Дело № 2-4441/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова А.В. при секретаре Бабиковой Е.А. с участием
истца Шуваевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 10 октября 2017 года гражданское дело по иску Шуваевой Е.И. к председателю ТСЖ «Маркова, 33» Перину А.В., ТСЖ «Маркова, 33», ООО «Управдом» о возложении обязанности произвести перерасчет,
установил:
в производстве суда находится указанное выше дело. Шуваева Е.И. с учётом уточнений заявила требования о возложении обязанности произвести перерасчёт оплаты за жилье и коммунальные услуги, капитальный ремонт за период с 2010 года по 2016 год в размере 61418,88 руб.
В обоснование требований указано, что истец является собственником жилого помещения по адресу: Республика Коми, .... Управление данным домом осуществляет ТСЖ "Маркова, 33". С 2008 года какие-либо работы в доме не производились. В связи с чем согласно расчёту Шуваевой Е.И. подлежат перерасчёту:
1. плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с января 2010 года по декабрь 2016 года на общую сумму 7497 руб.,
2. плата за обслуживание домофона за период с января 2010 года по январь 2011 года в размере 299 руб.,
3. плата за отопление за период с июня по август 2010 года, июня по август 2011 года, июня 2012 года, июня и август 2014 года в общем размере 644,55 руб.,
4. плата за ТО наружнего газопровода в августе 2012 года, в январе 2014 года в общем размере 121,15 руб.,
5. плата за ТО газового оборудования и АДО ВДГО за август 2012 год в размере 174,87 руб.,
6. плата за установку ОПУ учёта тепловой энергии в декабре 2013 года в размере 39,75 руб.,
7. плата за техническое обслуживание газопровода в мае, июле и октябре 2013 года в общем размере 50,26 руб.,
8. плата за техническое обслуживание газопровода низкого давления за февраль и март 2013 года в размере 21,61 руб.,
9. плата за капитальный ремонт крыши в октябре и ноябре 2014 года в размере 558,34 руб.,
10. плата за установку ОДПУ электрической энергии в феврале 2014 года в размере 24,69 руб.,
11. плата за установку общедомового прибора учёта ГВС в феврале 2014 года в размере 24,67 руб.,
12. плата за покупку и установку общедомового прибора учёта электрической энергии в декабре 2015 года в размере 63,03 руб.,
13. плата за капитальный ремонт в виде замены труб ГВС в доме за период с декабря 2014 года по декабрь 2016 года в размере 6907,88 руб.,
14. плата за повторное опломбирование общедомовых приборов учёта в марте 2015 года в размере 10,08 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Шеболкин А.Н., Степина М.А., УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар», государственная жилищная инспекция Республики Коми по г. Сыктывкару.
Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени его рассмотрения на 06.10.2017 в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В данном судебном заседании был объявлен перерыв до 10.10.2017.
В судебном заседании истец настаивала на доводах, изложенных в иске. Пояснила, что никаких работ ТСЖ не выполняет, её жалобы игнорирует. Обращения в полицию, прокуратуру, ГЖИ результата не дают. Общие собрания не проводятся. Каких-либо решений о капитальном ремонте не принималось.
Иные лица в судебное заседание не явились.
Суд с учётом положений ст. 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с согласия истца определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц в порядке заочного производства.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Шуваева Е.И. является собственником жилого помещения по адресу: Республика Коми, ...
Управление данным домом в спорный период времени осуществляло ТСЖ "Маркова, 33".
Согласно решению общего собрания собственников № 2 от 22.07.2008 был заключён договор на обслуживание и эксплуатацию МКД по ... между ТСЖ "Маркова, 33" и ООО "Управдом".
Сведения о заключении договора управления данным домом отсутствуют. Договор на обслуживание и эксплуатацию МКД таковым признан быть не может.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Истцом представлены копии платёжных документов за спорный период времени.
На неоднократные запросы суда ответчики документов об управлении МКД, решениях общих собраний о выборе способа управления МКД, размере платы за содержание и ремонт общего имущества МКД и др. не представили.
