УИД № 38RS0003-01-2023-005072-85
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 мая 2024 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шаламовой Л.М.,
при секретаре Кобрысевой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-273/2024 по иску Галауова М.Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, включении периодов работы в льготном исчислении, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Галауова М.Г. обратилась в суд с иском к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОСФР по Иркутской области) в котором, с учетом уточнений, просит признать незаконным решение ответчика № 346725/22 от 27.10.2022 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости; включить периоды работы: с 01.02.2019 по 28.02.2019, с 01.03.2021 по 31.03.2021, с 02.07.2021 по 31.07.2021, с 01.10.2021 по 31.10.2021 в ОАО РЖД Восточно-Сибирской дирекции по управлению терминально-складским комплексом - в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; включить периоды работы: с 30.07.1990 по 29.01.1992 в ОРС Вихоревского ЛЗК, с 01.01.2019 по 30.04.2019, с 01.03.2021 по 31.10.2021 в ОАО РЖД Восточно-Сибирской дирекции по управлению терминально-складским комплексом в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; включить периоды работы: в ОРС Вихоревского ЛЗК с 10.11.1986 по 11.03.1990, с 12.03.1990 по 29.07.1990, с 30.07.1990 по 12.05.1993, в Вихоревский ЛЗК с 13.05.1993 по 14.10.1996, в ООО «Альби» с 24.10.1996 по 20.12.1997, у ИП Манько Галина Ивановна с 10.05.2000 по 31.12.2000 - из расчета один день работы календарно, как 1,5 дней в льготном исчислении страхового стажа; признать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 16.10.2022; возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с 16.10.2022.
В обоснование исковых требований истец указала, что она на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии).
16.10.2022 она обратилась с заявлением к ответчику о досрочном назначении пенсии по старости.
Решением ответчика от 27.10.2022 ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
С решением ОСФР по Иркутской области не согласна, поскольку ответчиком не верно посчитан ее страховой стаж за указанные периоды, который составит 17 лет 11 месяцев 28 дней.
Кроме того периоды работы: в ОРС Вихоревского ЛЗК с 10.11.1986 по 11.03.1990, с 12.03.1990 по 29.07.1990, с 30.07.1990 по 12.05.1993, в Вихоревский ЛЗК с 13.05.1993 по 14.10.1996, в ООО «Альби» с 24.10.1996 по 20.12.1997, у ИП Манько Галина Ивановна с 10.05.2000 по 31.12.2000, не верно учтены, с учетом льготного исчисления согласно Постановления Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П в страховой стаж как один год работы в районах приравненных к Крайнему северу в полуторном исчислении в страховой стаж не включен стаж 5 лет. 10 месяцев 12 дней.
Кроме того, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 30.07.1990 по 29.01.1992, в период работы в ОРС Вихоревского ЛЗК, 1 год и 6 месяцев исключены Пенсионным органом из стажа работы местности приравненной к Крайнему Северу, что считает незаконным.
Так как право на отпуск по уходу за ребенком в период времени с 30.07.1990 по 29.01.1992 возник до внесения изменений в ст. 167 КЗОТ, то он должен быть включен в стаж работы в местности, приравненном к районам Крайнего Севера и в страховой стаж в полуторном размере.
С учетом изложенного ее страховой стаж на дату обращения 27.10.2022 составит 24 года 07 месяцев 10 дней, при требуемом 20 лет.
Кроме того, ответчиком не включены периоды ее работы: с 01.01.2019 по 30.04.2019, с 01.03.2021 по 15.10.2021 в ОАО РЖД Восточно-Сибирской дирекции по управлению терминально-складским комплексом, в ее стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Размер ее ИПК на дату обращения составляет 26,722, при требуемом 23,4 на 2021 год.
В соответствии с поэтапным увеличением пенсионного возраста в 2022 году для женщин он составляет 58 лет, с учетом наличия стажа приравненного к районам Крайнего Севера, она имеет право на снижение возраста до 55 лет.
