Решение по делу № 33-2464/2023 от 23.08.2023

Судья Матвеева Т.П. УИД 65RS0001-01-2022-011947-21

Докладчик Калинский В.А. Дело № 33-2464/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Южно-Сахалинск                      26 сентября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего судьи Калинского В.А.,

судей Доманова В.Ю., Чемис Е.В.,

при помощнике судьи Марченко Э.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Томаринского района в интересах Ф.И.О.1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда по апелляционной жалобе представителя ответчика Пестовой О.В. на решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи Калинского В.А., судебная коллегия

установила:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Томаринского района, действующий в интересах Ф.И.О.1, обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка состояния законности исполнения федерального законодательства в сфере соблюдения прав инвалидов муниципального образования «Томаринский городской округ», в ходе которой установлено, что Ф.И.О.1 является инвалидом второй группы. Индивидуальной программой реабилитации предусмотрено обеспечение Ф.И.О.1 техническими средствами реабилитации с указанием определенных параметров: ходунки шагающие; впитывающие простыни (пеленки); ортопедические брюки; кресло-стул с санитарным оснащением (без колес). ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 обратился в учреждение с заявлением на обеспечение техническими средствами реабилитации, которыми до настоящего времени не обеспечен. В связи с чем просил суд возложить на ответчика обязанность предоставить Ф.И.О.1 технические средства реабилитации – ходунки шагающие; впитывающие простыни (пеленки); ортопедические брюки; кресло-стул с санитарным оснащением (без колес); взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена в порядке процессуального правопреемства ответчика ГУ-СРО ФСС РФ на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (далее – ОСФР по Сахалинской области).

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. На ОСФР по Сахалинской области возложена обязанность обеспечить Ф.И.О.1 техническим средством реабилитации: ортопедическими брюками в количестве 1 шт. С ОСФР по Сахалинской области в пользу Ф.И.О.1 взыскана компенсация морального вреда в размере 3 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Пестова О.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что истец не лишен права самостоятельно приобрести технические средства реабилитации и в последующем обратиться в отделение за выплатой компенсации, в связи с чем оснований для взыскания компенсации морального вреда не имелось.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОСФР по Сахалинской области Дмитриева А.В. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Прокурор Сущенко Е.П. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя – без удовлетворения.

Извещенный судом о возникшем процессе для участия в нем в качестве истца Ф.И.О.1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал.

Судебная коллегия полагает возможным, в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), рассмотреть дело в отсутствие указанного участника процесса.

Выслушав объяснения представителя ОСФР по Сахалинской области Дмитриой А.В., прокурора Сущенко Е.П., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

Как установлено судом и видно из дела, Ф.И.О.1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом второй группы и в соответствии с программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на обеспечение следующими средствами реабилитации: ходунки шагающие; впитывающие простыни (пеленки); ортопедические брюки; кресло-стул с санитарным оснащением (без колес); подгузники для взрослых; кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов).

ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1, в лице своего представителя Черепановой Н.М., обратился к ответчику с заявлением об оказании государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида. Указанное заявление принято на рассмотрение отделением и ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, о чем истцу направлено соответствующее уведомление за .

Прокуратурой Томаринского района Сахалинской области проводилась проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что Ф.И.О.1 до настоящего момента не обеспечен техническими средствами реабилитации – ходунками шагающими; впитывающими простынями; ортопедическими брюками; кресло-стулом с санитарным оснащением (без колес), в связи с чем данное обстоятельство явилось основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском в порядке статьи 45 ГПК РФ.

Разрешая по существу спор, суд первой инстанции руководствуясь положениями статей 2, 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства от 07 апреля 2008 года № 240, и установив, что до настоящего времени Ф.И.О.1 не обеспечен техническим средством реабилитации – ортопедическими брюками, пришел к выводу о нарушении прав и законных интересов инвалида, следовательно о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований прокурора, возложив на ОСФР по Сахалинской области обязанность обеспечить Ф.И.О.1 техническими средствами реабилитации – ортопедическими брюками в количестве 1 шт.

Удовлетворяя требования прокурора о взыскании в пользу Ф.И.О.1 компенсации морального вреда, суд на основании статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь разъяснениями, изложенными в пунктах 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», исходил из установления при рассмотрении дела факта нарушения прав истца на своевременное получение технических средств реабилитации, что в свою очередь причинило последнему моральный вред, поэтому с учетом требований разумности и справедливости, определил размер его компенсации в сумме 3 000 рублей.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку считает их основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, с учетом установленных при рассмотрении дела юридически значимых обстоятельств.

Так, статьями 19 и 20 Конвенции о правах инвалидов, заключенной в городе Нью-Йорке 13 декабря 2006 года предусмотрены права всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора. Государство приняло на себя обязанность по принятию эффективных и надлежащих мер для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество.

Также государства - участники Конвенции обязались принимать эффективные меры для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности, в том числе путем содействия индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене; облегчения доступа инвалидов к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, ассистивным технологиям и услугам помощников и посредников, в том числе за счет их предоставления по доступной цене.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (далее - Закон № 181-ФЗ) инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В соответствии со статьей 9 Закона № 181-ФЗ реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии со статьей 10 Закона № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В абзаце 1 пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В силу пункта 5 Правил и пункта 15 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденного приказом Минтруда России от 23 сентября 2014 года № 657н, территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации обязан в течение 15 дней с даты поступления заявления о предоставлении технических средств реабилитации в письменной форме уведомить инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) и одновременно с уведомлением выслать (выдать) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

В соответствии с изменениями, внесенные в приведенные Правила Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 года №86, при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного пользования – 60 календарных дней.

Учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства, а равно то, что Ф.И.О.1 после обращения к ответчику ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет с целью обеспечения техническими средствами реабилитации, однако на момент обращения в суд в нарушении закона в срок не превышающий 30 календарных дней не был обеспечен техническими средствами реабилитации, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о нарушении прав Ф.И.О.1, поэтому правомерно возложил на ответчика обязанность обеспечить его ортопедическими брюками в количестве 1 шт.

Указание в апелляционной жалобе на то, что истец не лишен возможности самостоятельно приобрести технические средства реабилитации и в последующем обратиться в отделение за выплатой компенсации, не имеет правового значения для рассматриваемого дела, поскольку способ защиты нарушенного права выбирает сам истец исходя из своих возможностей, в том числе финансовых.

Доводы о том, что основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют, признаются судебной коллегией несостоятельными, так как компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено прокурором в интересах Ф.И.О.1, связана с несвоевременным получением технических средств реабилитации, что влечет нарушение нематериальных благ и личных неимущественных прав инвалида, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, а поэтому суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, определив его размер с учетом принципа разумности и справедливости.

Иных доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Принимая во внимание, что судом не допущено нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Пестовой О.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                     В.А. Калинский

Судьи                                 Е.В. Чемис

В.Ю. Доманов

33-2464/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Томаринского района
Черепанов Александр Михайлович
Ответчики
Отделение фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области
Суд
Сахалинский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sah.sudrf.ru
23.08.2023Передача дела судье
26.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2023Передано в экспедицию
26.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее