Дело № 2-1976/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 августа 2017 г. г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Панченко Л.В.,
при секретаре Севостьяновой Н.А.,
с участием представителя ответчика СЛУ МВД России на транспорте Соболева А.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю Плюхиной Э.В., действующей на основании доверенностей №, № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю Панфиловой И.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Понкрашкина Юрия Леонидовича к ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России, Сибирскому управлению МВД России на транспорте, МВД России, Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Красноярскому краю, о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Понкрашкин Ю.Л. обратился в суд с иском к Министерству финансов в лице УФК по Красноярскому краю о компенсации морального вреда. Мотивирует свои требования тем, что отбывает наказание по приговору Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. В ходе проведения следственных действий по данному уголовному делу были допущены нарушения прав и свобод истца, гарантированные Конституций РФ, федеральными законами, а также международными договорами, а именно: Понкрашкин Ю.Л. доставлялся из ФКУ СИЗО-1 г. Красноярска в Следственное управление Сибирского ЛУМВД России для проведения следственных действий ДД.ММ.ГГГГ в период с 12.00 час. до 18.00 час.; ДД.ММ.ГГГГ с 12.20 час. до 18.30 час.; ДД.ММ.ГГГГ с 12.30 час. до 19.00 час.; ДД.ММ.ГГГГ с 11.50 час. до 20.00 час.; ДД.ММ.ГГГГ с 11.15. час. до 14.00 час.
В указанные выше дни Понкрашкин Ю.Л. не обеспечивался прогулкой, питанием, так как в ФКУ СИЗО-1 г. Красноярска истца снимали с довольствия, а в СУ Сибирского ЛУ МВД России питание и прогулку не предоставляли, при этом осуществляя следственные действия (допросы, очные ставки, ознакомление с документами). Тем самым истец был поставлен в зависимое положение, на него оказывалось психологическое воздействие. На вопросы Понкрашкина Ю.Л. о предоставлении ему пищи было пояснено, что в СУ Сибирского ЛУ МВД России ему ничем помочь не могут.
Кроме того, Понкрашкин Ю.Л. содержался в СУ Сибирского ЛУ МВД России в клетке размером 1х2х2,2 м с ячейками в 5х10 см., в которой находилась лавочка для сиденья на всю длину клетки. Понкрашкин Ю.Л. содержался в клетке совместно с другими обвиняемыми (одним, двумя). То есть, иногда истец находился втроем в данной клетке с иными заключенными, при этом с ними производились следственные действия (допросы, очные ставки), параллельно у нескольких заключенных, находящихся в одной клетке, что соответственно дезориентировало и мешало истцу сосредоточиться, мыслить, и всячески способствовало психологическому давлению со сторону сотрудников управления.
Теснота, в которой истец находился на протяжении длительного времени, чувство голода, отсутствие санузла, замкнутое пространство клетки в своей взаимосвязи оказывало психологическое воздействие и пагубно влияло на принимаемые истцом решения. При этом, сотрудники управления, зная о нарушении прав истца, целенаправленно продолжали совершать свои противоправные действия. Понкрашкин Ю.Л. обращался к начальнику конвойной службы СУ Сибирского ЛУ МВД России с заявлением (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении информации о датах содержания в СУ, а также о количестве содержащихся с ним лиц, а также обращался с жалобой в транспортную прокуратуру.
Красноярским транспортным прокурором были установлены нарушения требований ФЗ от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при доставлении и необоснованного содержания истца в СУ Сибирского ЛУ МВД России, в том числе, в части не обеспечения питанием (ответ от ДД.ММ.ГГГГ №). Установлены нарушения ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в части не регистрации обращения истца и отказе в обращении информации. Ответ был дан истцу начальником конвойной службы при СУ Сибирского ЛУ МВД России, только после реагирования прокурора, ответ датирован ДД.ММ.ГГГГ №, что также доставило истцу нравственные переживания и негативно отразилось на психическом здоровье истца.
Изложенные выше обстоятельства причинили истцу глубокие эмоционально-нравственные и физические страдания, выраженные в переживании чувства голода, дискомфорта, тесноты, чувстве стыда, беспокойства и унижения, которые умаляли честь и достоинство истца, что усугублял тот факт, что истца намеренно содержали в недозволенных условиях сотрудники правоохранительных органов, тем самым оказывали психологическое давление.
На основании изложенного, с учетом длящегося характера нарушений и его последствий, истец взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 2000 евро.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ из числа ответчиков исключено Министерство финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, привлечено в качестве ответчика СУ Сибирского ЛУ МВД России. ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика СУ Сибирского ЛУ МВД России на надлежащего - ГУФСИН России по Красноярскому краю. ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России, Сибирское управление МВД России на транспорте, МВД России.
Истец Понкрашкин Ю.Л. содержится в <данные изъяты>, извещался о времени и месте слушания дела надлежащим образом. При этом, ему разъяснялось право довести свою позицию по делу до сведения суда посредством направления письменных обращений, а также путём допуска к участию в деле своего представителя.