В судебное заседание истец Галауова М.Г. не явилась, будучи надлежаще извещена о месте, дате и времени судебного разбирательства, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ОСФР по Иркутской области Русских В.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании и в письменных возражениях, с учетом дополнений к ним, исковые требования не признала, указала, что Галауова М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (55 лет 11 мес.), обратилась в Отделение Фонда 16.10.2022 с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением № 346725/22 от 27.10.2022 в досрочном назначении страховой пенсии по старости Галауовой М.Г. было отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа.
Страховой стаж составил 15 лет 4 месяца 10 дней, с учетом поэтапного применения законодательства - 19 лет 6 месяцев 16 дней, при требуемом 20 лет
Стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, составил 11 лет 10 месяцев 19 дней, при требуемом в возрасте 52 года 08 месяца (в редакции Федерального закона № 400-ФЗ, действующего до 31.12.2018 г.) - 10 лет.
Галауова М.Г. с 23.01.2017 является получателем пенсии назначенной в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". При определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом были учтены периоды службы, работы и (или) иной деятельности с 17.09.2001 по 23.01.2017.
При вынесении решения от 27.10.2022 № 346725/22 об отказе в назначении досрочной пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 указанного Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ был произведен расчет страхового стажа следующим образом:
Периоды учебы и работы с 01.09.1983 по 19.07.1984, с 06.08.1984 по 30.09.1986, в страховой стаж засчитаны в календарном порядке и составляют 3 года 14 дней.
Период работы с 10.11.1986 по 31.12.1991 в страховой стаж засчитывается в календарном порядке в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 не смотря на то, что деятельность велась в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и составляет 5 лет 1 месяц 21 день.
Периоды работы с 01.01.1992 по 12.05.1993, с 13.05.1993 по 14.10.1996, с 24.10.1996 по 20.12.1997, с 10.05.2000 по 31.12.2000 засчитываются в страховой стаж в льготном порядке (год за полтора года) в соответствии Законом РСФСР от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР», так как деятельность велась в местности приравненной к районам Крайнего Севера. Страховой стаж составляет в календарном исчислении 6 лет 7 месяцев 3 дня, в льготном исчислении - 9 лет 10 месяцев 20 дней
Периоды работы с 16.08.2017 по 10.10.2017, с 20.02.2018 по 13.05.2018, с 01.01.2019 по 31.01.2019, с 01.03.2019 по 30.04.2019, с 01.09.2019 по 01.02.2020, с
01.04.2021 по 01.07.2021, с 01.08.2021 по 30.09.2021 в страховой стаж засчитываются в календарном порядке в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ и Федеральным законом № 400-ФЗ и составляет 1 год 5 месяцев 21 день.
Итого страхового стажа истца с учетом льготного исчисления составляет 19 лет 6 месяцев 16 дней, при требуемом для досрочного назначения пенсии по п. 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ - 20 лет.
Заявляемый истцом период с 30.07.1990 по 29.01.1992 включен в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Периоды работы с 01.01.2019 по 30.04.2019 и с 01.03.2021 по 15.10.2021 относятся к периодам работы после регистрации Галауовой М.Г. в системе обязательного пенсионного страхования (01.07.2002) и оцениваются на основании индивидуальных сведений представленных работодателем. На момент вынесения решения от 27.10.2022 указанные периоды были включены в страховой стаж истца. В стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севра периоды не были включены, так как работодателем были представлены индивидуальные сведения в отношении Галауовой М.Г. без проставления льготного характера работы, без кода «МКС». В настоящее время работодатель откорректировал индивидуальные сведения в отношении Галауовой М.Г., спорные период работы включены в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. При включении периода в специальный стаж права на назначение пенсии не возникает, так как заявителем не выработан страховой стаж, а не специальный.
Периоды работы с 01.04.2021 по 01.07.2021, с 01.08.2021 по 30.09.2021 -включены в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севра.
Периоды работы с 01.02.2019 по 28.02.2019, с 01.03.2021 по 31.03.2021, с 02.07.2021 по 31.07.2021, с 01.10.2021 по 31.10.2021 не включены в страховой стажа истца, так как работодателем представлены индивидуальные сведения с кодировкой «НЕОПЛДОГ», что означает, что оплата услуг по договору гражданско-правового характера Галауовой М.Г. за указанные периоды не осуществлялась, соответственно страховые взносы работодателем не уплачивались.
