ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 2-284/2022 Судья-докладчик суда первой инстанции Колоцей М.В.
Дело № 33-7601/2022
УИД 91RS0001-01-2021-007043-02
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 сентября 2022 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Чистяковой Т.И.,
судей – Галимова А.И., Корсаковой Ю.М.,
при секретаре – Немцуровой Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Черкашина М.С. к Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальному бюджетному учреждению «Город» Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Муниципальному казённому учреждению Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым, третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие «Железнодорожный Жилсервис», о взыскании материального ущерба,
по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 мая 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
В октябре 2021 года Черкашин М.С. обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнений, просил взыскать с Администрации г.Симферополя Республики Крым стоимость восстановительного ремонта принадлежащего ему автомобиля в размере 171 800,00 руб., судебные расходы в размере 29 069,60 руб., а всего - 200 869,6 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ во дворе дома № по <адрес>, в г. Симферополе, Республики Крым произошло падение части дерева на автомобиль <данные изъяты>, г/н №, VIN №, принадлежащий истцу на праве собственности. Дерево, часть которого упала на транспортное средство, растет приблизительно в 10-15 метрах от вышеуказанного дома. В результате падения части дерева автомобилю были причинены механические повреждения, а истцу - материальный ущерб. На место происшествия ДД.ММ.ГГГГ были вызваны сотрудники ОП № «Железнодорожный» УМВД РФ по г. Симферополю. По заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, сотрудниками ОП № «Железнодорожный» УМВД РФ по г.Симферополю проведена проверка, по результатам которой вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.17 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В целях установления причин и условий падения части дерева на автомобиль истца <данные изъяты>, г/н №, YIN № ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ «Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» направлен запрос о предоставлении информации о метеорологических условиях и явлениях на территории г. Симферополя. Стоимость гидрометеорологической информации составила 2 433,60 руб. Согласно ответу ФГБУ «Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ опасные метеорологические явления на территории г. Симферополя ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ не наблюдались. Истцом ДД.ММ.ГГГГ был заключен с ООО «Агентство экспертизы и оценки» договор № ЕТ-0921 о проведении дендрологического исследования по определению причин падения части дерева, расположенного на придомовой территории жилого дома № по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, <адрес>. Стоимость дендрологического исследования составила 15 000,00 руб. Согласно заключению специалиста № ЕТ-0921 причиной падения части дерева, является нарушение требований Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», что в свою очередь привело к развитию благоприятный среды для стволовых вредителей, ослаблению дерева, снижению прочности дерева к сопротивлению механическим нагрузкам, и в завершении к разлому дерева в наиболее пораженных местах. ДД.ММ.ГГГГ истцом был заключен с АНО «Крымский республиканский центр «Судебная экспертиза» договор № о проведении независимой технической экспертизы автомобиля №, г/н №, VIN №. Стоимость независимой технической экспертизы составила 7 000,00 руб. Согласно заключению технического исследования от ДД.ММ.ГГГГ № действительная (рыночная) стоимость восстановительного ремонта (с учетом износа) автомобиля №, г/н №, YIN № составляет 171 800,00 руб.
Полагая свои права нарушенными, истец обратился в суд с иском.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 21.12.2021г., к участию в деле в качестве ответчика привлечено Муниципальное бюджетное учреждение «Город». (1т. л.д.157-159)
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 15.02.2022г., к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация г.Симферополя Республики Крым.(1т. л.д.219-220)
В судебном заседании истец Черкашин М.С. поддержал заявленные исковые требования.
Представитель Администрации г. Симферополя Республики Крым Караникола А.П. возражала против взыскания суммы ущерба с Администрации города Симферополя.
Представитель ответчика МБУ «Город» Бурчак Н.В. просила в удовлетворении иска к МБУ «Город» отказать.
Представитель МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым Баранцев Д.О. просил отказать в удовлетворении исковых требований к МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 мая 2022 года иск Черкашина М.С. удовлетворен.
Суд взыскал с Администрации города Симферополя Республики Крым в пользу Черкашина М.С. материальный ущерб в размере 171 800 рублей и судебные расходы в сумме 29069,60 руб.
В апелляционной жалобе Администрация г.Симферополя Республики Крым просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении иска в полном объёме, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального и процессуального права.
В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, Черкашин М.С. и представитель ответчика МБУ «Город» Бурчак Н.В. просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о назначении судебного заседания на 26.09.2022 на 11.30 час. размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым 16.09.2022 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями ч.2.1. ст.113 ГПК РФ.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя иск, суд, исходил из того, что Администрация города Симферополя не провела обследование принадлежащего ей земельного участка, на котором расположены зеленые насаждения, своевременно не установила аварийность дерева, падение которого явилось причиной повреждения принадлежащего истцу автомобиля, не выдала порубочный билет ответчику МБУ «Город» на уничтожение больного дерева, чем не исполнила свои обязанности и нарушила требования закона, чем причинила ущерб собственнику транспортного средства. Кроме того, суд указал, что муниципальным заданием обязанность по выполнению работ по содержанию зеленых насаждений на указанное лицо не возлагалась.