Необходимости личного участия самого истца Понкрашкина Ю.Л. в судебном заседании суд не усматривает, поскольку все его доводы подробно изложены в исковом заявлении. Учитывая характер спора и значение личных объяснений Понкрашкина Ю.Л. для рассмотрения данного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело без его этапирования в судебное заседание.
В своих дополнениях от ДД.ММ.ГГГГ и пояснениях от ДД.ММ.ГГГГ, Понкрашкин Ю.Л. указал на то, что само по себе длительное нахождение в металлической клетке размером 1х2х2,2 м с ячейками 5х10 см. во время допросов с иными обвиняемыми является унижающим человеческое достоинство обращение, и не соответствует стандартам цивилизованного общества, о чем неоднократно указывал в своих решениях Европейский суд по правам человека. Понкрашкин Ю.Л. всегда содержался в кабинете №. В связи со своей юридической неграмотностью истец ранее в суд за восстановлением своих нарушенных прав не обращался. О своем праве ему стало известно только из ответа прокурора на свое обращение. Также указал, что исковая давность на требования о компенсации морального вреда не распространяется.
Относительно возражений представителя ответчика Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, Понкрашкин Ю.Л., в своих письменных пояснениях указал на то, что проведенной прокурорской проверкой и представлениями прокурора подтверждается факт необоснованного содержания истца в СУ Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, в связи с чем, дополнительного доказывания данный факт не требует. Утверждения ответчика том, что истец не содержался в клетке, ничем не подтверждаются, поскольку ответчиком были представлены только объяснения заинтересованных должностных лиц, опрос не заинтересованных лиц не проводился. Также ответчиком не была предоставлена разрешительная документация на содержание подозреваемых, обвиняемых и наличия оборудованного помещения ИВС. Ранее истец с регламентом содержания в ИВС не знакомился, о нарушении своих прав узнал из ответа прокурора.
Представитель ответчика Сибирского ЛУ МВД России Соболев А.Н., действующий на основании доверенности, с иском не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в которых указал, что в соответствии со статьями 151, 1064, 1069-1071, 1099 ГК РФ вред, причиненный гражданину, подлежит возмещению только в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов. При этом вред подлежит возмещению в случае наличия одновременно следующих условий: неправомерность действий (бездействия); наличие вреда; размер вреда; причинная связь между действием (бездействием) и наступившими последствиями; вина причинителя вреда. Ни по одному из вышеназванных условий Понкрашкиным Ю.Л. не представлены доказательства. Свои требования Понкрашкин Ю.Л. мотивирует тем, что якобы при доставлении в следственное управление Сибирского ЛУ МВД России из следственного изолятора для участия в следственных действиях он оставался не обеспеченным прогулкой и питанием, содержался в узкой железной клетке, тесноте, в замкнутом пространстве, кроме того, надлежащим образом ему не был не предоставлен ответ на его обращение о периодах проведения следственных действий. Однако, в обоснование своих требований Понкрашкиным Ю.Л. не представлены доказательства, подтверждающие незаконность действий именно сотрудников Сибирского ЛУ МВД России, которыми истцу, якобы был причинен вред, причинения ему морального вреда, причинной связи между, якобы имевшими место вышеуказанными действиями сотрудников Сибирского ЛУ МВД России и якобы наступившими последствиями. Не представлены и доказательства, подтверждающие размер заявленного им морального вреда в сумме 2 000 евро. Кроме того, Понкрашкин обратился с исковыми требованиями о компенсации морального вреда, якобы причиненного незаконными действиями сотрудников Сибирского ЛУ МВД России, в порядке гражданского судопроизводства, полагая, что незаконность данных действий якобы предустановлена и дополнительному доказыванию не подлежит, что противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Какие-либо действия Сибирского ЛУ МВД России при вышеназванных обстоятельствах в порядке, установленном главой 16 УПК РФ, либо в порядке, установленном КАС РФ, Понкрашкиным Ю.Л. в суд не обжаловались и незаконными не признаны. Доказательств, подтверждающих обращение в указанном порядке с жалобой и принятие решения о признании каких-либо действий сотрудников Сибирского ЛУ МВД России в рассматриваемом случае незаконными, Понкрашкиным Ю.Л. не представлены. Правовых оснований для проверки законности рассматриваемых действий сотрудников Сибирского ЛУ МВД России в настоящем гражданском деле не имеется, так как для рассмотрения подобных жалоб предусмотрен иной порядок рассмотрения. При этом, в отношении Понкрашкина Ю.Л. подобных действий сотрудниками Сибирского ЛУ МВД России при рассматриваемых обстоятельствах не осуществлялось. Соответственно, учитывая, что рассматриваемые в данном гражданском деле обстоятельства в отношении Понкрашкина Ю.Л. не подпадают под перечень, указанный в пункте 1 статьи 1070 ГК РФ и в определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 440-0, о возмещении вреда независимо от вины должностных лиц, а доказательства незаконности действий (бездействия) Сибирского ЛУ МВД России истцом не представлены, правовых оснований для удовлетворения предъявленного им иска не имеется. При этом, действия сотрудников Сибирского ЛУ МВД России при охране и конвоировании Понкрашкина Ю.Л. и проведении с ним следственных действий являлись последовательными, правомерными, своевременными, законными и обоснованными, направленными на раскрытие и расследование преступлений, предусмотренных ч. <данные изъяты> УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ в отношении Понкрашкина Ю.