Таким образом, правовых оснований для включения спорных периодов в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не имеется.
Кроме того, обращает внимание, что при выработке в 2022 году требуемого стажа согласно редакции Федерального закона № 400-ФЗ, действующего до 31.12.2018, пенсия на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ может быть назначается не ранее 2026 года.
При указанных обстоятельствах, решение Отделения Фонда № 346725/22 от 27.10.2022 об отказе Галауовой М.Г. в досрочном назначении страховой пенсии по старости принято в соответствии с действующим пенсионных законодательством на основании имеющихся в распоряжении Отделения фонда документов, с связи с чем требования истца удовлетворению не подлежат.
Определением суда от 13.12.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен ОАО «Российские железные дороги».
В судебное заседание представитель третьего лица ОАО «Российские железные дороги» не явился, будучи надлежаще извещен о месте, дате и времени судебного разбирательства, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях». Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» Федеральный закон № 166-ФЗ дополнен пунктом 6, предусматривающим одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) установлена).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 календарных лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют женщины по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением № 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Гражданам, проработавшим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет, страховая пенсия устанавливается со снижением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в районах Крайнего Севера. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно Приложению 6 Федерального закона № 400-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 года № 350-ФЗ) возраст, по достижению которого возникает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в 2022 году увеличивается на 48 месяцев.
Согласно ч.3 ст.35 Федерального закона № 400-ФЗ с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Таким образом, величина индивидуального пенсионного коэффициента в 2022 г. составляет 23,4, в 2023 г. - 25,8.
Согласно ст. 11 Закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Закона, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (ред. от 25.03.2013) "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 12 «н» Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014г. № 958н (зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2014 г. N 35496), для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 и 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», необходимы документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (часть вторая статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029.
Город Братск Иркутской области является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которое распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что Галауова М.Г. с 23.01.2017 являясь получателем пенсии назначенной в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», 16.10.2022 обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Братске и Братском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии военнослужащему).
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Братске и Братском районе, правопреемником которого после реорганизации с 1 января 2023 г. является Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования по Иркутской области, № 34625/22 от 27.10.2022 Галауовой М.Г. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии военнослужащему) в соответствии с п. 6 ч. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ по причине отсутствия требуемого страхового стажа.
Как следует из оспариваемого решения страховой стаж истца составил 15 лет 4 месяца 10 дней, с учетом поэтапного применения законодательства - 19 лет 6 месяцев 16 дней, при требуемом 20 лет. Стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, составил 11 лет 10 месяцев 19 дней, при требуемом в возрасте 52 года 08 месяца (в редакции Федерального закона № 400-ФЗ, действующего до 31.12.2018 г.) - 10 лет.
Согласно сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состсонию на 01.01.2024 размер ИПК истца составляет 21,450.
В ходе судебного разбирательства из пояснений стороны ответчика, сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Галауовой М.Г., судом установлено, что при вынесении решения от 27.10.2022 № 346725/22 ответчиком расчет страхового стажа истца произведен следующим образом: периоды учебы и работы с 01.09.1983 по 19.07.1984, с 06.08.1984 по 30.09.1986, в страховой стаж засчитаны в календарном порядке и составляют 3 года 14 дней.
Период работы с 10.11.1986 по 31.12.1991 в страховой стаж засчитан в календарном порядке в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, и составляет 5 лет 1 месяц 21 день.
Периоды работы с 01.01.1992 по 12.05.1993, с 13.05.1993 по 14.10.1996, с 24.10.1996 по 20.12.1997, с 10.05.2000 по 31.12.2000 засчитаны в страховой стаж в льготном порядке (год за полтора года) в соответствии Законом РСФСР от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР», так как деятельность велась в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Страховой стаж составил в календарном исчислении 6 лет 7 месяцев 3 дня, в льготном исчислении - 9 лет 10 месяцев 20 дней
Периоды работы с 16.08.2017 по 10.10.2017, с 20.02.2018 по 13.05.2018, с 01.01.2019 по 31.01.2019, с 01.03.2019 по 30.04.2019, с 01.09.2019 по 01.02.2020, с
01.04.2021 по 01.07.2021, с 01.08.2021 по 30.09.2021 в страховой стаж засчитаны в календарном порядке в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ и Федеральным законом № 400-ФЗ и составили 1 год 5 месяцев 21 день.
Итого страхового стажа истца с учетом льготного исчисления составил 19 лет 6 месяцев 16 дней.
Истец с данным порядком расчета не согласилась, полагает, что периоды с 10.11.1986 по 11.03.1990, с 12.03.1990 по 29.07.1990, с 30.07.1990 по 12.05.1993, с 13.05.1993 по 14.10.1996, с 24.10.1996 по 20.12.1997, с 10.05.2000 по 31.12.2000, подлежат зачету в ее страховой стаж в полуторном размере в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П.
Действительно, при установлении пенсий до 01 января 2002 года применялись нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Указанные нормы предусматривали в ряде случаев возможность льготного исчисления общего и специального трудового стажа при определении права на пенсию. В соответствии со ст. 94 данного Закона при подсчете общего трудового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчислялись в полуторном размере.
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает льготного исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию.
Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" установил, что нормы Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Тем самым при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа, имевшего место до вступления в силу Федерального закона от N 173-ФЗ, может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. правового регулирования, в том числе в льготном порядке (независимо от продолжительности стажа на указанную дату).
После введения в действия с 1 января 2002 года Федерального закона от N 173-ФЗ такая возможность не допускается. Исчисление страхового стажа, имевшего место после указанной даты, производится в соответствии с требованиями названного Федерального закона.
В соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, периоды работы имеющие место до 01.01.1992 (даты вступления в силу Закона РСФСР от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР»), подлежали зачету в трудовой стаж в календарном порядке.
Таким образом, лишь ст. 94 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего с 01.01.1992 по 31.12.2001, предусматривалось исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в льготном исчислении (года за полтора года).
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Данным Постановлением установлено, что нормы Закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования. При этом основополагающим условием для применения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П в отношении той или иной категории застрахованных лиц является то, что указанные лица рассчитывали на пенсионное обеспечение по нормам ранее действовавшего пенсионного законодательства. Соответственно к гражданам, на которых распространялось пенсионное законодательство Российской Федерации до 01 января 2002 года, могут применяться условия и нормы пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" при определении им права на страховую пенсию.
Однако, до введения в действие Федерального закона от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", военнослужащие не могли рассчитывать на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотрены Законом N 4468-1, и страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом N 173-ФЗ.
Соответственно они не могли рассчитывать на условия и нормы пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом N 340-1. В связи с чем, правовых оснований для применения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П при установлении страховой пенсии по старости лицам, являющимся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом N 4468-1, после вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ не имеется.
В сою очередь, согласно положений ч.8 ст.13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, ответчиком обоснованно периоды учебы и работы с 01.09.1983 по 19.07.1984, с 06.08.1984 по 30.09.1986 в страховой стаж истца засчитаны в календарном порядке, период работы с 10.11.1986 по 31.12.1991 засчитан в страховой стаж в календарном порядке в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, периоды работы с 01.01.1992 по 12.05.1993, с 13.05.1993 по 14.10.1996, с 24.10.1996 по 20.12.1997, с 10.05.2000 по 31.12.2000 засчитаны в страховой стаж истца в льготном порядке (год за полтора года).
При указанных обстоятельствах требования истца о включении периодов работы: в ОРС Вихоревского ЛЗК с 10.11.1986 по 11.03.1990, с 12.03.1990 по 29.07.1990, с 30.07.1990 по 12.05.1993, в Вихоревский ЛЗК с 13.05.1993 по 14.10.1996, в ООО «Альби» с 24.10.1996 по 20.12.1997, у ИП Манько Галина Ивановна с 10.05.2000 по 31.12.2000 - из расчета один день работы календарно, как 1,5 дней в льготном исчислении страхового стажа, удовлетворению не подлежат.
