Дело № 2а-421/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Долматовой Н.И.,
при секретаре Калининой О.В.,
с участием помощника прокурора Турочакского района Республики Алтай Карушевой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Турочакского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Бийкинское сельское поселение» о признании бездействия администрации муниципального образования «Бийкинское сельское поселение» незаконным и возложении обязанности совершить действия по приведению официального сайта муниципального образования в соответствии с требованиями закона,
установил:
Прокурор Турочакского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Бийкинское сельское поселение» о признании бездействия администрации МО «Бийкинское сельское поселение» незаконным и возложении обязанности совершить действия по приведению официального сайта муниципального образования в соответствии с требованиями закона, мотивируя административные исковые требования тем, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией МО «Бийкинское сельское поселение» Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ, согласно которому на органы местного самоуправления возложена обязанность по размещению информации о своей деятельности в сети Интернет. Администрацией МО «Бийкинское сельское поселение» в сети «Интернет» создан официальный сайт - http://biyka-altai.wix.com/biyka, при этом полнота имеющейся на сайте информации вышеуказанной норме явно не соответствует. Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте администрации МО «Бийкинское сельское поселение» отсутствовала информация о почтовом адресе, адресе электронной почты, сведения о полномочиях органа местного самоуправления, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; информация о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления в период с 2014 года, информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления; информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иная информация, подлежащая доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления. Таким образом, неисполнение администрацией МО «Бийкинское сельское поселение» требований федерального законодательства об информации, подлежащей обязательному размещению на официальном сайте муниципального образования в актуальной редакции, нарушает права неопределенного круга граждан на свободный доступ к достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.
Представитель административного ответчика администрации МО «Бийкинское сельское поселение», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
В судебном заседании помощник прокурора Турочакского района Республики Алтай Карушева А.Г. требования поддержала в полном объеме на основаниях и доводах, изложенных в административном исковом заявлении.
Выслушав мнение помощника прокурора, изучив представленные письменные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу по нижеизложенным основаниям:
На основании ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
Из положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами.
Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ (ред. от 9 марта 2016 года) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 2 Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ (ред. от 9 марта 2016 года) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», одним из принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления.
Как следует из п. 2 ст. 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ (ред. от 9 марта 2016 года) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ (ред. от 9 марта 2016 года) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Под официальным сайтом, согласно ст. 1 вышеуказанного Федерального закона, государственного органа или органа местного самоуправления понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит сведения, предусмотренные ст. 13 указанного Федерального закона, наряду с которой и относящейся к их деятельности, может размещаться в сети Интернет иная информация об их деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.
Состав информации, размещаемой государственными органами, органами местного самоуправления в сети Интернет, определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона, которые утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправлении. При ее утверждении определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
Статья 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ (ред. от 9 марта 2016 года) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливает требования к объему размещаемой в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления.
В ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ (ред. от 9 марта 2016 года) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» указано, что контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляют руководители государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ (ред. от 9 марта 2016 года) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит в том числе: информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов нормативных правовых актов, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг; обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Согласно Устава МО Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай, принятого решением сессии Бийкинского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, наименование муниципального образования – Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай, граница Бийкинского сельского поселения и статус его как сельского поселения установлены Законом Республики Алтай от 13 января 2005 года № 10-РЗ «Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ».
Объективных доказательств, свидетельствующих об утверждении Порядка организации доступа к информации о деятельности администрации МО «Бийкинское сельское поселение» лицом, чье бездействие обжалуется, не представлено.
Как следует из скриншотов с официального сайта администрации МО «Бийкинское сельское поселение», представленных прокурором Турочакского района, на сайте отсутствует информация: о почтовом адресе, адресе электронной почты, сведения о полномочиях органа местного самоуправления, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; информация о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления в период с 2014 года, информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления; информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иная информация, подлежащая доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, что подтверждается справкой по результатам мониторинга сайта администрации МО «Бийкинское сельское поселение», составленной помощником прокурора Турочакского района Карушевой А.Г ДД.ММ.ГГГГ, и объяснением главы администрации МО «Бийкинское сельское поселение» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации именно на администрации лежит обязанность доказать факт исполнения в полном объеме требований федерального законодательства в части обеспечения доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления.
Доказательств, опровергающих доводы, изложенные в заявлении прокурора Турочакского района в ходе рассмотрения дела администрацией МО «Бийкинское сельское поселение» не представлено, судом в ходе рассмотрения дела не установлено.
Учитывая изложенное, оценивая представленные доказательства в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит требования прокурора Турочакского района законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Переходя к обсуждению вопроса о сроках исполнении судебного решения, суд учитывает следующее.
В силу п. 2 ст. 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если указанные действия могут быть совершены только администрацией, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда может быть исполнено.
В случае неисполнения решения суда в установленный срок без уважительных причин, суд принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применят в отношении руководителя меры, предусмотренные федеральным законом.
Поскольку против заявленных требований прокурора Турочакского района администрация МО «Бийкинское сельское поселение» не возражала, суд приходит к убеждению, что месячный срок с момента получения решения суда будет достаточным и разумным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Бийкинское сельское поселение», выразившееся в неисполнении обязанности по размещению на официальном сайте муниципального образования «Бийкинское сельское поселение» в сети интернет http://biyka-altai.wix.com/biyka информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Бийкинское сельское поселение» в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ, а именно о почтовом адресе, адресе электронной почты, сведения о полномочиях органа местного самоуправления, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; информация о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления; информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иная информация, подлежащая доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.
Обязать администрацию муниципального образования «Бийкинское сельское поселение» разместить на официальном сайте муниципального образования «Бийкинское сельское поселение» в сети интернет http://biyka-altai.wix.com/biyka в соответствии с требованиями ст. 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ информацию о почтовом адресе, адресе электронной почты, сведения о полномочиях органа местного самоуправления, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; информация о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления; информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иная информация, подлежащая доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.И. Долматова