Дело № 2-2354/2022
55RS0007-01-2022-002638-41
Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
31 августа 2022 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Казанцевой Н.А., при секретаре судебного заседания Алексанян Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному управлению Росимущества в <адрес>, департаменту имущественных отношений Администрации <адрес>, департаменту жилищной политики Администрации <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес>, Министерству обороны России, ФГАУ "Росжилкомплекс", департаменту военного имущества Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с названным иском, в обосновании требований указав, что он и третьи лица ФИО8 и ФИО9 проживают по адресу: <адрес> войск, <адрес>, на основании ордера, выданного ДД.ММ.ГГГГ по решению исполкома Октябрьского райсовета, выданного истцу. ФИО1 желает воспользоваться правом приватизировать указанную квартиру в собственность. На момент получения ордера спорное жилое помещение находилось на территории Военного городка. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р военный городок № в <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных сил РФ. Истец обратился в департамент жилищной политики Администрации <адрес> с заявлением о заключении договора социального найма, ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ о том, что жилое помещение в реестре муниципального имущества не значится, кроме того, из данных Министерством имущественных отношений <адрес> и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> ответов – жилое помещение не числится в реестрах как областного, так и федерального имущества, в связи с чем, отсутствуют основания для заключения договора социального найма и договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан, что нарушает право истца на приобретение в собственность жилого помещения в порядке приватизации. Спорный объект вышел из федеральной собственности, но не был включен в реестр собственности муниципальных органов. Также указав, что жилое помещение по адресу: <адрес> войск, <адрес>, состоит на кадастровом учете, данных о зарегистрированных правах или обременениях на квартиру отсутствуют, указанная квартира отсутствует на учете ведомств, статуса служебного помещения квартира не имеет, истец и члены его семьи, непрерывно проживают по вышеуказанному адресу. Ордер, выданный истцу, содержит старый адрес квартиры: <адрес>, на основании постановления Главы городского самоуправления Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О присвоении безымянной улице в <адрес> ЦАО названия «40 лет Ракетных войск». Просит признать за истцом право собственности в порядке приватизации на квартиру с кадастровым номером 55:36:000000:34181, общей площадью 41,7 кв.м., по адресу: <адрес> войск, <адрес>(том 1 л.д. 6-9).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен ФИО1 (том 1 л.д. 2-3).
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Министерство обороны, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны (том 1 л.д. 90-91).
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФГАУ «Росжилкомплекс», Департамент военного имущества Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России (том 1 л.д. 187-188).
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что спорная квартира была предоставлена ему на состав семьи 4 человека в 1992 году в качестве служебного жилья как работнику Военной части 77112. Ему сказали, что он поживет в ней 8 лет и потом предоставят квартиру в <адрес>. Истец проработал до 2000 года, затем уволился с Военной части. До настоящее времени истец продолжает проживать в указанном помещении, нести расходы. С требованиями об освобождении занимаемой квартиры к истцу никто не обращался. В квартире проживает он и его сын, бывшая жена приезжает, осуществляет за истцом уход. Просил иск удовлетворить.
Представитель истца ФИО5, допущенная судом по устному ходатайству истца, в судебном заседании поддержала исковые требования, дополнительно пояснила, что спорная квартира исключена из реестра имущества Минобороны РФ, является муниципальной, все сроки приобретательной давности прошли. Просила иск удовлетворить.
Третьи лица ФИО8 и ФИО9 в судебном заседании не возражали против удовлетворения требований истца, суду пояснили, что от участия в приватизации отказываются в пользу истца, на спорное жилое помещение не претендуют (том 1 л.д. 61-62).
Ответчики ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, департамент военного имущества Министерства обороны РФ, ФГАУ "Росжилкомплекс", Министерство обороны РФ, ТУ Росимущества в <адрес>, департамент имущественных отношений Администрации <адрес>, департамент жилищной политики Администрации <адрес>, Министерство имущественных отношений <адрес> в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще (том 1 л.д. 230-232,236-240,243,266-268).
Ответчик ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя (том 2 л.д. 1).
Представителя третьих лиц Управление Росреестра по <адрес>, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерство обороны РФ, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены (том 1 л.д. 233,239).
Третье лицо ФИО1, надлежаще извещенный (том 1 л.д. 241), в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, указал, что не возражает против удовлетворения требований истца, отказался от участия в приватизации, оформлении доли в праве собственности на спорное жилое помещение (том 1 л.д. 60).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции РФ. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающихся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).