Л. СУ Сибирского ЛУ МВД России возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ, в ходе расследования которого в отношении Понкрашкина Ю.Л. была избрана мера пресечения «заключение под стражу». Уголовное дело № находилось в производстве старшего следователя отдела по расследованию преступлений в сфере экономики СУ Сибирского ЛУ МВД России подполковника юстиции ФИО5. ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело № в отношении Понкрашкина Ю.Л. в порядке статьи 222 УПК РФ направлено в Советский районный суд <адрес> для рассмотрения по существу. Приговором Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ Понкрашкин Ю.Л. осужден к лишению свободы сроком на <данные изъяты> с отбыванием наказания в исправительной колонии «особого режима», приговор вступил в законную силу. В ходе предварительного расследования уголовного дела № Понкрашкин Ю.Л. для проведения следственных действий 5 раз доставлялся группой охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Сибирского ЛУ МВД России из СИЗО № 1 г. Красноярска в СУ Сибирского ЛУ МВД России к старшему следователю СУ Сибирского ЛУ МВД России ФИО5 Так, согласно постановлению о привлечении в качестве обвиняемого в порядке ст.ст. 171, 172, 175 УПК РФ и протоколу допроса обвиняемого от ДД.ММ.ГГГГ Понкрашкин, Ю.Л., с участием защитника ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ в период с 11.35 час. до 13.00 час. находился в следственной комнате СУ Сибирского ЛУ МВД России для выяснения необходимых обстоятельств по расследуемому уголовному делу № для определения объема следственных действий, подлежащих проведению с Понкрашкиным Ю.Л. ДД.ММ.ГГГГ Понкрашкин Ю.Л. доставлялся из СИЗО № 1 г. Красноярска в Сибирское ЛУ МВД России для организации проведения следственного действия в Советском районном суде г. Красноярска - продление срока содержания под стражей. В соответствии с протоколом уведомления об окончании следственных действий от ДД.ММ.ГГГГ и графиком ознакомления обвиняемого Понкрашкина Ю.Л. и защитника ФИО6 с материалами уголовного дела Понкрашкин Ю.Л., с участием защитника ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ в период с 12.40 час. до 16.35 час. находился в следственной комнате СУ Сибирского ЛУ МВД России. Согласно графику ознакомления обвиняемого Понкрашкина Ю.Л. и защитника ФИО6 с материалами уголовного дела Понкрашкин Ю.Л., с участием защитника ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ в период с 11.50 час. до 16.55 час. находился в следственной комнате СУ Сибирского ЛУ МВД России. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела о том, что ознакомление с материалами уголовного дела Понкрашкиным Ю.Л. начато в 12.48 часов ДД.ММ.ГГГГ и окончено ДД.ММ.ГГГГ в 16.55 часов. ДД.ММ.ГГГГ Понкрашкин Ю.Л. доставлялся из СИЗО № 1 г. Красноярска в Сибирское ЛУ МВД России для ознакомления с постановлением о полном отказе в удовлетворении ходатайства заявленного по окончании следственных действий поэтому находился в Сибирском ЛУ МВД России ДД.ММ.ГГГГ с 11.15 часов до 14.00 часов. При проведении указанных следственных действий Понкрашкин Ю.Л. и его защитник ФИО6 никаких замечаний и дополнений, в том числе, по поводу, якобы, содержания Ю.Л. Понкрашкина в узкой клетке, в замкнутом пространстве, в течение длительных периодов времени, в результате чего ему якобы, как он указывает в иске, предъявленном в Железнодорожный районный суд г. Красноярска, о компенсации морального вреда на сумму 2.000 евро, были оказаны психологическое воздействие и физический дискомфорт, которые пагубно повлияли на принятие решений и являлись пытками, жестоким и бесчеловечным и унижающим его достоинство обращением, не указывали. При этом ничего не препятствовало Понкрашкину Ю.Л., также его защитнику привести письменно свои возражения по любым вопросам при реальном наличии каких-либо нарушений или при наличии предполагаемых, по мнению Понкрашкина Ю.Л., нарушений его прав, в частности в протокол от 15.10.2013 года ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела Понкрашкин Ю.Л. внес запись о необходимости прекращения уголовного дела в части незаконного сбыта наркотических средств, что, безусловно, документально и объективно подтверждает надуманность вышеназванных доводов Ю.Л. Понкрашкина. При этом, непосредственно в октябре - ноябре 2013 года, а также в последующем в 2014 - 2015 годах от Понкрашкина Ю.Л. жалоб или заявлений о, якобы, наличии вышеперечисленных обстоятельств также не поступало. В соответствии с журналом контроля за работой конвойных нарядов из СИЗО № 1 г. Красноярска в Сибирское ЛУ МВД России для проведения следственных действий и обратно в СИЗО № 1 г. Красноярска Понкрашкин Ю.Л. доставлялся ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Следственные действия с Понкрашкиным Ю.Л. проводились Принада Н.И. в следственной комнате СУ Сибирского ЛУ МВД России. Понкрашкин Ю.Л. в ходе проведения следственных действий в клетке не содержался, меры психологического и физического воздействия к нему не применялись. В процессе конвоирования и при осуществлении охраны на следственных действиях к нему психологическое воздействие и физический дискомфорт также не применялись. Все заявления от Понкрашкина Ю.Л. принимались и регистрировались, заявления о, якобы, применении к Понкрашкину Ю.Л. мер психологического воздействия при проведении следственных действий в Сибирском ЛУ МВД России не поступали. Конвоирование и охрана Понкрашкина Ю.Л. в установленные даты производились согласно установленным правилам. В период конвоирования Понкрашкин Ю.