На сайте сыктывкар.рф и reformagkh.ru в разделах, содержащих сведения о ТСЖ "Маркова, 33" данные сведения также отсутствуют. Размер стоимости услуг, тарифы истцом не оспаривались. Поскольку Шуваева Е.И. по существу ставит вопрос не о размере тарифов, а о неоказании услуг со стороны ТСЖ "Маркова, 33" суд полагает возможным руководствоваться размерами тарифов, указанными в платёжных документах как не оспоренными истцом.
Так, из платёжных копий документов следует, что получателем платежей до апреля 2015 года являлось ООО "Управдом", а с мая 2015 года ТСЖ "Маркова, 33". С учётом отсутствия договора управления многоквартирным домом суд полагает, что указание различных получателей платежей не влияет на обязанность ТСЖ "Маркова, 33" по надлежащему оказанию услуг истцу.
Шуваева Е.И. оспаривает оказание следующих услуг:
1. содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с января 2010 года по декабрь 2016 года на общую сумму 7497 руб.,
2. обслуживание домофона за период с января 2010 года по январь 2011 года в размере 299 руб.,
3. отопление за период с июня по август 2010 года, июня по август 2011 года, июня 2012 года, июня и август 2014 года в общем размере 644,55 руб.,
4. ТО наружнего газопровода в августе 2012 года, в январе 2014 года в общем размере 121,15 руб.,
5. ТО газового оборудования и АДО ВДГО за август 2012 год в размере 174,87 руб.,
6. установку ОПУ учёта тепловой энергии в декабре 2013 года в размере 39,75 руб.,
7. техническое обслуживание газопровода в мае, июле и октябре 2013 года в общем размере 50,26 руб.,
8. техническое обслуживание газопровода низкого давления за февраль и март 2013 года в размере 21,61 руб.,
9. капитальный ремонт крыши в октябре и ноябре 2014 года в размере 558,34 руб.,
10. установка ОДПУ электрической энергии в феврале 2014 года в размере 24,69 руб.,
11. установка общедомового прибора учёта ГВС в феврале 2014 года в размере 24,67 руб.,
12. покупка и установка общедомового прибора учёта электрической энергии в декабре 2015 года в размере 63,03 руб.,
13. капитальный ремонт в виде замены труб ГВС в доме за период с декабря 2014 года по декабрь 2016 года в размере 6907,88 руб.,
14. повторное опломбирование общедомовых приборов учёта в марте 2015 года в размере 10,08 руб.
По общему правилу оплате подлежат оплате оказанные услуги надлежащего качества.
Порядок изменения размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в связи с ненадлежащим качеством таких услуг устанавливается Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту – Правила № 491).
В соответствии с п. 6 Правил № 491 в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
П. 7 Правил № 491 определяет, что собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.
Согласно п. 15 Правил № 491 факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с п. 16 Правил № 491 акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
По данным правилам подлежат рассмотрении обращения по фактам неоказания и(или) оказания услуг ненадлежащего качества, указанных в п. 1, 2, 4, 5, 7, 8 перечня оспариваемых услуг.
Шуваева Е.И. представила обращение в ТСЖ "Маркова, 33" от 31.05.2014 о ненадлежащей уборке лестничных клеток, а также о том, что в подъезде сыплется штукатурка.
Также 27.01.2015 истец обратилась с жалобой на ненадлежащее качество услуг: уборка лестничных клеток, обслуживание домофона за период с января 2010 года по январь 2011 года, отопление за период с июня по август 2010 года, июня по август 2011 года, июня 2012 года, июня и август 2014 года, техническое обслуживание газопровода в мае, июле и октябре 2013 года, ТО газового оборудования и АДО ВДГО за август 2012 года, установка ОДПУ электрической энергии в феврале 2014 года, капитальный ремонт крыши в октябре и ноябре 2014 года, капитальный ремонт в виде замены труб ГВС в доме за период с декабря 2014 года по декабрь 2016 года, установку ОПУ учёта тепловой энергии в декабре 2013 года.
Данные обращения направлены почтой. Истцом представлены доказательства их возврата "за истечением срока хранения".
Обращения по фактам неоказания и(или) оказания услуг ненадлежащего качества, указанные в п. 3 перечня оспариваемых услуг должны были быть рассмотрены согласно раздела 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее по тексту – Правила № 307).
В данном порядке обращения Шуваевой Е.И. рассмотрены не были. В связи с этим истец не лишена возможности использовать любые иные средства доказывания факта неоказания услуг или оказания услуг ненадлежащего качества.