В соответствии со статьей 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.
Согласно статье 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ» (с изменениями) каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу статьи 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Исходя из изложенного следует, что право на приобретение в собственность в порядке приватизации бесплатно жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации своего права.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдан ордер на жилое помещение № по адресу: <адрес> на состав семьи: ФИО1 (глава семьи), ФИО9 (жена), ФИО8 и ФИО1 (сыновья) (том 1 л.д. 14).
В соответствии с постановлением Главы городского самоуправления (Мэра) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О присвоении безымянной улице в <адрес> ЦАО названия «<адрес>» (том 1 л.д. 19).
Согласно выписки из ЕГРН, отсутствуют сведения об отнесении жилого помещения – квартиры площадью 41.7 кв.м, с кадастровым номером № к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования (том 1 л.д. 54-55).
Кроме того, в справке, выданной БТИ <адрес> указано об отсутствии сведений о зарегистрированных правах и об обременении объекта недвижимости по адресу: <адрес> войск, <адрес> (том 1 л.д. 15).
Из копии лицевого счета следует, что по адресу: <адрес> войск, <адрес> зарегистрированы ФИО1 (истец), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения выписан ДД.ММ.ГГГГ, тип квартиры – служебная (том 1 л.д. 59).
Факт регистрации истца ФИО1 по указанному адресу подтверждается представленной в материалы дела копией паспорта (том 1 л.д. 21).
Кроме того, ФИО1, ФИО8, ФИО9 право бесплатной приватизации жилого помещения на территории <адрес> не использовали, что подтверждается справками БТИ <адрес> (том 1 л.д. 16-18).
Истец ФИО1 является собственником нежилого помещения, площадью 33.2 кв.м., местоположение: <адрес>, ГСК <данные изъяты>, бокс 210 (том 1 л.д. 49).
Третье лицо ФИО9 является собственником нежилого помещения, площадью 34,6 кв.м., местоположение: <адрес>, ГСК <данные изъяты>, бокс 395, а также на основании свидетельства о праве на наследство по закону жилого помещения – квартиры площадью 44,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>Е, <адрес> (том 1 л.д. 50-51).
Третьи лица ФИО1 является собственником жилого помещения – квартиры площадью 44.1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 52), ФИО8 – жилого помещения – квартиры площадью 45 кв.м. в общей совместной собственности, расположенной по адресу: <адрес>Д, <адрес> (том 1 л.д. 53).
Как следует из материалов дела, департамент имущественных отношений Администрации <адрес> в ответе на обращение истца ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ указал на то, что <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>, в реестре муниципального имущества <адрес> (муниципального образования <адрес>), не значится (том 1 л.д. 73).
Из ответа департамента жилищной политики Администрации <адрес> на обращение истца ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> войск, <адрес> следует, что в соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации <адрес>, утвержденным Решением Омского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, департамент имущественных отношений ведет реестр муниципального имущества <адрес>. Согласно письму департамента, указанное жилое помещение в реестре муниципального имущества <адрес> не значится, что является основанием для отказа в заключении договора социального найма спорного жилого помещения (том 1 л.д. 71-72).
Кроме того по сведениям департамента жилищной политики Администрации <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, договоры социального найма с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не заключались, решения о предоставлении им муниципальных жилых помещений на условиях договоров социального найма и найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда <адрес> не принимались. На учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не состоят, однако ДД.ММ.ГГГГ поступило письменное обращение ФИО1 в лице уполномоченного представителя ФИО6, действующей по доверенности о заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> войск, <адрес>, в заключении которого было отказано (том 1 л.д. 70-71).
Не согласившись с решением ответчика департамента жилищной политики Администрации <адрес>, истец ФИО1 обратился с иском в суд, указав в обоснование на то, что право бесплатной приватизации не использовал, спорное жилое помещение состоит на кадастровом учете, данные о зарегистрированных правах или обременениях на жилое помещение отсутствует, разрешая которые, суд исходит из следующего.
В силу пунктов 1, 3 статьи 125, пункта 3 статьи 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» определено, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
С ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, где закреплены общие положения, регулирующие отношения, связанные с пользованием служебными жилыми помещениями, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения (п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации),
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ, прекращено право оперативного управления Войсковой части 62682 (57 эксплуатационно-техническая комендатура) Ракетных войск стратегического назначения на относящееся к федеральной собственности имущество. Имущество, в том числе <адрес> войск в <адрес> передана в собственность муниципального образования <адрес> (том 1 л.д. 123-131).
