24RS0024-01-2021-003850-46
Дело № 2а-2317/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 сентября 2021 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Васильевой Е.А.
при секретаре Раткевич Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пинегина С. Ю. к Федеральной службе исполнения наказания России, ГУ ФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ Управлению по конвоированию ГУ ФСИН России по Красноярскому краю о призвании действий (бездействия) незаконными, присуждении компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Пинегин С.Ю. обратился в суд с административным иском к ФСИН России, ГУ ФСИН России по Красноярскому краю об оспаривании решения о призвании действий (бездействия) незаконными, присуждении компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что при этапировании из ФКУ ИК -6 ГУ ФСИН России в ФКУ ИК-23 ГУ ФСИН России были грубо нарушены его права и требовании федерального законодательства, поскольку этапирование производилось на автомобилях, в которых отсутствовали окна, по бокам имелись деревянные сиденья, этапируемые вплотную сидели друг к другу, а на коленях находились личные вещи в сумках. В вагоне поезда также было переполнено, невозможно было прилечь. Кроме того, за все время этапирования у истца не было возможности принять питьевую воду, помыть руки, поскольку не работал умывальник, справить естественную нужду, так как в туалетную комнату конвой не выводил.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 02.09.2021, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ Управление по конвоированию ГУ ФСИН России по Красноярскому краю.
Административный истец Пинегин С.Ю. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, в обоснование пропуска срока на обращение в суд указал, что о нарушении своих прав узнавал постепенно.
Представители административных соответчиков ФСИН России, ГУ ФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ Управлению по конвоированию ГУ ФСИН России по Красноярскому краю в судебное заседание также не явились, извещены надлежащим образом, представитель ГУ ФСИН России по Красноярскому краю представил письменные возражения на иск, в которых в удовлетворении заявленных административным истцом требований просило отказать в полном объеме.
Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, с согласия явившихся лиц, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 4, 13, 14 Постановления Пленума от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», лишенные свободы лица вправе оспорить по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации действия (бездействие), решения либо иные акты органов или учреждений, должностных лиц, которые нарушают или могут нарушить условия содержания при исполнении названных процессуальных решений (главы 21, 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Согласно ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Ответственность государства за действия государственных органов и должностных лиц, предусмотренная статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает при совокупности таких условий как противоправность действий (бездействия), наличие морального вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и причиненными физическими или нравственными страданиями. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 76 УИК РФ, осужденные к лишению свободы, направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем. Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с данным Кодексом.
Статьей 12 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено, что порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Частью 3 статьи 76 УИК РФ установлено, что при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.
В соответствии с законом РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы», перемещение осужденных к лишению свободы, осуществляется учреждением уголовно-исполнительной системы, осуществляющим функции конвоирования в соответствии инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 №199дсп/369дсп (далее-Инструкция).
Представленными суду материалами подтверждается, что в отношении административного истца эти требования закона соблюдались, обстоятельств, свидетельствующих о унижающем и бесчеловечном обращении в отношении Пинегина С.Ю., нарушении административными ответчиками его прав и свобод, включая право на уважение достоинства личности, гарантированное статьей 21 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Конвенции о защите основных прав и свобод, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Судом установлено, 12 час. 25 мин. ДД.ММ.ГГГГ Пинегин С.Ю. был в принят в специальный автомобиль марки «КАМАЗ 4308» в камеру № 3 (большая камера) совместно с 14 осужденными до станции Красноярск, где 14 час. 05 мин. был переведен из спецавтомобиля в специальный вагон модели «ЦМВ 61-4495» № 76005, и помещен в большую камеру № 5 до станции Новобирюсинск, где находился совместно с 8 (восемью) осужденными, прибыл на станцию в 04 ч. 53 мин. Общее время в пути следования составило 16 часов 28 минут, что следует из справки Врио начальника 1 отдела по конвоированию ФКУ УК ГУФСИН России по Красноярскому краю от 26.08.2021, ведомостью планового (сквозного) караула управления по конвоированию ГУ ФСИН России по Красноярскому краю, журнала караула, выпиской из путевого журнала.
Перевозка осужденных и лиц, содержащихся под стражей, автотранспортом осуществлялась в специальном автомобиле марки «КАМАЗ-4308».
Согласно требованиям п. 167 Инструкции, устанавливающей нормы посадки в специальный автомобиль грузоподъемностью 1,5-2 тонн - до 13 человек, 2,5-3 тонн - 21 человек, 4 тонны - до 36 человек.
В соответствии со стандартом отрасли ПР 78.01.0024-2010 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», принятым и введенном в действие 14.10.2010, специальные автомобили изготавливаются на базе грузовых, легковых автомобилей, автофургонов, автобусов; предназначены для перевозки только сидящих людей, оборудованы системой отопления, вентиляцией, освещением, биотуалетами; имеют одну или две общих камеры и одиночные камеры, оборудованные сидениями, длина многоместных сидений определяется из расчета не менее 45 см на одного человека. Специальные автомобили оборудованы в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.
Специальные автомобили марки «КАМАЗ-4308» оборудованы двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и 2 малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой. Размер большой камеры составляет: длина 3,6 м., ширина 1,2 м., высота 1,7 м., камера оборудована лавками с левой и правой стороны. Сиденья для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее 20,0 мм х 20,0 мм х 1,5 мм, выполнены из фанеры толщиной не менее 10 мм. Спинки сидений для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, должны быть выполнены из доски хвойных пород толщиной от 25 до 40 мм, окрашены в цвет рабочего салона и соответствовать следующим требованиям: крепление сиденья и спинки должно осуществляться с помощью сквозных резьбовых соединений диаметром не менее 8 мм; спинки должны быть выполнены в виде досок шириной от 100 до 150 мм, установленных на высоте от 250 до 350 мм от уровня сидений, и должны крепиться к каркасам сидений или каркасу перегородок камер (стенок кузова).
Сиденья для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, должны иметь следующие размеры: длина сидений (лавок) в общих камерах должна определяться из расчета 450 мм на одно посадочное место; ширина сиденья в одиночной камере - не менее 420 мм, высота сидений - от 400 до 500 мм, глубина сидений - не менее 350 мм.
Все личные вещи осужденных размещаются в свободном пространстве под скамейкой с левой и правой сторон (габариты свободного пространства для личных вещей с левой стороны составляют: длина - 315 см, высота - 40 см, ширина - 40 см, объем - 0,50 куб. м, с правой стороны составляют: длина - 355 см, высота - 40 см, ширина - 40 см, объем - 0,57 куб. м).
Большие камеры специального автомобиля КАМАЗ-4308 оборудованы шестью светильниками заводского исполнения типа «СИЕНУ» защищенных металлическими решетками (3 - на потолке, 3 - под лавками), которые обеспечивают удовлетворительное освещение. Для дополнительного освещения общих камер в спец кузове установлена поворотная переносная фара.
Согласно приказу Министерства Юстиции РФ от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» отопление рабочего салона осуществляется дополнительным автономным отопителем, работающими на дизельном топливе.
Специальные автомобили оборудованы отопительной системой «Планар 8Д-24», имеются система принудительной вентиляции (вентиляция рабочего салона осуществляется через окно во входной двери), аварийно-вентиляционный люк в крыше помещения караула, вентиляционные лючки в камерах и системой принудительной приточно-вытяжной вентиляции. Система вентиляции соответствует требованиям Межгосударственному стандарту ГОСТ 30593-2015 "Автомобильные транспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.06.2016, №708-ст.)
Таким образом, судом установлено, что Пинегин С.Ю. конвоировался 01.10.2018 до станции Красноярск в большой камере №3, в исправном спецавтомобиле КАМАЗ, соответствующем принятыми стандартами и технически регламентами РФ, имеющем необходимое количество мест для транспортировки, оснащенными источником освещения, отопления, вентиляции, количество подозреваемых и обвиняемых в камерах кузова спецавтомобиля не превышало количество посадочных мест, продолжительность нахождения в пути длилась меньше 2 часов, а конвоирование Пинегина С.Ю. в специальном автомобиле осуществлялось с соблюдением установленных требований.
Конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие окон, а также мягких полок для сидения в камерах спецавтомобиле.
Относительно конвоирования Пинегина С.Ю. железнодорожным транспортом судом установлено следующее.
Для конвоирования осужденных железнодорожным маршрутам используются вагоны модели ЦМВ 61-44495, которые предоставляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона.
Нормы размещения конвоируемых лиц в камеры специального вагона определены до 10 человек в большие камеры и до 4 человек в малые, согласно ст. 167 Инструкции.
До станции Новобирюсинск Пинегин С.Ю. конвоировался в камере № совместно с 8 (восемью) осужденными, что соответствует установленным нормам.
Большая камера специального вагона №, в которой конвоировался Пинегин С.Ю., имеет следующие характеристики: ширина – 1,50м, длина – 2 м, высота – 3м. Оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 мест для лежания и 6 мест для сидения (по 3 человека на каждую из 2 нижних полок), нижнее полки могут быть использованы как спальные места.
Обеспечение конвоируемых лиц индивидуальным спальным местом, а также выдача постельного белья и матрацев в специальном вагоне нормативными правовыми актами не предусмотрено.
В специальных вагонах конструкцией не предусмотрены отдельные полки (отсеки) для багажа. Личные вещи осужденных на период конвоирования в специальном вагоне размещаются в свободном пространстве под скамейками с левой и правой сторон камеры. Габариты свободного пространства для личных вещей с каждой стороны: длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем - 0,51 куб. м.
Конструкция специального вагона, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 № 12, а также требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» ТР /ГС 001/2011 утверждёнными решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 №710.
Все системы жизнеобеспечения специального вагона, в котором перевозился осужденный Пинегин С.Ю., а именно отопление, освещение, вентиляция, кондиционирование, водоснабжение были в исправном состоянии, что подтверждается отметкой начальника караула в путевой ведомости караула и актом приемки специального вагона. Перед убытием в рейс специальный вагон прошел предрейсовое обслуживание на путях ЛВЧД-2 станции Красноярск в объеме ТО-1, после чего была осуществлена приемка технического состояния специального вагона сотрудниками «ЦСП МВД России на Красноярской железной дороге». Санитарное состояние специального вагона соответствовало установленным требованиям, генеральная уборка и дезинфекция специального вагона производилась сотрудником Федеральной пассажирской компании на Красноярской железной дороге.
Специальный вагон «ЦМВ 61-4495» оборудован системой обеспечения климата установкой кондиционирования УКВ СПКВ, системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры, установкой обеззараживания воды - «АКВАЛИТ-2ЖТ», а также экологически чистым туалетным комплексом (ЭЧТК) - «Экотол В», который полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры. Общее освещение специального вагона модели «ЦМВ 61-4495» состоит: из 12 комбинированных плафонов освещения, каждый из которых оснащен светодиодной лампой мощностью 14 ватт и люминесцентной лампой дневного света мощностью 20 ватт. Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив каждой камеры. В коридоре специального вагона модели «ЦМВ 61-4495» имеются 5 застекленных оконных проемов (размеры: высота - 100 см, ширина - 85 см).
Согласно п. 175 Инструкции при конвоировании по железнодорожному маршруту осужденные и лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются питьевой водой по требованию без ограничений. Для обеспечения осужденных питьевой водой в пути следования, в вагоне предусмотрены 4 крана закрепленные на перегородках между дверьми камер.
В соответствии с п.229 Инструкции вывод в туалет производится по просьбе конвоируемых и только по одному в порядке очередности. В период нахождения в туалете конвоируемого мужчины, часовой обязан вести за ним постоянное наблюдение через смотровое окно или полуоткрытую дверь.
Согласно листу учета контроля по обеспечению конвоируемых водой и вывода их в туалет в специальном вагоне плановыми железнодорожным караулом по маршруту Красноярск- Карабула-Красноярск, Пинегин С.Ю., содержащейся в камере №5, выходил в туалет 18 час. 09 мин. и 23 час. 14 мин. 01.10.2018, кроме того, он был обеспечен горячей водой 17 час 45 мин. и 20 часов 45 минут 01.10.2018, что подтверждается личной подписью административного истца.
Таким образом, конструкция вагона, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 года № 12.
Оценив представленные суду доказательства в их совокупности, с учетом вышеприведенных правовых норм, а также пояснений административного истца, данных в судебном заседании, суд приходит к выводу, что конвоирование административного истца Пинегина С.Ю. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было выполнено с соблюдением всех обязательных условий этапирования заключенных.
Кроме того, суд также учитывает, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих применение в отношении него действий сотрудников сопровождения унижающих его честь и достоинство, а равно как и условия его этапирования были унижающими.
Давая правовую оценку установленным по делу обстоятельствам дела в их совокупности с представленными сторонами доказательствами, объяснениями административного истца, суд приходит к выводу, что оспариваемые истцом действия административных ответчиков являются законными, а права и законные интересы административного истца не нарушены, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в результате нарушений условий содержаний при этапировании в период отбывания наказания.
При этом суд учитывает, что неудобства, которые административный истец претерпел в период конвоирования связаны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение преступления, что ведет к ограничению привычного образа жизни, к бытовым неудобствам, пребывании в состоянии стресса, ограничению свободы передвижения, вынужденному нахождению в замкнутом пространстве.
Кроме того, суд учитывает, что самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении искового заявления может служить пропуск заявителем срока обращения в суд.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Анализируя представленные по данному делу материалы, а также пояснения административного истца, суд приходит к выводу, что Пинегин С.Ю. о нарушении своих прав и свобод знал в 2018 году, следовательно, административный истец имел возможность обжаловать действия (бездействия) административных органов, нарушающих по мнению Пинегина С.Ю. его права, в установленный законом трехмесячный срок.
С настоящим административным исковым заявлением Пинегин С.Ю. обратился в ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств подтверждающих уважительность причин пропуска установленного срока для обращения в суд в материалы дела не представлено, на обстоятельства, препятствующие своевременно обратиться в суд с настоящими требованиями, административный истец не ссылался при рассмотрении дела и судом не установлено.
Таким образом, административным истцом пропущен срок на подачу административного искового заявления
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного иска Пинегина С. Ю. к Федеральной службе исполнения наказания России, ГУ ФСИН России по Красноярскому, ФКУ Управлению по конвоированию ГУ ФСИН России по Красноярскому краю о призвании действий (бездействия) незаконными, присуждении компенсации морального вреда -отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Васильева
Решение в окончательной форме изготовлено: 07 октября 2021 год.