По услугам, указанным в п. 6, 9-14, Шуваева Е.И. также должна доказать факт их неоказания либо ненадлежащее качество услуг.
Судом истцу неоднократно было предложено предоставить доказательства неоказания услуг либо оказания услуг ненадлежащего качества.
По услугам содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с января 2010 года по декабрь 2016 года и обслуживание домофона за период с января 2010 года по январь 2011 года суд приходит к следующему.
Шуваева Е.И. указывает, что услуги по содержанию и ремонту не оказывались в полном объёме. Между тем, из материалов дела, в том числе обращений истца к ответчику следует, что претензии были в части ненадлежащей уборки подъездов и "осыпания" штукатурки. Каких-либо иных недостатков Шуваева Е.И. не заявляла.
Как пояснила истец при рассмотрении дела, она не осуществляла постоянного наблюдения за подъездом, процесс уборки не наблюдала, иных работ не видела. При этом она пояснила, что домофон работал надлежащим образом.
Каких-либо иных доказательств, кроме объяснений и двух письменных обращений неоказания или оказания услуг ненадлежащего качестве по содержанию и ремонту общего имущества и обслуживанию домофона Шуваевой Е.И. не представлено. В связи с чем суд приходит к выводу, что данные услуги оказывались в полном объёме и с надлежащим качеством. Само по себе то, что Шуваева Е.И. не наблюдала процесс их оказания основанием для удовлетворении иска быть не может, поскольку услуги могли быть оказаны в иное время.
При таких обстоятельствах требования о перерасчёте по данным видам услуг удовлетворению не подлежат.
По услуге отопление судом были запрошены сведения из ... о предъявлениях к оплате стоимости тепловой энергии в адрес ТСЖ "Маркова, 33".
Из представленных ... документов следует, что между ... и ТСЖ "Маркова, 33" заключён договор энергоснабжения № 2492 от 29.10.2008 (тепловая энергия и теплоноситель).
Согласно счетам и актам приема-передачи в адрес ТСЖ "Маркова, 33" в период с июня по август 2010 года, а также с июня по август 2011 года осуществлялась поставка тепловой энергии, используемой для горячего водоснабжения. Соответственно, предъявление к оплате в данные периоды платы за отопление с учётом особенностей начисления являлось необоснованным и данные суммы подлежат перерасчёту на общую сумму 511,09 руб.
Из расчётных документов ... следует также, что в июне 2012 года и июне и августе 2014 года тепловая энергия на отопление в адрес ТСЖ "Маркова, 33" предъявлялась. Соответственно, данная услуга могла быть предъявлена истцу к оплате. Размер платы Шуваева Е.И. не оспаривала. Основания для перерасчёта данных сумм отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей на 31.12.2016 – дату окончания перерасчёта, указанную истцом, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме включал в себя, в том числе и
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
3) ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
6) установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа).
Согласно ч. 1 и 2 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Изложенное свидетельствует, что работы по установке ОДПУ тепловой энергии с предъявлением оплаты в декабре 2013 года, капитальный ремонт крыши с предъявлением оплаты в октябре и ноябре 2014 года, работы по установке ОДПУ электрической энергии с предъявлением оплаты в феврале 2014 года, работы по установке ОДПУ ГВС с предъявлением оплаты в феврале 2014 года, покупка и работы по установке ОДПУ электрической энергии с предъявлением оплаты в феврале 2014 года, капитальный ремонт труб ГВС с предъявлением оплаты в период с декабря 2014 года по декабрь 2016 года могли осуществляться только на основании решения общего собрания собственников, поскольку относились к капитальному ремонту.
Доказательств проведения общих собраний по данному вопросу, как и доказательств выполнения соответствующих работ получено при рассмотрении дела не было.
Более того, как следует из информации сайта reformagkh.ru МКД по ... оснащен общедомовыми приборами учёта ХВС, ГВС, отопления и электрической энергии, которые введены в эксплуатацию 30.06.2008. Сведений об их замене не имеется.