По информации филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс», в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ФГКУ «Центррегионжилье» с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано путем присоединения к ФГАУ «Росжилкомплекс». Спорное жилое помещение является собственностью РФ, закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» приказом Директора Департамента военного имущества Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ №, отнесено к специализированному жилищному фонду Минобороны России и было предоставлено истцу ФИО1 и членам его семьи на основании служебного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. В едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания, информация в отношении истца отсутствует (том 1 л.д. 134-135).
ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России по запросу суда предоставило информацию, из которой следует, что в соответствии с передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> войск (<адрес>, передано ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, и согласно приказу Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № все права и обязанности перешли к правопреемнику Омской КЭЧ района – ФГУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ. Согласно приказу Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ФГАУ «Росжилкомплекс» является уполномоченной некоммерческой организацией по решению вопроса о выделении жилых помещений военнослужащим (том 1 л.д. 143-144).
В соответствии с приказом Директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ закреплено недвижимое имущество - квартира по адресу: <адрес> войск, <адрес>. Также указано о необходимости обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ и права оперативного управления ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры «комплекса)» Министерства обороны РФ, внести изменения в реестр федерального имущества. Контроль возложить на департамент военного имущества Министерства обороны РФ (том 1 л.д. 103-106).
Из представленного по запросу суда ответа Территориального отдела «Омский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» следует, что основанием для заселения ФИО1 и членов его семьи в жилое помещение по адресу: <адрес> войск, <адрес> является ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, и согласно приказу Директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> войск, <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» (том 1 л.д. 102).
Согласно ответу Министерства обороны РФ, в связи с прохождением ФИО1 военной службы на основании договора найма специализированного жилого помещения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между начальником отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» и нанимателем, предоставлено служебное жилое помещение общей площадью 45,6 кв.м. по адресу: <адрес> войск, <адрес>. По сведениям реестра недвижимого имущества Вооруженных сил РФ, указанное служебное жилое помещение принадлежит на праве собственности РФ в лице Минобороны России. Сведениями об увольнении ФИО1 с военной службы департамент не располагает, информация о состоянии ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на жилищном учете, об обеспечении иными жилыми помещениями в департаменте отсутствует (том 1 л.д. 224), также в настоящее время ФГАУ «Росжилкомплекс» проводятся мероприятия по регистрации права собственности и права оперативного управления в отношении жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес> войск, <адрес> (том 1 л.д. 250).
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № при рассмотрении заявления департамента имущественных отношений Администрации <адрес> о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, требования удовлетворены, признано недействительным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Войсковой частью № (57 эксплуатационно-техническая комендатура) Ракетных войск стратегического назначения, в собственность муниципального образования <адрес>», в связи с его несоответствием ч. 11 ст. 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ (том 1 л.д. 246-248).
Таким образом, до настоящего времени рассматриваемое жилое помещение находится в федеральной собственности Минобороны России, поскольку вышеуказанным решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № №, распоряжение ТУФА по <адрес> о передаче имущества в муниципальную собственность признано недействительным.
При этом, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ Минобороны России в отношении жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес> войск, <адрес>, в настоящее время ФГАУ «Росжилкомплекс» проводятся мероприятия по регистрации права собственности и права оперативного управления (том 1 л.д. 250).
Также суд учитывает, что ФИО1 было предоставленно именно служебное жилое помещение, о чем свидетельствует отметка в служебном ордере на жилое помещение, а также информацией ответчиков и третьих лиц о предоставлении ФИО1 служебного жилого помещения общей площадью 45,6 кв.м., расположенного поадресу: <адрес> войск, <адрес> (том 1 л.д. 14, 216-217,224).
Доказательств перевода помещения из служебного истцом не представлено и судом не добыто. В связи с чем, в силу ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № указанное служебное жилое помещение приватизации не подлежит.
С учетом установленных фактических обстоятельств по делу, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Территориальному управлению Росимущества в <адрес>, департаменту имущественных отношений Администрации <адрес>, департаменту жилищной политики Администрации <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес>, Министерству обороны России, ФГАУ "Росжилкомплекс", департаменту военного имущества Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Казанцева
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.