Л. с жалобами и заявлениями к полицейским конвоя и к старшему следователю СУ Сибирского ЛУ МВД России на отсутствие питания, прогулок и, якобы, содержание его в условиях, причиняющих ему дискомфорт и психологическое воздействие, не обращался. В соответствии со статьей 28 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» администрация мест содержания под стражей для обеспечения участия подозреваемых и обвиняемых в следственных действиях, в том числе по указанию следователя, обеспечивает прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения. Согласно требованиям пунктов 316-317 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 года № 140дсп, руководитель подразделения охраны и конвоирования при получении заявок следователей на конвоирование подозреваемых и обвиняемых для производства следственных действий за пределами изолятора временного содержания знакомится с порядком проведения данного процессуального действия и определяет условия обеспечения охраны подозреваемых и обвиняемых и подготовку конвоя к несению службы, при этом старший конвоя при обеспечении охраны подозреваемых и обвиняемых во время производства следственных действий: обеспечивает конвоирование подозреваемых и обвиняемых к месту производства следственных действий; осматривает помещение (помещения) или местность, где намечено проведение следственного действия; определяет по согласованию с лицом, производящим следственное действие, порядок охраны конвоируемых; применяет к подозреваемым и обвиняемым наручники при их перемещениях, обусловленных характером следственных действий, на неохраняемой местности и постоянно их сопровождает (оставлять подозреваемого или обвиняемого без постоянного надзора запрещается). Частью 4 статьи 164 УПК РФ установлено, что при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц. Соответственно, никаких особенных требований к местам проведения следственных действий Федеральным законом от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и приказом МВД России от 07.03.2016 № 140дсп не установлено и не предъявляется. То есть, проведение следственных действий с Ю.Л. Понкрашкиным в следственной комнате СУ Сибирского ЛУ МВД России (в условиях обычного служебного кабинета) права Ю.Л. Понкрашкина не нарушает и соответствует требованиям ст.ст. 46-47, 164 УПК РФ. Согласно пунктам 9 и 11 части 1 статьи 17 Федерального закона от 15.07.1995 года № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях, а также пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. В соответствии с пунктами 134, 155 и 161 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации (Минюста России) от 14.10.2015 № 189 (согласованных с Генеральной прокуратурой Российской Федерации): подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, в случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог воспользоваться ежедневной прогулкой, по его письменному заявлению ему предоставляется одна дополнительная прогулка установленной продолжительности; администрация следственного изолятора обеспечивает судьям, следователям доставку подозреваемых или обвиняемых по вызовам уполномоченных на то лиц; подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам, в случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком. Тем самым, вопросы предоставления подозреваемым и обвиняемым прогулок (проведение таких прогулок во время проведения следственных действий законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено) и обеспечения указанных лиц питанием на периоды участия в следственных действиях за пределами следственного изолятора относятся к компетенции (полномочиям) администрации СИЗО (в рассматриваемом случае - администрации СИЗО № 1 г. Красноярска), в связи с чем, выходят за рамки полномочий сотрудников Сибирского ЛУ МВД России и к их обязанностям не относятся (СИЗО № 1 г. Красноярска в систему органов внутренних дел не входит). Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ за № на имя начальника конвойной службы при СУ Сибирского ЛУ МВД России от Ю.Л. Понкрашкина поступило заявление с просьбой сообщить даты, в которые его доставляли в сентябре - октябре 2013 года к старшему следователю СУ Сибирского ЛУ МВД России подполковнику юстиции Принада Н.И. с одновременным указанием периода времени содержания Ю.Л. Понкрашкина в комнате следственных действий, а также количества иных лиц, доставленных в этот период на следственные действия вместе с ним. Согласно требованиям пунктов 139, 139.2, 139.2.1 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 № 707, ответ направляется гражданину в письменной форме или в форме электронного документа на официальном бланке и подписывается в территориальных органах на межрегиональном уровне (к которым относится Сибирское ЛУ МВД России) : на первое обращение - руководителем самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела. Согласно пунктам 12, 12.1 Положения о группе охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых полиции по охране общественного порядка Сибирского ЛУ МВД России, утвержденного приказом Сибирского ЛУ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № (подразделения с таким наименованием как «конвойная служба при СУ Сибирского ЛУ МВД России» в штатном расписании Сибирского ЛУ МВД России не имеется), непосредственным начальником ГОиКПиО Сибирского ЛУ МВД России является заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) Сибирского ЛУ МВД России (данная должность на основании приказа УТ МВД России по СФО от 14.08.2015 года № 253 является вышестоящей по отношению к должности начальника отдела в Сибирском ЛУ МВД России). Пунктом 25 Примерного перечня служебных сведений ограниченного распространения и документов, их содержащих, образующихся в деятельности органов внутренних дел, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, утвержденного приказом МВД России от 15.12.1997 № 825дсп (приложение № 2), к сведениям для служебного пользования отнесены сведения по организации охраны и конвоирования содержащихся под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц (что в полной мере корреспондирует положениям статьи 17 Федерального закона от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», не предоставляющей подозреваемым и обвиняемым право запроса таких сведений). ДД.ММ.ГГГГ № за подписью исполняющего обязанности руководителя ГОиКПиО Сибирского ЛУ МВД России ФИО1 обоснованно направлен ответ о том, что запрашиваемая информация не подлежит предоставлению, так как является информацией для служебного пользования. Рассмотрение Сибирским ЛУ МВД России в вышеприведенном порядке заявления Ю.Л. Понкрашкина от ДД.ММ.ГГГГ в полной мере соответствует судебной практике. Таким образом, из анализа вышеизложенных обстоятельств и положений приведенных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и МВД России, правовых актов УТ МВД России по СФО, Сибирского ЛУ МВД России, должностных регламентов сотрудников Сибирского ЛУ МВД России следует, что: при проведении охраны и конвоирования Ю.Л. Понкрашкина и проведении с ним следственных действий СУ Сибирского ЛУ МВД России ДД.ММ.ГГГГ в период с 10.00 час. до 18.00 час., ДД.ММ.ГГГГ в период с 10.00 час. до 18.00 час., ДД.ММ.ГГГГ в период с 10.00 час. до 19.00 час., ДД.ММ.ГГГГ в период с 10.00 час. до 20.00 час. и ДД.ММ.ГГГГ в период с 10.00 час. до 14.00 час. меры психологического и физического воздействия к нему не применялись, в клетке, в замкнутом пространстве, он не содержался, физический дискомфорт не испытывал, а также пыткам, жестокому и бесчеловечному и унижающему его достоинство обращению, не подвергался. Охрана, конвоирование Ю.Л. Понкрашкина и следственные действия с ним в указанные периоды времени проведены в полном соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и МВД России. Вопросы предоставления подозреваемым и обвиняемым прогулок и обеспечения указанных лиц питанием на периоды участия в следственных действиях за пределами следственного изолятора относятся к компетенции администрации СИЗО, в связи с чем выходят за рамки полномочий сотрудников Сибирского ЛУ МВД России и к их обязанностям не относятся, соответственно, нарушений прав Ю.Л. Понкрашкина сотрудниками Сибирского ЛУ МВД России по указанным обстоятельствам не допущено. Заявление Понкрашкина Ю.Л. от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено надлежащим образом с предоставлением обоснованного ответа от ДД.ММ.ГГГГ №, подписанного уполномоченным лицом, в установленный законом срок в тридцатидневный срок рассмотрения обращения с момента его регистрации. Действия сотрудников Сибирского ЛУ МВД России ФИО5., ФИО2, ФИО7, ФИО3 и ФИО4 при охране и конвоировании Ю.Л. Понкрашкина и проведении с ним следственных действий в установленные даты и периоды конвоирования, являлись последовательными, правомерными, своевременными, законными и обоснованными, направленными на раскрытие и расследование преступлений, предусмотренных ч. <данные изъяты> УК РФ, по уголовному делу №, законность которых объективно подтверждена неоднократными судебными постановлениями по различным жалобам Понкрашкина Ю.Л. и непосредственно обвинительным приговором Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ. Более того, в соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов возмещается за счет казны Российской Федерации в порядке, установленном законом. В силу норм статей 1069, 1070 ГК РФ ответчиком по данной категории дел является государство. Согласно положениям статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают надлежащие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Как предусмотрено пунктом 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ, обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069-1071 ГК РФ), возложена на Министерство финансов РФ. Исходя из вышеуказанных норм, Министерство финансов РФ не может являться надлежащим ответчиком при предъявлении исков вышеуказанной категории, а является только представителем Российской Федерации по этим искам, о чем неоднократно указывалось Верховным Судом РФ. Однако, Понкрашкиным Ю.Л. требования указанных материальных норм не выполнены, надлежащий ответчик по предъявленному иску правильно не определен. Процессуальный срок на обжалование действий сотрудников уголовно-исполнительной системы по вопросам предоставления подозреваемыми и обвиняемыми прогулок и обеспечения питанием на периоды участия в следственных действиях за пределами следственного изолятора, истцом пропущен, что также является основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю, третьего лица ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Плюхина Э.В., действующая на основании доверенностей, с иском не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление Понкрашкина Ю.Л. в которых указала, что в соответствии с п. 161 приказа №189 от 14.10.2005 г. «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», подозреваемые и обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действий за переделами СИЗО или в судебное заседание должны получать горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком. Просила Понкрашкину Ю.Л. в иске отказать.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому Панфилова И.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные представителем ответчика Сибирского ЛУ МВД России Соболевым А.Н..
