Дело № 5-14-2015
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Якутск 22 января 2015 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Лиханов В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток», местонахождение: ____, ИНН № ОГРН №
У С Т А Н О В И Л:
____ 2014 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РС (Я) в отношении ООО «Транснефть-Восток» составлен протокол об административном правонарушении № предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, за порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В судебном заседании представитель Росприроднадзора по РС (Я) Аммосов Е.А. протокол об административном правонарушении поддержал, просит привлечь ООО «Транснефть-Восток» к административной ответственности и назначить наказание в виде штрафа.
Представитель ООО «Транснефть-Восток» в суд не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя юридического лица. Суду представили ходатайство, в котором просят производство по делу прекратить в связи с допущенными процессуальными нарушениями при производстве по делу, протокол об административном правонарушении от ____.2014 года и экспертное заключение от ____ 2014 года считают недопустимыми доказательствами.
Выслушав представителя Росприроднадзора по РС (Я), изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Составом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ является уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В судебном заседании установлено, что на основании приказа Управления Росприроднадзора по РС(Я) от ____ 2014 года № была проведена внеплановая выездная проверка ООО «Транснефть-Восток», согласно которой установлено, что ____ 2014 года в 18 часов 24 минуты произошел разлив нефти на ___, принадлежащего ООО «Транснефть-Восток», расположенного в ____, в сторону северо-запада от магистральной автомобильной дороги ____. Земельный участок, на котором произошел разлив нефти, принадлежит ООО «Транснефть-Восток» на праве аренды сроком на ___ лет, согласно акту предварительного технического расследования причин инцидента от ____ 2014 года составленного комиссией ООО «Трасннефть-Восток», разлив нефти был обнаружен ____ 2014 года в 18 часов 24 минуты и локализован ____ 2014 года в 02 часа 20 минут.
Экспертным заключением ___ от ____ 2014 года установлено превышение фоновых показателей по нефтепродуктам в точке ___.
Согласно ст. ст. 9, 15, 42, 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу, соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.
Согласно ст.ст. 12, 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьей 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено что, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с п.4 «Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240, организации обязаны содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий.
Согласно п. 8 «Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240. Мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов: прекращение сброса нефти и нефтепродуктов; сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств; размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды. Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы. Указанные работы могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при котором: исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории; допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий).
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 КоАП Российской Федерации, заключается в умышленном или неосторожном действии (бездействии) граждан, должностных и юридических лиц, приводящих к разрушению или уничтожению плодородного слоя почвы.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП Российской Федерации установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нефть в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение и оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Несмотря на предпринятые ООО «Транснефть-Восток» усилия по устранению причин разлива нефти, порчу земель предотвратить не удалось, ООО «Транснефть-Восток» допустило разлив нефти на землю из магистрального нефтепровода, устранило причину разлива нефти более 6 часов, загрязнение (порча) земель не была устранена даже после проведения работ по устранению причин разлива нефти.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными материалами административного дела. Оценивая в совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу о виновности ООО «Транснефть-Восток» в совершении правонарушения, действия квалифицируются по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные кроме протокола об административном правонарушении и объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, устанавливаются иными документами, находящимися в материалах дела.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ не усматриваю.
С учетом всех обстоятельств дела, степени и объема допущенных нарушений, считаю необходимым и целесообразным применить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток», местонахождение: ____, ИНН №, ОГРН №, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.И. Лиханов