В связи с этим основания по предъявлению к оплате работ по установке ОДПУ тепловой энергии с предъявлением оплаты в декабре 2013 года, по капитальному ремонту крыши с предъявлением оплаты в октябре и ноябре 2014 года, работ по установке ОДПУ электрической энергии с предъявлением оплаты в феврале 2014 года, работ по установке ОДПУ ГВС с предъявлением оплаты в феврале 2014 года, покупки и работ по установке ОДПУ электрической энергии с предъявлением оплаты в феврале 2014 года, капитальному ремонту труб ГВС с предъявлением оплаты в период с декабря 2014 года по декабрь 2016 года является необоснованным. Суммы предъявленные к оплате подлежат перерасчёты в указанной части.
С учётом отсутствия доказательств установки общедомовых приборов учёта отсутствовали и основания для предъявления услуги – повторная опломбировка общедомовых приборов учёта в марте 2015 года. Данная сумма также подлежит перерасчёту.
Согласно сведениям ... работы по обслуживанию и ремонту наружних сетей газоснабжении в МКД по ... осуществлялись по договору № 151 от 10.12.2008.
Из расчётных документов ... следует, что в 2013 году были выполнены работы. В связи с чем оснований признавать необоснованными начисление услуг в феврале и марте 2013 года на сумму 21,61 руб. не имеется.
При этом услуги за техническое обслуживание наружнего газопровода за август 2012 года, январь 2014 года, декабрь 2014 года, декабрь 2015 года в общем размере 121,15 руб., за техническое обслуживание газового оборудования и АДО ВДГО за август 2012 года в размере 174,87 руб., за техническое обслуживание газопровода за июнь, июль и октябрь 2013 года в общем размере 50,26 руб. начислены необоснованно, поскольку сведений о выполнении работ в данные периоды не имеется. Данные услуги подлежат перерасчёту.
Поскольку управление многоквартирным домом истца осуществляет ТСЖ "Маркова, 33" и отсутствуют сведения о заключении договора управления данным домом, исковые требования подлежат удовлетворению к данному лицу. Оснований для удовлетворения иска к Перину А.В. и ООО "Управдом" не имеется. Перин А.В. является законным представителем ТСЖ "Маркова, 33" и самостоятельных услуг истцу не предоставляет. ООО "Управдом" имеет действующий договор с ТСЖ "Маркова, 33" на эксплуатацию и обслуживание много квартирного дома, однако данный договор не является договором управления и потому на ООО "Управдом" не может быть возложена обязанность по перерасчёту. Включение данной организации в платёжные документы в качестве получателя платежа также о наличии такой обязанности не свидетельствует.
С учётом изложенного исковые требования подлежат частичному удовлетворению. В иске к Перину А.В. и ООО "Управдом" необходимо отказать.
С учётом положений ст. 98, 103 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика также полежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" в размере 400 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Возложить на ТСЖ "Маркова, 33" обязанность произвести Шуваевой Е.И. перерасчёт стоимости услуг, предъявленных к оплате за отопление за период с июня по август 2010 года и с июня по август 2011 года в общем размере 511,09 руб., за техническое обслуживание наружнего газопровода за август 2012 года, январь 2014 года, декабрь 2014 года, декабрь 2015 года в общем размере 121,15 руб., за техническое обслуживание газового оборудования и АДО ВДГО за август 2012 года в размере 174,87 руб., за установку общедомового прибора учёта тепловой энергии и ГВС в декабре 2013 года и феврале 2014 года в общем размере 64,42 руб., за техническое обслуживание газопровода за июнь, июль и октябрь 2013 года в общем размере 50,26 руб., за капитальный ремонт крыши в октябре и ноябре 2014 года в общем размере 558,34 руб., за установку общедомового прибора учёта электроэнергии за февраль 2014 года в размере 24,67 руб., за покупку и установку общедомового прибора учёта электроэнергии в декабре 2015 года в размере 63,03 руб., за капитальный ремонт крыши за период с декабря 2014 года по декабрь 2016 года в общем размере 6907,88 руб., за повторную опломбировку общедомовых приборов учёта за март 2015 года в размере 10,08 руб., всего на сумму 8485,79 руб. Исключить указанные суммы из счетов, выставленных ТСЖ "Маркова, 33", Шуваевой Е.И..
Взыскать с ТСЖ "Маркова, 33" государственную пошлину в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" в размере 400 руб.
Ответчиком в течение 7 дней со дня получения копии решения может быть подано в Сыктывкарский городской суд Республики Коми заявление о его отмене.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий А.В. Попов