Заслушав представителей ответчиков, третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу ст. 13 указанной Конвенции, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ст. 17).
В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно части первой статьи 1064 ГК РФ следует, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из содержания главы 59 ГК РФ следует, что для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава нарушения, включающего: незаконность действий (бездействия) гражданина, юридического лица; причинение вреда; причинно-следственную связь между неправомерными действиями (бездействием) и наступившими последствиями, вина причинителя. Для возложения ответственности на виновную сторону необходимо доказать всю совокупность, при отсутствии в действиях (бездействии) причинителя вреда хотя бы одного из элементов состава правонарушения, в иске должно быть отказано.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 150 ГК РФ нематериальные блага: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав.
Согласно ст. 12 ГПК РФ – гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. На основании ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, Понкрашкин Ю.Л. был привлечен в качестве обвиняемого ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу №, находящемуся в производстве ст. следователя СУ Сибирского ЛУ МВД России ФИО5
Приговором Советского района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, Понкрашкин Ю.Л. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. <данные изъяты> УК РФ, с назначением наказания, связанного с лишением свободы.
В соответствии с журналом контроля за работой конвойных нарядов из СИЗО № 1 г. Красноярска в Сибирское ЛУ МВД России для проведения следственных действий и обратно в СИЗО № 1 г. Красноярска Понкрашкин Ю.Л. доставлялся :
- ДД.ММ.ГГГГ (с 10.00 час. до 18.00 час.),
- ДД.ММ.ГГГГ (с 10.00 час. до 18.00 час.),
- ДД.ММ.ГГГГ (с 10.00 час. до 19.00 час.),
- ДД.ММ.ГГГГ ( с 10.00 час. до 20.00 час.)
- ДД.ММ.ГГГГ (с 10.00 час. до 14.00 час.).
Следственные действия с Понкрашкиным Ю.Л. проводились следователем ФИО5 в следственной комнате СУ Сибирского ЛУ МВД России: ДД.ММ.ГГГГ 11.35 час. – предъявление обвинения; с 12.20 час. до 13.00 час. – протокол допроса обвиняемого; ДД.ММ.ГГГГ – продление срока содержания под стражей в Советском районном суде г. Красноярска; уведомление об окончании следственных действий ДД.ММ.ГГГГ 12.40 час. до 12.45 час.; ознакомление с уголовным делом ДД.ММ.ГГГГ с 12.48 час. до 13.35 час.; ДД.ММ.ГГГГ с 11.50 час. до 16.55 час.
ДД.ММ.ГГГГ Врио начальника Сибирского ЛУ МВД России утверждено заключение служебной проверки по содержанию Понкрашкина Ю.Л., доставленного из ФКУ СИЗО-1 г. Красноярска в СУ Сибирского ЛУ МВД России: ДД.ММ.ГГГГ в период с 12.00 час. до 18.00 час.; ДД.ММ.ГГГГ с 12.20 час. до 18.30 час.; ДД.ММ.ГГГГ с 12.30 час. до 19.00 час.; ДД.ММ.ГГГГ с 11.50 час. до 20.00 час.; ДД.ММ.ГГГГ с 11.15. час. до 14.00 час.
В результате проверки действий сотрудников Сибирского ЛУ МВД России ФИО5, ФИО2, ФИО7, ФИО3, ФИО4 признаны правомерными, законными, обоснованными и направленными на раскрытие и расследование предусмотренных ч. <данные изъяты> УК РФ, по уголовному делу №. А также установлено, что меры психологического и физического воздействия к Понкрашкину Ю.Л. не применялись, жестокому обращению, унижающему бесчеловечному он не подвергался. Перечисленные выше сотрудники проявляли к Понкрашкину Ю.Л. уважение, вежливость и корректность в обращении. Заявление Понкрашкина Ю.Л. от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено в соответствии с приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Так, следователем ФИО5, страшим полицейским конвоя ФИО7, полицейскими конвоя ФИО4о., ФИО3 в объяснениях начальнику Сибирского ЛУ МВД России было указано о том, что в ходе проведения следственных действий в следственной комнате, Понкрашкин Ю.Л. в клетке не содержался; питанием на время проведения следственных действий в Сибирском ЛУ МВД России обеспечивался СИЗО №1. С жалобами на отсутствие питания и прогулок Понкрашкин Л.Ю. не обращался.
Постановлением Красноярского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении жалобы Понкрашкина Ю.Л. о незаконности действий сотрудников Сибирского ЛУ МВД России при расследовании в отношении него уголовного дела № отказано.
