А.д. № 2а-361/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2019 года г. Камызяк
Астраханская область
Камызякский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Сидоровой Е.А., рассмотрев единолично в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №5 по Астраханской области к Латыпову Максиму Зулькарнеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд к административному ответчику с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что согласно сведениям РЭО ГИБДД <адрес>, Латыпов М.З. являлется собственником транспортных средств – <данные изъяты> госномер №, <данные изъяты> госномер №, <данные изъяты> госномер № и <данные изъяты> с госномером №. Кроме этого, Латыпов М.З. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> и земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, площадью 500 кв.м., <адрес> площадью 600,2 кв.м. и <адрес> площадью 4998,81 кв.м. Латыповым М.З., транспортный налог за 2014 и 2016 годы не оплачен, как и налог на имущество физических лиц за 2014 2016 годы, земельный налог за 2012, 2014, 2016 годы. При таких обстоятельствах, за последним числится задолженность по транспортному налогу за 2014, 2016 годы в размере <данные изъяты> рубля, пени в размере <данные изъяты>, налог на имущество физических лиц за 2014 и 2016 годы в размере <данные изъяты> рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016 годы в размере <данные изъяты>, земельный налог с физических лиц за 2012, 2014, 2016 годы в размере <данные изъяты> пени, по налогу с физических лиц <данные изъяты>, а всего на сумму <данные изъяты>.
Административный ответчик Латыпов М.З. по существу заявленных требований возражений не представил.
Суд, рассмотрев административное дело единолично в порядке упрощенного производства, исследовав представленные материалы дела, находит заявленные требования, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, за Латыповым М.З. в период налогообложения зарегистрированы транспортные средства: моторная <данные изъяты> госномер №, <данные изъяты> госномер №, <данные изъяты> госномер № и <данные изъяты> с госномером №
Кроме этого, Латыпов М.З. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> и земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, площадью 500 кв.м., <адрес> площадью 600,2 кв.м. и по адресу: <адрес> площадью 4998,81 кв.м.
Налоговым органом в адрес Латыпова М.З. направлялись:
налоговое уведомление №952726 от 24.04.2015 г. об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц в срок до 01.10.2015 года;
налоговое уведомление № 1030663 от 08.05.2015 года о необходимости уплаты транспортного налога не позднее 01.10.2015 года;
налоговое уведомление № 1841509 от 06.09.2017 года о необходимости уплаты транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, не позднее 01.12.2015 года;
требование №88262 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17 ноября 2015 года;
- требование № 6022 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14 февраля 2019 года.
Требования №№ 88262 и 6022 направлены по месту жительства Латыпова М.З. и в силу части 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации считаются полученными адресатом независимо от их фактического получения Кроме того, согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений, требование №88262 получено Латыповым М.З. 22.11.2015 года, а требование № 6022 - 15.02.2018 г.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В данном случае, более продолжительный период времени для уплаты налога в требованиях №№ 88262 и 6022 не указан. Соответственно, они подлежали исполнению в течение восьми дней с даты получения - в срок до 30 ноября 2015 года и в срок до 23 февраля 2018 года.
Указанные требования налогового органа об уплате недоимки и пени по транспортному налогу Латыповым М.З., не исполнены, в связи с чем, по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка №1 Камызякского района Астраханской области 18.10.2018 г. вынесен судебный приказ о взыскании с Латыпова М.З. недоимки к пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу в общей сумме <данные изъяты>.
Вышеуказанный судебный приказ отменен 25.10.2018, года в связи с возражениями налогоплательщика, после чего, 25.04.2019 года административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанности по уплате налога если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 указанной нормы). Пунктом 5 названной нормы Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
Согласно част 3 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федераций течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Как следует из материалов дела, по требованию о взыскании недоимки и пени по транспортному, земельному налогам и налогу по имуществу физических лиц за 2014 год и требованию о взыскании недоимки по пени по транспортному, земельному налогам и налогу по имуществу физических лиц за 2016 год налоговым органом пропущен срок обращения в суд за вынесением судебного приказа о взыскании недоимки и пени.
В установленный законом шестимесячный срок с момента истечения срока для добровольного исполнения требований налоговый орган к мировому судье не обратился, судебный приказ вынесен только 18.10.2018 года, в то время как предельный срок истек 18 мая 2016 года о взыскании недоимки и пени по транспортному, земельному налогам и налогу по имуществу физических лиц за 2014 год и 15 августа 2018 года о взыскании недоимки и пени по транспортному, земельному налогам и налогу по имуществу физических лиц за 2016 год. Соответственно, заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки и пени по транспортному, земельному налогам и налогу по имуществу физических лиц налогу на сумму <данные изъяты> подано с нарушением установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В данном случае, действующее правовое регулирование обязывает налоговый орган при подаче административного иска о взыскании с физического лица недоимки по налогу соблюсти два срока, каждый из которых является пресекательным. Первый срок составляет шесть месяцев и начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Второй срок начинает течь с момента отмены судебного приказа о взыскании налога и составляет также шесть месяцев. Нарушение каждого из указанных процессуальных сроков влечет их пропуск и отказ в удовлетворении соответствующего иска (заявления).
Соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций. Меры по взысканию с должника недоимки приняты налоговым органом спустя значительное время после истечения срока на обращение в суд с подобным требованием. Налоговая инспекция является юридическим лицом. Это территориальный орган федерального органа исполнительной власти, он имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе, по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным. Соответственно, каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших обращению с заявлением о вынесении судебного приказа в более ранние сроки, не установлено.
Пропуск срока обращения в суд без уважительных причин является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 5 статьи 138, часть 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с Латыпова М.З. недоимки и пени по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц у на общую сумму <данные изъяты>, в связи с чем полагает, что в удовлетворении административного иска следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 290, 293 - 294 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ №5 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░