дело № 2-1346/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 ноября 2015 г.
Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего – судьи Томского районного суда Ждановой Е.С.,
при секретаре Прошкович Ю.В.,
с участием истца Закирова Ш.Н.,
представителя истца Михальченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Закирова Ш.Н. к Ильясову А.Х. о сносе самовольно возведенных строений,
у с т а н о в и л:
Закиров Ш.Н. обратился в суд с иском (с учетом уточнения предмета иска) к Ильясову А.Х. о сносе самовольно возведенных строений – жилого дома, бани, сарая-гаража, расположенных на земельном участке по адресу (адрес) в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что Закиров Ш.Н. является собственником земельного участка, расположенного по адресу (адрес). Смежным землепользователем является ответчик Ильясов А.Х. Летом 2004 г. истец начал строительство жилого дома на расстоянии 2-х м от бани Ильясова А.Х и 0,70 м от сарая-гаража, строения расположены на смежной границе с его участком. В 2005 г. между сторонами было заключено соглашение о том, что они не имеют друг к другу претензий к месторасположению строений и границ участков. В 2012 г. Закиров Ш.Н. активно продолжал строительство, Ильясов А.Х. начал писать жалобы на него и в 2015 г. обратился в суд с иском о сносе дома, утверждая, что дом представляет угрозу для его жизни и здоровья в связи с нарушением норм пожарной безопасности. В ходе судебного разбирательства по иску Ильясова А.Х. Закрову Ш.Н. стало известно, что Ильясов А.Х. нарушил его права на пользовании земельным участком, а именно расположил свои хозяйственные постройки (баню и сарай-гараж) прямо на меже с его участком, а жилой дом, выполненный из горючих материалов на расстоянии менее 6 метров от межи и 8 метров от дома истца в нарушение градостроительных, санитарных и противопожарных норм. Истцом указанно, что нарушения со стороны Ильясова А.Х. носят неустранимый характер, оставление данных построек представляет угрозу для причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. В качестве правового основания иска указаны ст. 222 ГК РФ, ст. 40 ЗК РФ, ст. 69 Федерального закона N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.2.12 СНиП 2.07.01-89.
В судебное заседание ответчик Ильясов А.Х., представитель ответчика Севергина Я.В., действующая по доверенности от 27.01.2015 не явились.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ посчитал возможным рассмотреть дела в отсутствие ответчика и его представителя.
В судебном заседании Закиров Ш.Н. пояснил, что жилой дом, баня и сарай-гараж, принадлежащие Ильясову А.Х. нарушают противопожарные нормы, санитарные нормы, баня и сарай-гараж расположены на меже земельных участков. Владельцем участка он стал в 1996 г., когда по решению суда, ранее единый земельный участок, принадлежащей его тете З.Б.И. был разделен между ним и его братом. При разделе участка у соседа Ильясова А.Х. спорные строения располагались на том же месте, где и в настоящее время. Дополнительно указал, что постройки ответчика препятствуют ему пользоваться своим участком. Так с крыши бани соседа на его участок стекают дождевые воды, что приводит к излишней сырости на участке.
Представитель истца Михальченко А.В., действующий на основании устного ходатайства требования поддержал по доводам истца.
Выслушав ответчика и его представителя, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Закиров Ш.Н. является собственником земельного участка на землях населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства, площадью кв.м., расположенного по адресу (адрес) А ( свидетельство о государственной регистрации права серия (номер), выписка из ЕГРП от (дата)).
Ильясов А.Х является собственником смежного земельного участка на землях поселений для ведения личного подсобного хозяйства, площадью кв.м., расположенного по адресу (адрес) (свидетельство о государственной регистрации права серия (номер) (номер)).
На земельном участке Ильясова А.Х. расположен жилой дом и хозяйственные постройки (баня, сарай), что подтверждается постановлением Администрации Томского района от 30.05.1993 «О вводе в эксплуатацию жилого дома и хозпостроек А.Х. Ильясову в д. Казанка», техническим паспортом домовладения.
Решением Томского районного суда от 04.06.2015 исковые требования Ильясова А.Х. к Закирову Ш.Н. о признании дома самовольной постройкой, сносе дома удовлетворены. Суд обязал Закирова Ш.Н. осуществить снос объекта самовольного строительства – жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу (адрес).
При разрешении дела судом установлен факт нарушения Закировы Ш.Н. при строительстве дома противопожарных расстояний.
В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Заявляя требования о сносе бани и сарая-гаража Ильясова А.Х., истец указывает на то, что данные постройки расположены на меже участков. Тогда как согласно СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» хозяйственные постройки должны располагаться на расстоянии не менее 1 м от границ смежного земельного участка (п.2.12). Дом Ильясова А.Х. расположен на расстоянии менее 6 метров от межи участков и 8 метров от дома истца, что не соответствует ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», предусматривающего противопожарное расстояние между деревянными строениями (пятой степени огнестойкости) - 15 метров (таблица № 11).
В ходе судебного разбирательства из пояснений истца судом установлено, что постройки, заявленные Закировым Ш.Н. к сносу располагались на земельном участке ответчика с 70-х годов, в этот период времени истец стал приезжать в (адрес) к своей тети З.Б. Информацией о более точной дате, возведения Ильясовым дома, бани, сарая истец не обладает. Также Закировым Ш.Н. указано, что сарай, расположенный на его участке и находящийся на против дома Ильясова А.Х был построен его тетей и в 70 годы он уже располагался на месте обозначенном в схеме участков.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что на момент приобретения Закировым Ш.Н. земельного участка (1996 г.) на межевой границе имелись возведенные Ильясовым А.Х. в 70-х годах баня и сарай-гараж.
Статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу ст. ст. 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца (п. 46 названного Постановления).
Применительно к спорным правоотношениям следует, что для удовлетворения требований о сносе самовольных построек, обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются: нарушение градостроительных норм и правил при строительстве, нарушение прав граждан возведенной постройкой и наличие угрозы для жизни и здоровья граждан возведенным строениями.
Согласно ст.ст. 56,57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Факт нахождения на меже бани и сарая - гаража ответчика судом установлен. Однако стороной истца не представлено доказательств нарушений права собственности Закирова Ш.Н. возведенными постройками либо угроз его жизни и здоровью возведенными строениями.
При этом судом учитывается, что около 20 лет строения, заявленные к сносу, не препятствовали Закирову Ш.Н. пользоваться своим участком, и как следует из пояснений истца, о нарушении своего права он узнал только в 2015 г., когда Ильясов А.Х. обратился в суд с иском о сносе его дома. Ранее истец возражений относительно месторасположения спорных построек не высказывал, между сторонами сложился фактический порядок пользования земельными участками.
Доводы Закирова Ш.Н. о том, что с крыши бани Ильясова А.Х. дождевые осадки приводят к излишней увлажненности его участка, не могут быть приняты во внимание в связи с их необоснованностью в силу ст. 56 ГПК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе Закирову Ш.Н. в удовлетворении требований о сносе бани, сарая-гаража, поскольку спорные строения возведены на земельном участке, принадлежащем Ильясову А.Х. на праве собственности, разрешенный вид использования земельного участка и его целевое назначение соответствует его фактическому использованию, иных нарушений, кроме как расположение построек на меже участков судом не выявлено. Кроме того, Закировым Ш.Н. приобретался участок, когда на соседнем участке соседа Ильясова А.Х. спорные постройки имелись в наличии и эксплуатировались ответчиком, местоположение построек ответчика не менялось.
При разрешении доводов о сносе дома Закирова Ш.Н. в связи с несоблюдением последним при его строительстве противопожарных расстояний, судом принимается следующее.
Согласно ст.10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Истцом указано, что от дома ответчика до его дома расстояние 8 метров со стороны (адрес) и около 4-х метров до его сарая.
Суд не усматривает нарушений прав истца при указанном расположении дома ответчика, поскольку в соответствии с решением Томского районного суда от 04.06.2015 дом Закирова Ш.Н. подлежит сносу, соответственно правового значения не имеет довод истца о нарушении противопожарных расстояний между домами сторон.
При рассмотрении дела судом установлено, что дом Ильясова А.Х. и расположенный напротив дома сарай, расстояния между которыми не соответствуют нормам противопожарной безопасности, как заявлено истцом, бывшим собственником участка Закировой Б., возведен задолго до приобретения земельного участка Закировым Ш.Н.
При таких обстоятельствах истец не представил суду доказательств того, что дом Ильясова А.Х. был выстроен, когда сарай, расположенный на соседнем участке имелся в наличии и именно ответчиком, а не бывшим собственником участка Закирова Ш.Н. нарушены нормы противопожарных расстояний при строительстве.
Кроме того, расстояние между спорным домом и сараем Закирова Ш.Н. ответчиком достоверно не установлено. Заявленное им расстояние около 4-х м. носит предположительный характер и документально не подтверждено.
Учитывая изложенное, требования о сносе жилого дома Ильясова А.Х. не подлежат также удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░, ░░░░, ░░░░░-░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░