ДД.ММ.ГГГГ ст. следователем Красноярского следственного отдела на транспорте Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Сибирского ЛУ МВД России ФИО8, ФИО9 при расследовании уголовного дела № по <данные изъяты> УК РФ (превышение должностных полномочий).
Между тем, на оперативном совещании № проведенном зам. начальника Сибирского ЛУ МВД России ФИО10, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт совершения старшим конвоя ГО и КПО Сибирского ЛУ МВД России ФИО2 дисциплинарного проступка, выразившегося в неполучении питания (сухого пайка) на обвиняемого Понкрашкина Ю.Л.. В ввиду истечения 6-ти месяцев со дня совершения проступка, нарушение принято к сведению.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Согласно ст. 28 указанного выше закона - администрация мест содержания под стражей по указанию следователя, лица, производящего дознание, или суда (судьи) обеспечивает прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях (п. 9); на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (п. 10); пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа (п. 11).
Как следует из ст. 22 указанного Закона - подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Приказом МЮ РФ от 14.10.2005 года N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС, в соответствии с которыми, в СИЗО приказом СИЗО устанавливается распорядок дня, разработанный на основе примерного распорядка дня (приложение N 4), с учетом наполняемости СИЗО, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств.
Распорядок дня включает в себя время подъема, отбоя, приема пищи, участия в следственных действиях и судебных заседаниях, прогулок и т.д. Предусматривается время для непрерывного восьмичасового сна подозреваемых и обвиняемых.
Подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. В случае, если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог воспользоваться ежедневной прогулкой, по его письменному заявлению ему предоставляется одна дополнительная прогулка установленной продолжительности.
Администрация СИЗО обеспечивает судьям, прокурорам, следователям, лицам, производящим дознание, а также адвокатам и иным лицам, участвующим в следственных или судебных действиях, беспрепятственное посещение СИЗО в рабочее время и доставку подозреваемых или обвиняемых по вызовам уполномоченных на то лиц.
Освобождение подозреваемых и обвиняемых от участия в следственных действиях и судебных заседаниях осуществляется на основаниях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (п. 155).
Запрещается вывод подозреваемых и обвиняемых из камер на свидание, а также по вызовам в период сдачи-приема дежурства дежурными сменами (не более одного часа), во время приема пищи (завтрак, обед, ужин) согласно распорядку дня, а также в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра следующего дня), за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. В указанное время подозреваемые и обвиняемые, выведенные по вызовам, должны быть возвращены в камеры (п. 157).
Подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком. Они должны быть одеты по сезону, иметь опрятный внешний вид (п. 161).
Правилами установлен примерный распорядок дня подозреваемых и обвиняемых: Подъем - 6:00. Туалет, заправка коек - с 6:00 до 7:00. Завтрак - с 7:00 до 8:00. Утренний осмотр (проверка) - с 8:00 до 10:00. Участие в следственных действиях и судебных заседаниях - с 9:00 до 13:00. Прогулка - с 9:00 до 13:00. Обеденный перерыв - с 13:00 до 14:00. Участие в следственных действиях и судебных заседаниях - с 14:00 до 18:00. Прогулка - с 14:00 до 18:00. Ужин - с 18:00 до 19:00. Подготовка ко сну - с 21:30 до 22:00. Сон (непрерывный) - с 22:00 до 6:00.
С учетом примечания распорядок дня составляется в каждом СИЗО исходя из его наполняемости, местных условий, продолжительности светового дня, времени года и других обстоятельств (п. 1). Подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа (п. 2). Непрерывный сон подозреваемых и обвиняемых менее 8 часов не допускается (п. 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205 утверждена норма питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, на мирное время (пункт 2).
Во исполнение данного Постановления в период спорных отношений Министерством юстиции Российской Федерации Приказом от 2 августа 2005 г. N 125 (действующим до 19.03.2016 г.) утверждена норма индивидуального рациона питания для осужденных к лишению свободы, а также для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при их этапировании, нахождении в судах. По данной норме обеспечивают указанные контингенты в случае, когда приготовление пищи из продуктов основных норм питания не представляется возможным. Для гидратации концентратов первых и вторых обеденных блюд, входящих в состав данной нормы, приготовления чая довольствующиеся при приеме пищи обеспечиваются горячей водой (приложение 6).
Таким образом, в соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189, принятыми на основании и во исполнение требований УИК РФ, Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ и Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 г. N 5473-1, подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (п. 44 Правил). В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком (п. 161 Правил).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что отбыв из СИЗО-1 г. Красноярска в Сибирского ЛУ МВД России ДД.ММ.ГГГГ Понкрашкин Ю.Л. до своего возвращения в СИЗО-1 не был обеспечен ни горячим питанием, ни сухим пайком. Тем самым было нарушено право истца на получение бесплатно трехразового питания по установленным нормам.
Доказательств того, что Понкрашкин Ю.Л. ДД.ММ.ГГГГ в обеденное время (с 13.00 час. до 14.00 час.) и во время ужина (с 18.00 час. до 19.00 час.) обеспечивался ответчиками питанием, материалы дела не содержат, соответственно факт нарушения неимущественного права истца на получение бесплатного трехразового питания, достаточного для поддержания здоровья и сил подтвержден.
