для жизни и здоровья других лиц, имеются основания для прекращения действия права ФИО1 на управление транспортными средствами до прекращения его диспансерного наблюдения у врача-нарколога в связи с выздоровлением.
На основании изложенного просили прекратить действие права ФИО1, ДДММГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами, имеющего водительское удостоверение №, выданного ДДММГГГГ, до прекращения его диспансерного наблюдения у врача-нарколога в связи с выздоровлением; обязать ФИО1 сдать водительское удостоверение в ОГИБДД ОМВД России по Костромскому району.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Ответчик ФИО1, не оспаривая обстоятельств, изложенных в иске, в судебном заседании исковые требования не признал. Указал, что употребление психостимуляторов имело место один раз по незнанию.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Костромской области в судебное заседание не явился, в ходатайстве, адресованном суду, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, заявленные требования полагали подлежащими удовлетворению.
Выслушав прокурора, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).
При этом гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, абз. 2 ч. 2 ст. 1 ГК РФ).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В соответствии с абзацем 9 статьи 5 данного Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
При этом медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, среди прочего, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (п. 2 ст. 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 23.1, Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В силу ст. 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. В п. 7 раздела II указано противопоказание - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, F10- F16, F18, F19. Наличие таких расстройств препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Согласно Перечню медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» наркомания является медицинским психиатрическим противопоказанием к управлению всеми видами транспортных средств, в том числе: автомобилей, полная масса которых не превышает 3500 кг, а число сидячих мест, помимо сиденья водителя, - 8 (категория B), с правом работы по найму, тракторов и других самоходных машин; автомобилей, полная масса которых не превышает 3500 кг, а число сидячих мест, помимо сиденья водителя, - 8 (категория B), без права работы по найму; автомобилей, предназначенных для перевозки грузов, полная масса которых превышает 3500 кг (категория C). Больные наркоманией допускаются к управлению указанными транспортными средствами при наличии стойкой ремиссии в течение не менее трех лет.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения существование права на управление транспортным средством напрямую поставлено в зависимость от состояния здоровья водителя.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ДДММГГГГ ФИО1 выдано водительское удостоверение №, категории «В, В1, С, С1», срок действия до ДДММГГГГ.
Приговором Костромского районного суда Костромской области от 19 февраля 2020 года ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, то есть приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере.
По информации ОГБУЗ «Костромской областной наркологический диспансер» ФИО1 с ДДММГГГГ состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом: «синдром зависимости вызванный употреблением психостимуляторов», данное заболевание является противопоказанием к управлению транспортными средствами.
Поскольку в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт того, что у ФИО1 имеется заболевание, при котором в силу закона запрещается его допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора Костромского района и прекращения действия права ФИО1 на управление транспортными средствами до наступления стойкой ремиссии к приему психоактивных веществ, подтвержденной в порядке, установленном действующим законодательством.
При этом доводы административного ответчика об однократном случайном потреблении психоактивных веществ, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований служить не могут, поскольку решение вопроса о прекращении действия прав на управление транспортными средствами зависит от состояния здоровья водителя, которое в данном случае подтверждено информацией ОГБУЗ «Костромской областной наркологический диспансер» и ответчиком не оспорено.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Костромского района, заявленные в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права ФИО1, ДДММГГГГ года рождения, уроженца д. (адрес), на управление транспортными средствами согласно выданному водительскому удостоверению №, категории «В, В1, С, С1», выданному ДДММГГГГ, до наступления стойкой ремиссии к приему психоактивных веществ, подтвержденной в порядке, установленном действующим законодательством.
Обязать ФИО1 сдать водительское удостоверение в ОГИБДД УМВД России по Костромскому району
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Федеральный судья С.Ю. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 21 апреля 2020 года.