Не может суд согласиться и с требованиями истца в части включения периода работы истца с 30.07.1990 по 29.01.1992 в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поскольку судом из материалов пенсионного дела достоверно установлено, что указанный период зачтен ответчиков как в страховой стаж истца, так и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Разрешая требования истца о включении периодов ее работы в ОАО РЖД Восточно-Сибирской дирекции по управлению терминально-складским комплексом с 01.02.2019 по 28.02.2019, с 01.03.2021 по 31.03.2021, с 02.07.2021 по 31.07.2021, с 01.10.2021 по 31.10.2021 в страховой стаж; с 01.01.2019 по 30.04.2019, с 01.03.2021 по 31.10.2021 в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила).
В разделе II названных Правил приведены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 10 Правил N 1015 периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17(1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
По смыслу приведенных нормативных положений индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых пенсионный орган вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, при этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений, факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Галауова М.Г. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 01.07.2002.
Как установлено судом из решения № 3466725/22 от 27.10.2022, таблицы данных о стаже, на момент принятии оспариваемого решения периоды работы истца с 01.01.2019 по 31.01.2019, 01.03.2019 по 30.04.2019, с 01.04.2021 по 01.07.2021, с 01.08.2021 по 30.09.2021 зачтены ответчиком в страховой стаж истца.
В соответствии с выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Галауовой М.Г. по состоянию на 28.11.2023, работодателем ОАО «РЖД» были откорректированы индивидуальные сведения в отношении Галауовой М.Г., в результате чего ответчиком также была произведена корректировка стажа истца и периоды работы с 01.04.2021 по 01.07.2021, с 01.08.2021 по 30.09.2021включены в стаж работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севра.
В свою очередь, как следует из названной выписки, предоставляя сведения о периодах работы истца с 01.02.2019 по 28.02.2019, с 01.03.2021 по 31.03.2021, с 02.07.2021 по 31.07.2021, с 01.10.2021 по 31.10.2021, работодатель обозначает их кодировкой «НЕОПЛДОГ», что, по мнению стороны ответчика означает, что оплата услуг по договору гражданско-правового характера Галауовой М.Г. за указанные периоды не осуществлялась, соответственно страховые взносы работодателем не уплачивались.
Вместе с тем, согласно Классификатору параметров, используемых при заполнении персонифицированных сведений, действующих на момент возникновения спорных правоотношений и работы истца, код "ДОГОВОР" означает работу по договорам гражданско-правового характера, выходящую за рамки расчетного периода, код "НЕОПЛДОГ" - период работы застрахованного лица по договору гражданско-правового характера, выплаты и иные вознаграждения за который начислены в следующие отчетные периоды.
Согласно справке от 23.11.2023, Галауова М.Г. работала в Восточно-Сибирской дирекции по управлению терминально-складским комплексом по договору гражданско-правового характера в должности администратора на производственном участке Братск в период с 01.01.2019 по 30.04.2019, с 01.03.2021 по 30.09.2021 полный рабочий день с 08:00 до 17:00 местного времени. Станция Братск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера.
Из сообщения филиала ОАО «РЖД» Восточно-Сибирская железная договора, предоставленного по запросу суда, следует, что в период с 01.01.2019 по 30.04.2019 и с 01.03.2021 по 31.10.2021 с Галауовой М.Г. были заключены договоры гражданско-правового характера на оказание услуг охраны объекта (грузовой двор на ст. Вихоревка), оплата по договорам осуществлена за 2019 г. – 56,4 тыс. руб., за 2021 год – 130, тыс.руб., стразовые взносы за указанные периоды оплачены в 2019 г. – 12,4 тыс. руб., в 2021 г. – 38,8 тыс. руб., так за период с 01.02.2019 по 28.02.2019 сумма заработка составила 19 960 руб., отчисления 4 391,20 руб., за период с 01.07.2021 по 31.07.2021 сумма заработка истца составила 18 800 руб., отчисления – 4 136 руб., за период с 01.10.2021 по 31.10.2021 сумма заработка – 16 200 руб., отчисления – 3 564 руб., что также подтверждено представленными суду расчетными листами.