Судебная коллегия в полной мере не может согласиться с указанными выводами суда.
Так, пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2).
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Из приведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в гражданско-правовых отношениях установлена презумпция вины в причинении вреда.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ во дворе дома № по <адрес>, г. Симферополе Республики Крым произошло падение части дерева на автомобиль TOYOTA №, г/н №, VIN №, принадлежащий истцу на праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ ОП № 1 «Железнодорожный» УМВД РФ по г.Симферополю проведена проверка, по результатам которой вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.17 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В целях установления причин и условий падения части дерева на автомобиль №, г/н №, VIN №, принадлежащий истцу, ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ «Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» истцом направлен запрос о предоставлении информации о метеорологических условиях и явлениях на территории г. Симферополя.
Согласно ответу ФГБУ «Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ опасные метеорологические явления на территории г. Симферополя ДД.ММ.ГГГГ не наблюдались.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 67 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" определено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 12.02.2015 № утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Согласно части 4 ст. 27 Правил благоустройства, зеленые насаждения, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности городского округа Симферополь, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления городского округа Симферополь имеют право распоряжаться, являются муниципальной собственностью городского округа Симферополь.
Часть 5 указанной статьи устанавливает, что контроль за состоянием и надлежащей эксплуатацией городских зеленых насаждений осуществляется Муниципальным казенным учреждением Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым либо иным уполномоченным органом (учреждением) Администрации города Симферополя Республики Крым.
Решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 02.04.2015 № 224 (ред. от 18.06.2020) утверждены Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Согласно пункту 2.7 Правил содержание зеленых насаждений, находящихся на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, - это комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов объемных сооружений, а также уборка передвижных малых форм в летнее и зимнее время. Содержание зеленых насаждений, находящихся на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, включает, в том числе, удаление усохших и аварийных растений.
В зависимости от отношения к собственности, функционального назначения, режима пользования и способа хозяйствования объекты зеленого фонда подразделяются на следующие категории: I категория - насаждения общего пользования, имеющие особое рекреационное значение (сады, скверы, зеленые насаждения вдоль улиц, набережных), особо охраняемые территории.
Ответственность по капитальному ремонту, а также по содержанию и сохранности зеленых насаждений возлагается: на территориях общего пользования - на администрацию муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (пункт 2.10.1 Правил).
Согласно пунктов 65, 66 приложения № 16 к решению 82-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 21.02.2018 №1510 «О передаче имущества муниципальному бюджетному учреждению «Город» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» зеленые насаждения на территории жилых микрорайонов в г.Симферополь (элементы внешнего благоустройства и зеленые насаждения) в границах муниципального образования городской округ Симферополь, зеленые насаждения, произрастающие вдоль улиц города Симферополя, (элементы внешнего благоустройства и зеленые насаждения) в границах муниципального образования городской округ Симферополь, переданы в оперативное управление МБУ «Город».( том 2, л.д.110-112)
В соответствии с Уставом Муниципального бюджетного учреждения «Город», утверждённым постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 29.07.2019г № 4167, учредителем и собственником имущества Бюджетного учреждения является муниципальное образование городской округ Симферополь Республики Крым.( том 1, л.д.212-218)
Полномочия учредителя Бюджетного учреждения осуществляет Администрация города Симферополя Республики Крым.
Полномочия собственника имущества Бюджетного учреждения осуществляет Администрация города Симферополя Республики Крым.
Бюджетное учреждение находится в сфере управления муниципального казенного учреждения Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым.
Бюджетное учреждение является юридическим лицом со дня его государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счета в отделении Федерального казначейства, бланки, штампы, печать установленного образца со своим наименованием, местонахождением.
Бюджетное учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями муниципального казенного учреждения Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым и назначением имущества.
Целью деятельности МБУ «Город» являются оказание услуг и выполнение работ по обеспечению надлежащего санитарного состояния, благоустройства, содержания объектов инфраструктуры муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в объемах, определяемых муниципальным казенным учреждением Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым в соответствии с муниципальным заданием.
Для достижения поставленных целей и задач Бюджетное учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: уборка, ремонт, реконструкция, ремонт и строительство объектов зеленых насаждений, произрастающих вдоль улично – дорожной сети и подъездных путей.( п.2.4.6)
Согласно пункту 5.3 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, руководители предприятий, учреждений и организаций, на которых возложено текущее содержание зеленых насаждений, обеспечивают полную сохранность и квалифицированный уход за существующими зелеными насаждениями: проведение своевременной обрезки крон деревьев и кустарников: санитарной, омолаживающей, формовочной.
