Дело № 33а-5192/2019
Судья Монастырная Н.В.
Докладчик Теплякова И.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой А.П.,
судей Тепляковой И.М., Разуваевой А.Л.
при секретаре Башкирцевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 28 мая 2019 года административное дело по апелляционной жалобе Семенова А. С. на решение Ленинского районного суда г.Новосибирска от 15 февраля 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования МИФНС России № 2 по Кемеровской области к Семенову А. С. о взыскании задолженности удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Семенова А. С., проживающего по адресу: <адрес>, в доход соответствующего бюджета задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере <данные изъяты>, пеню в размере 126 <данные изъяты>, всего взыскать <данные изъяты>.
Взыскать с Семенова А. С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 725 рубля 14 копеек».
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
МИФНС России № 2 по Кемеровской области обратилась с административным иском к Семенову А.С., просила взыскать с административного ответчика земельный налог за 2016 г. в размере <данные изъяты> руб. и пени за период с 01.03.2018 по 06.03.2018 в сумме <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.
В обоснование требований указано, что административный ответчик является плательщиком земельного налога, владеет земельными участками, расположенными по адресам: <адрес>; <адрес>.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление, в котором в соответствии с п. 3 ст. 52 Налогового кодекса РФ указана сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. (<данные изъяты>.).
В соответствии с уведомлением сумма земельного налога за 2016 год к уплате с учетом имеющейся переплаты составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В связи с неуплатой земельного налога за 2016 год начислены пени в сумме <данные изъяты> рублей.
В соответствии со ст.ст. 69-70 Налогового кодекса РФ налогоплательщику было направлено требование об уплате налога и пени от 07.03.2018 №2995, о чем свидетельствует список заказных писем.
Мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Новосибирска вынесено определение от 07.08.2018 об отмене судебного приказа в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения, в связи с чем инспекция обратилась в суд с административным иском.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик Семенов А.С.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Ленинского районного суда г. Новосибирска от 15 февраля 2019 года и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что административным истцом неверно исчислена сумма земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в размере <данные изъяты> рублей были внесены в государственный кадастровый учет 02.08.2017 года, стоимость утверждена на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 02.08.2017 г. Датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка, является 01.08.2014 года.
По мнению апеллянта, налоговый орган рассчитывал сумму земельного налога исходя их налоговой базы в размере <данные изъяты> руб., а должен был считать из <данные изъяты> руб.
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (часть 1 статьи 3); налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый части 1 статьи 45).
Как следует из материалов дела, Семенов А.С. является собственником земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>.
Земельный налог на указанные земельные участки исчислен налоговым органом на основании сведений, предоставленных органом, осуществляющим кадастровый учет.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Обязанность по уплате земельного налога предусмотрена статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база при исчислении размера земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (часть 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно налоговому уведомлению №, сформированному по состоянию на 20 декабря 2017 года и направленному в адрес налогоплательщика 26 декабря 2017 года, земельный налог по земельному участку с кадастровым номером № за 2016 год составил <данные изъяты> руб.; земельный налог по земельному участку с кадастровым номером № за 2016 год составил <данные изъяты> руб. Общая сумма с учетом переплаты составила <данные изъяты>.
В нарушение статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате земельного налога за 2016 год, исчисленного налоговым органом на основании вышеуказанного уведомления.
В соответствии с абзацем 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В связи с неуплатой земельного налога за 2016 год в установленный законом срок налоговым органом 20 марта 2018 года в адрес Семенова А.С. направлено требование № 2995 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07 марта 2018 года с указанием срока для добровольной уплаты до 10 апреля 2018 года.
Указанное требование выставлено налогоплательщику в установленные налоговым законодательством сроки, процедура уведомления о заявленных требованиях соблюдена. Расчет налога и пени является правильным.
В добровольном порядке указанные требования налогоплательщиком не исполнены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При этом абзацем 2 пункта 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
16 июля 2018 года вынесен судебный приказ о взыскании недоимки по уплате земельного налога с должника. Определением мирового судьи от 07 августа 2018 года судебный приказ отменен. С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд согласно штемпелю на почтовом конверте 05 декабря 2018 года.
Обращение в суд с настоящим административным иском последовало в пределах шести месяцев с даты отмены судебного приказа, таким образом, срок обращения в суд соблюден.
С учетом изложенных обстоятельств и положений вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции, установив факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате налога в сроки, установленные законом, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании с административного ответчика недоимки по земельному налогу за 2016 год и пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный налог подлежал исчислению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года актом об утверждении кадастровой стоимости от 02 августа 2017 года, судебная коллегия признает несостоятельными, как основанными на неправильном толковании правовых норм.
В соответствии со статьей 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Аналогичная норма содержалась и в абз. 6 п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ, предусматривающем, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Данная норма признана утратившей силу Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ, то есть являлась действующей на момент представления Семеновым А.С. 06.12.2017 сведений в налоговый орган об изменении кадастровой стоимости.
Таким образом, представленное Семеновым А.С. в налоговый орган решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 02 августа 2017 года, вынесенное по заявлению Семенова А.С. от 11.07.2017 года и установившее кадастровую стоимость на 01.01.2017 в размере <данные изъяты> рублей, выписка из ЕГРН от 05.09.2017 о кадастровой стоимости земельного участка по адресу: <адрес>, КН №, не дают права на корректировку налоговой базы по соответствующему налогу за 2016 год, а подлежат применению для расчета земельного налога за 2017 год.
Судебная коллегия, приходит к выводу о том, что налоговым органом при исчислении земельного налога за спорный период, в отсутствие сведений об иной кадастровой стоимости спорного земельного участка, обоснованно была применена кадастровая стоимость указанного земельного участка равная <данные изъяты> руб., сведения о которой поступили в налоговый орган в порядке статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом с учетом положений главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, вопреки доводам административного истца, при исчислении земельного налога за 2016 год указанная кадастровая стоимость подлежала применению с 01 января 2016 года. Оснований для исчисления земельного налога, исходя из кадастровой стоимости равной <данные изъяты> руб., указанной в кадастровой выписке по состоянию на 05.09.1017, у налогового органа не имелось. Административным истцом достоверных и допустимых доказательств того, что по состоянию на 01 января 2016 года кадастровая стоимость земельного участка составляла <данные изъяты> рублей, не представлено.
Учитывая, что при исчислении земельного налога налоговый орган руководствуется сведениями, поступившими из регистрирующих органов в порядке статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, и не вправе самостоятельно изменять сведения, в том числе и о кадастровой стоимости объекта налогообложения, то административный ответчик правомерно использовал в качестве налоговой базы кадастровую стоимость равную <данные изъяты> руб.
Иных сведений о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ, для отмены решения суда.
В целом выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на установленных по делу обстоятельствах, представленных доказательствах, нормах права и по существу не опровергаются доводами жалобы, которые основаны на неверном толковании апеллянтом норм права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 15 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семенова А. С. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи