ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
от 23 сентября 2024 г. № 7.2 – 293/2024
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Филимонов С.И., рассмотрев в г. Саранске Республики Мордовия жалобу заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Л.В. Максимовой на решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 14 августа 2024 г.,
у с т а н о в и л:
решением судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 14 августа 2024 г. постановление врио заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Л.В. Максимовой от 30 мая 2024 г. № 297 (далее также – постановление должностного лица) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью первой статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (далее также – Администрация) отменено, производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Л.В. Максимова подала жалобу, в которой просит отменить указанное решение судьи, принять новое решение об оставлении постановления должностного лица без изменения.
Мотивирует жалобу тем, что решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия по делу № 2 – 1600/2016 не ставит обязанность Администрации по предоставлению М.Д. Гришину жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в зависимость от выделения субвенций из республиканского бюджета; недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность Администрации; возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий; заявителем не доказано, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица; совершенное Администрацией правонарушение посягает на институт судебной власти, порядок принудительного исполнения вступивших в законную силу судебных актов, а также жилищных прав граждан.
В судебное заседание заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Л.В. Максимова, законный представитель и защитник Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, потерпевший М.Д. Гришин не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Л.В. Максимова представила заявление о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части второй статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья верховного суда республики считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив на основании части третьей статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, судья верховного суда республики приходит к следующему.
Часть первая статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом – исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118 – ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 118 – ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав – исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Из статьи 14 Федерального закона № 118 – ФЗ следует, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В силу положений статей 105, 113 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229 – ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав – исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 7 декабря 2016 г. Рузаевским районным судом Республики Мордовия выдан исполнительный лист серии ФС № <№>, обязывающий Администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия предоставить М.Д. Гришину благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 квадратных метров по месту жительства в г. Рузаевке Республики Мордовия, в случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах г. Рузаевки Республики Мордовия с согласия М.Д. Гришина ему может быть предоставлено специализированное жилое помещение в другом населенном пункте Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
12 декабря 2016 г. на основании указанного исполнительного листа судебным приставом – исполнителем в отношении должника возбуждено исполнительное производство № <№> – ИП. В соответствии с постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником его копии.
В связи с тем, что в установленный срок Администрация не исполнила требования, содержащиеся в исполнительном документе, 23 января 2017 г. судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа.
22 августа 2023 г. ведущим судебным приставом – исполнителем ОСП по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия вынесено постановление о передаче исполнительного производства № <№> – ИП от 12 декабря 2016 г. в Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств.
23 августа 2023 г. вынесено постановление о принятии исполнительного производства № <№> – ИП от 12 декабря 2016 г. к исполнению судебным приставом – исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств.
Ведущим судебным приставом – исполнителем вынесено постановление от 5 апреля 2024 г. о назначении нового срока исполнения, с предоставлением документов об исполнении судебному приставу – исполнителю до 10 часов 00 минут 14 мая 2024 г.
15 мая 2024 г. судебным приставом – исполнителем составлен протокол об административном правонарушении по части первой статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением должностного лица Л.В. Максимовой от 30 мая 2024 г. Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия привлечена к административной ответственности по части первой статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Администрации, поскольку вышеуказанная обязанность возложена на нее в связи с реализацией переданных ей государственных полномочий, расходы по которым не были профинансированы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.
Заявляя требование об отмене решения судьи районного суда, должностное лицо не приводит доводов о существенных нарушениях судьей процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
В статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32 – З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 32 – З) администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей – сирот, лиц из числа детей – сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлению контроля за распоряжением ими.
Пунктом 1 статьи 6 Закона № 32 – З установлено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Следовательно, в силу бюджетного законодательства обязательства Республики Мордовия, переданные, в том числе муниципальному району, не могут быть исполнены за счет бюджетных ассигнований из бюджета муниципального образования, а подлежат исполнению исключительно за счет субвенций из бюджета Республики Мордовия.
С учетом изложенного состав вмененного административного правонарушения имеет место только в том случае, когда Администрация не предприняла всех возможных мер к получению субвенций из бюджета Республики Мордовия для приобретения и предоставления жилого помещения М.Д. Гришину.
Судьей районного суда установлено, что Администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия неоднократно направлялись в Министерство строительства и архитекторы Республики Мордовия, Министерство финансов Республики Мордовия ходатайства с просьбой о дополнительном выделении денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, в том числе М.Д. Гришину (№ 957 – исх от 21 февраля 2023 г., № 956 – исх от 21 февраля 2023 г., № 1412 – исх от 16 марта 2023 г., № 2587 – исх от 15 мая 2023 г., № 3390 – исх от 22 июня 2023 г., № 4239 – исх от 2 августа 2023 г., № 6640– исх от 30 ноября 2023 г., № 813– исх от 16 февраля 2024 г., № 2007 – исх от 17 апреля 2024 г., № 2370 – исх от 7 мая 2024 г., № 1814 – исх от 9 апреля 2024 г. ).
С учетом данных обстоятельств, судья Рузаевского районного суда Республики Мордовия пришел к правильному выводу о том, что Администрацией принимались активные действия, направленные на получение местным бюджетом бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись. Реальной возможности для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении М.Д. Гришину жилого помещения у Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, принявшей для этого все зависящие от нее меры, не имелось, и обратное не доказано.
При таких обстоятельствах, на основании пункта 2 части первой статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Рузаевского районного суда Республики Мордовия правомерно прекратил начатое в отношении Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Доводы жалобы сводятся к необоснованности сделанных судьей районного суда выводов об отсутствии в действиях Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия состава административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, переоценке установленных судьей районного суда обстоятельств и сделанных выводов, а потому отмену решения судьи повлечь не могут.
Таким образом, решение судьи районного суда является законным и по доводам жалобы заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Л.В. Максимовой не может быть отменено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 – 30.9, 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья верховного суда республики
р е ш и л:
оставить решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 14 августа 2024 г. без изменения, жалобу заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Л.В. Максимовой без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 – 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия С.И. Филимонов