Дело № 2-93/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кан 21 февраля 2018 года
Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шадеевой С.А.,
при секретаре Урматовой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай к администрации МО «Усть-Канский район» о понуждении к исполнению законных требований,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай обратилось в суд с иском к администрации МО «Усть-Канский район» об обязании в срок до 01.11.2018 года получить положительные санитарно-эпидемиологические заключения использования водного объекта в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения на скважины, расположенные по адресам: с. Усть-Кан, ул. Дальняя, с. Келей, ул. Тан-Чолмон, д. б/н, с. Усть-Мута, ул. Молодежная, д. б/н, с. Верх-Мута, ул. Чапаева, д. б/н, с. Усть-Мута, ул. П. Сухова, д. б/н, с. Талица, ул. Ленинская, д. 13 А, с. Мендур-Соккон, ул. Кокышева, д. 1 Б.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай Кыймаштаев Ю.В. исковые требования поддержал, уточнил срок исполнения требований до 31.12.2018 г.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Усть-Канский район» Ефремов Д.В. иск признал.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 ВК РФ.
Пункты 1, 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусматривают, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Из материалов дела следует, что скважины, расположенные по адресам: с. Усть-Кан, ул. Дальняя, с. Келей, ул. Тан-Чолмон, д. б/н, с. Усть-Мута, ул. Молодежная, д. б/н, с. Верх-Мута, ул. Чапаева, д. б/н, с. Усть-Мута, ул. П. Сухова, д. б/н, с. Талица, ул. Ленинская, д. 13 А, с. Мендур-Соккон, ул. Кокышева, д. 1 Б, принадлежат по праву собственности МО «Усть-Канский район», на них отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку обязанность по получению санитарно-эпидемиологических заключений на источники водоснабжения, лежит на органе местного самоуправления. Именно ответчик как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать администрацию муниципального образования «Усть-Канский район» до 31.12.2018 года получить положительные санитарно-эпидемиологические заключения использования водного объекта в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения на скважины, расположенные по адресам: с. Усть-Кан, ул. Дальняя, с. Келей, ул. Тан-Чолмон, д. б/н, с. Усть-Мута, ул. Молодежная, д. б/н, с. Верх-Мута, ул. Чапаева, д. б/н, с. Усть-Мута, ул. П. Сухова, д. б/н, с. Талица, ул. Ленинская, д. 13 А, с. Мендур-Соккон, ул. Кокышева, д. 1 Б.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме в через Усть-Канский районный суд.
Судья С.А. Шадеева