Спорные периоды с 01.01.2019 по 31.01.2019, с 01.03.2021 по 31.03.2021 в справке не отражены, расчетными листками не подтверждены.
При указанных обстоятельствах, оценивая собранные доказательства в совокупности, в том числе выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, справки работодателя, суд находит возможным зачесть в страховой стаж истца спорные периоды ее работы с 01.02.2019 по 28.02.2019, с 02.07.2021 по 31.07.2021, с 01.10.2021 по 31.10.2021, в стаж работы в местности, приравненной к районным Крайнего Севера периоды работы с 01.02.2019 по 30.04.2019, с 02.07.2021 по 31.07.2021, с 01.10.2021 по 31.10.2021.
Оснований для зачета иных периодов работы в страховой стаж истца и в ее стад работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, судом не установлено, работодателем не подтверждено.
Согласно частей 1 и 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.20013 №400 «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем.
С учетом выводов суда о включении в страховой и специальный стаж истца спорных периодов ее работы и суммирования его с имеющимся стажем, на день обращения истца к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, страховой стаж истца составит менее необходимых 20 лет.
При указанных обстоятельствах, требования Галауовой М.Г. о признании права на назначение досрочной страховой пенсии (за исключением фиксированной выплаты к стразовой пенсии) с 16.10.2022, возложении на ответчика обязанности назначить досрочно стразовую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к стразовой пенсии) с 16.10.2022 удовлетворению не подлежат.
Поскольку суд пришел к выводу о неправомерности исключения из страхового стажа и стажа работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, спорных периодов ее работы, в указанной части решение ответчика 346725/22 от 27.10.2022 следует признать незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Галауова М.Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области № 346725/22 от 27.10.2022 незаконным в части отказа Галауова М.Г. во включении периодов работы: в страховой стаж с 01.02.2019 по 28.02.2019, с 02.07.2021 по 31.07.2021, с 01.10.2021 по 31.10.2021 в ОАО РЖД Восточно-Сибирской дирекции по управлению терминально-складским комплексом; в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с 01.02.2019 по 30.04.2019, с 02.07.2021 по 31.07.2021, с 01.10.2021 по 31.10.2021 в ОАО РЖД Восточно-Сибирской дирекции по управлению терминально-складским комплексом.
Включить Галауова М.Г. в страховой стаж периоды работы: с 01.02.2019 по 28.02.2019, с 02.07.2021 по 31.07.2021, с 01.10.2021 по 31.10.2021 в ОАО РЖД Восточно-Сибирской дирекции по управлению терминально-складским комплексом; в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периоды работы: с 01.02.2019 по 30.04.2019, с 02.07.2021 по 31.07.2021, с 01.10.2021 по 31.10.2021 в ОАО РЖД Восточно-Сибирской дирекции по управлению терминально-складским комплексом.
В удовлетворении исковых требований Галауова М.Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области в части: включения: в страховой стаж периода работы с 01.03.2021 по 31.03.2021 в ОАО РЖД Восточно-Сибирской дирекции по управлению терминально-складским комплексом; в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периодов работы: с 30.07.1990 по 29.01.1992, с 01.01.2019 по 31.01.2019, с 01.03.2021 по 01.07.2021, с 01.08.2021 по 30.09.2021 в ОАО РЖД Восточно-Сибирской дирекции по управлению терминально-складским комплексом; в страховой стаж в льготном исчислении из расчета один день работы календарно, как 1,5 дней периоды работы: в ОРС Вихоревского ЛЗК с 10.11.1986 по 11.03.1990, с 12.03.1990 по 29.07.1990, с 30.07.1990 по 12.05.1993, в Вихоревский ЛЗК с 13.05.1993 по 14.10.1996, в ООО «Альби» с 24.10.1996 по 20.12.1997, у ИП Манько Галина Ивановна с 10.05.2000 по 31.12.2000; признания права на назначение досрочной страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 16.10.2022; возложения обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 16.10.2022., - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Л.М. Шаламова