Система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства (пункт 6.1 Правил).
Ежегодная плановая оценка проводится путем ежегодного обследования озелененных территорий. Кроме ежегодных плановых осмотров может при необходимости проводиться оперативный осмотр. (пункт 6.6 Правил)
Таким образом, из указанных выше норм Правил следует, что МБУ «Город» обязано проводить ежегодный плановый осмотр озелененных территорий. Кроме того, МБУ «Город» обязано проводить оперативные осмотры подведомственной территории в связи с возникновением чрезвычайных обстоятельств - после ливней, сильных ветров, снегопадов и т.п., проводить вырубку деревьев, пострадавших в результате чрезвычайных природных явлений.
Начальником МКУ Департамент городского хозяйства ДД.ММ.ГГГГ утверждено муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) МБУ «Город» на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов. В указанное задание включено: организация благоустройства и озеленения, в том числе спиливание скелетных ветвей деревьев, формирование крон деревьев, обрезка и прореживание крон деревьев, валка деревьев, валка крупномерных деревьев твердолиственных пород, вырезка сухих сучьев на деревьях лиственных пород.( том 1, л.д.200-210)
Согласно дендрологического исследования (заключение специалиста № ЕТ-0921), причиной падения части дерева, расположенного на придомовой территории жилого дома по адресу: Республика Крым, <адрес>, является нарушение требований Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (Раздел III. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной, дератизационной и дезинсекционной деятельности, пункты 79-81), что в свою очередь привело к развитию благоприятный среды для стволовых вредителей, ослаблению дерева, снижению прочности дерева к сопротивлению механическим нагрузкам, и в завершении к разлому дерева в наиболее пораженных местах. (том 1, л.д. 76-86)
Согласно заключению технического исследования от ДД.ММ.ГГГГ № действительная (рыночная) стоимость восстановительного ремонта (с учетом износа) автомобиля <данные изъяты>, г/н №, VIN № составляет 171 800,00 руб. Согласно дополнениям к заключению технического исследования № от ДД.ММ.ГГГГ повреждения на автомобиле образованы в результате падения дерева на припаркованный автомобиль во дворе дома № по <адрес> (т.2 л.д.40).
Механизм причинения автомобилю истца механических повреждений и определенную заключением технического исследования стоимость восстановительного ремонта автомобиля стороны в судебном заседании суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции не оспаривали, ходатайств о назначении по делу соответствующих судебных экспертиз, не заявляли.
Материалами дела подтверждается, что причиной образования механических повреждений автомобиля истца является падение части дерева, которое произрастало в районе домов № и № по <адрес> в г.Симферополе.
Кроме того, материалами дела подтверждается, и стороны не отрицали, что земельные участки, на которых расположены дома № и № по <адрес> в г.Симферополе не сформированы и в отношении них не проведен государственный кадастровый учет.
Учитывая, что дерево произрастало в пределах населенного пункта, на несформированном земельном участке, право собственности на который не разграничено, а также учитывая передачу в оперативное управление МБУ «Город» зеленых насаждений на территории жилых микрорайонов г.Симферополя, зеленых насаждений вдоль улиц г.Симферополя, наличие в муниципальном задании на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) МБУ «Город» работ по организации благоустройства и озеленения, надлежащим ответчиком по данному делу является Муниципальное бюджетное учреждение «Город» Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Установив указанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что материальная ответственность за причинение истцу материального ущерба в данном случае подлежит возложению на МБУ «Город», как на лицо, виновное в причинении материального ущерба истцу. В связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о взыскании стоимости причиненного ущерба в пользу истца с МБУ «Город».
В соответствии с требованием ч. 3 ст. 98 ГПК РФ, в случае, если суд вышестоящей инстанции не передавая дело на новое рассмотрение, отменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
Поскольку решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения, то подлежат взысканию с ответчика МБУ «Город» в пользу истца расходы, подтвержденные документально: по оплате государственной пошлины в сумме 4636 рублей, расходы на получение гидрометерологической информации в сумме 2433,60 рублей, стоимость дендрологического исследования 15000 рублей, стоимость независимой технической экспертизы в размере 7000 рублей, а всего 29069,60 рублей.
Согласно пункту 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 мая 2022 года отменить. Принять новое решение.
Взыскать в пользу Черкашина М.С. с Муниципального бюджетного учреждения «Город» Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым материальный ущерб 171 800(сто семьдесят одна тысяча восемьсот) рублей и судебные расходы 29 069(двадцать девять тысяч шестьдесят девять) рублей 60 копеек.
Председательствующий – Чистякова Т.И.
Судьи – Галимов А.И.
Корсакова Ю.М.