При этом, доказательств того, что Понкрашкин Ю.Л. при проведении следственных действий в спорный период содержался в металлической клетке, совместно с иными обвиняемыми, материалы дела не содержат.
Напротив, из справки начальника отделения охраны общественного порядка Сибирского ЛУ МВД России, следует, что в своей структуре Сибирское ЛУ МВД России изолятор временного содержания не имеет, соответственно в управлении отсутствуют специально оборудованные камеры, в которых можно содержать специальный контингент (подозреваемых, обвиняемых). При доставлении в следственное управление подозреваемых (обвиняемых), либо лиц, подвергнутых аресту, следственные действия проводятся в служебных кабинетах в присутствии наряда конвоя группы охраны и конвоирования (ГОиКПиО) Сибирского ЛУ МВД России.
То обстоятельство, что Понкрашкин Ю.Л. по причине доставления его Сибирское ЛУ МВД России в установленное время не смог воспользоваться ежедневной прогулкой, как таковое, не свидетельствует о нарушении его права, повлекшего нравственные и физические страдания, поскольку действующим законодательством установлен порядок разрешения данного вопроса при возникновении такой ситуации заявительного характера. А именно за Понкрашкиным Ю.Л. сохраняется право предоставления дополнительной прогулки установленной продолжительности по его письменному заявлению.
ДД.ММ.ГГГГ Понкрашкин Ю.Л. направил в адрес начальника конвойной службы СУ Сибирского ЛУ МВД России заявление, в котором просил сообщить даты (время) его доставления в СУ Сибирского ЛУ МВД России к следователю ФИО5, а также общую информацию о количестве доставленных лиц.
В ответ на обращение, в установленный законом 30-ти дневный срок, ДД.ММ.ГГГГ Понкрашкину Ю.Л. направлен ответ за подписью врио начальника полиции ФИО1, в котором истцу было сообщено, что запрашиваемая информация не подлежит представлению, так как является информацией для служебного пользования.
ДД.ММ.ГГГГ запрашиваемая истцом информация в части касающейся непосредственно истца, а именно перечень дат и времени доставления Понкрашкина Ю.Л. из СИЗО-1 г. Красноярска в СУ Сибирского ЛУ МВД России была предоставлена дополнительно, что не оспаривалось истцом.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, в государственные органы и их должностным лицам, в иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу ст. 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии с положениями ст. 12 письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Как указывает истец в исковом заявлении, в связи с тем, что ему фактически было отказано в предоставлении информации на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ, это доставило ему нравственные переживания и отразилось на его психическом здоровье, а также им были затрачены средства на приобретение канцелярских принадлежностей, для осуществления переписки с органом прокуратуры, а также с органом, нарушившим закон.
При этом, доказательств того, что в связи с получением неполного ответа на обращение, истец претерпевал нравственные и физические страдания, суду не представлено. В связи с чем, суд не находит оснований для взыскания компенсации морального вреда по указанному факту. При этом суд учитывает, что впоследствии истец получил исчерпывающий ответ на свое обращение.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено нарушение прав истца, выразившееся в необеспечении его питанием при отбытии из СИЗО-1 г. Красноярска в Сибирское ЛУ МВД России и обратно в ДД.ММ.ГГГГ
В связи с чем, суд находит требования истца обоснованными в данной части, что является основанием для компенсации морального вреда за данное нарушение прав истца, причиненного ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, не представившем истцу питание при направлении его на следственные действия в указанные выше даты..
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, применительно к рассматриваемому спору, главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Подпункт 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Таким образом, по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов власти, предъявляемым к Российской Федерации, от ее имени в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно подпункту 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
С учетом вышеприведенных положений законодательства, надлежащим ответчиком по требованиям Понкрашкина Ю.Л. о компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю будет являться ФСИН России.
В силу п. 2 ст. 151, п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Поскольку в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт нарушений условий содержания Понкрашкина Ю.Л., не отвечающим требованиям Федерального закона N 103-ФЗ от 15.07.1995 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", выразившихся в не предоставлении питания, он имеет право на компенсацию морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер и объем нарушений прав истца, требования разумности и справедливости, и с учетом этого считает достаточным размер компенсации морального вреда в сумме 3000 руб.
Доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности - 3 месяца, суд находит несостоятельными, с учетом предмета спора ( компенсация морального вреда), на который исковая давность не распространяется.
Поскольку ГУФСИН России по Красноярскому краю, Сибирское управление МВД России на транспорте, МВД России, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Красноярскому краю не являются надлежащими ответчиками по данному делу, требования о взыскании компенсации морального вреда к данным ответчикам удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Понкрашкина Юрия Леонидовича удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации в пользу Понкрашкина Юрия Леонидовича компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
В удовлетворении требований к ГУФСИН России по Красноярскому краю, Сибирскому управлению МВД России на транспорте, МВД России, Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Красноярскому краю о компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий : Л.В. Панченко
Решение изготовлено в полном объеме 08 сентября 2017 года.