Решение по делу № 33а-5449/2019 от 30.04.2019

Дело №33а – 5449/2019

Судья Новикова Н.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июня 2019 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Никитиной Т.А.

Судей Поповой Н.В., Коротаевой О.А.

При секретаре Рогатневой А.Н.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления имущественных отношений администрации города Соликамска на решение Соликамского городского суда Пермского края от 14 марта 2019 года, которым постановлено:

«Признать незаконным решение Управления имущественных отношений администрации города Соликамска, выраженное в ответе на заявление от 23.11.2018 г. № СЭД-153-014-01-15б-143 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****.

Обязать Управление имущественных отношений администрации города Соликамска рассмотреть заявление Сучкова Алексея Васильевича в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 39.20, ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации».

Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., изучив материалы дела, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Административный истец Сучков А.В. обратился в Соликамский городской суд Пермского края указывая, что 18 октября 2018 г. он обратился в Управление имущественных отношений администрации г.Соликамска Пермского края с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 1765 кв.м. с кадастровым номером **, с разрешенным использованием: ведение личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: ****, в порядке ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Письмом № СЭД-153-014-01-15б-143 от 23.11.2018 г. административному истцу отказано в предоставлении вышеуказанного участка в порядке ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Решение Управления имущественных отношений администрации города Соликамска административный истец считает незаконным, поскольку на ранее предоставленном ему на праве аренды земельном участке построил здание гаража, право собственности, на который было зарегистрировано в установленном порядке Управлением Росреестра по Пермскому краю.

Административный истец просит признать незаконным решение Управления имущественных отношений администрации города Соликамска Пермского края, выраженное в ответе не заявление, от 23.11.2018 г. № СЭД-153-014-01-15б-143 об отказе в предоставлении Сучкову Алексею Васильевичу в собственность земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****. Обязать Управление имущественных отношений администрации г.Соликамска Пермского края рассмотреть заявление административного истца в соответствии с требованиями ч.1 ст.39.20, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Управление имущественных отношений администрации города Соликамска, считает его незаконным, поскольку вывод суда о том, что решение управления является незаконным по причине его недостаточной обоснованности, является неправомерным. Суть письма является понятной, отражение номера статьи является формальным обстоятельством.

Из административного искового заявления не следует, что административному истцу не ясна суть ответа. В отзыве, и в судебном заседании давались пояснения на нормы действующего законодательства.

В судебное заседание представитель администрации города Соликамска Пермского края не явился, извещался, в письменном ходатайстве просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.

Представитель управления имущественных отношений администрации города Соликамска Пермского края в судебное заседание не явился, извещался, в письменном ходатайстве просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.

Сучков А.В. в судебное заседание не явился, извещался посредством СМС – извещения, которое ему доставлено 08.05.2019.

Изучив материалы дела в соответствии с положением статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 15.02.2018 года между муниципальным казенным учреждением «Управление имущественных и земельных отношений Соликамского муниципального района Пермского края» и Сучковым А.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером ** общей площадью 1765 кв.м., целевое использование для ведения личного подсобного хозяйства. Договор аренды заключен на срок с 15.02.2018 по 14.02.2038г./л.д.8/.

Согласно представленной в материалы дела Выписке из Единого государственного реестра недвижимости 15.10.2018 на основании представленных документов оснований: Технический план здания от 02.10.2018, договор аренды земельного участка от 15.02.2018 за Сучковым А.В. на земельном участке с кадастровым номером ** зарегистрирован объект недвижимости – гараж /л.д.15/.

На заявление Сучкова А.В. от 18.10.2018 года № СЭД – 153-014-01-15а-256 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1765 кв.м. с кадастровым номером **, администрация города Соликамска указала, что данное заявление не подлежит удовлетворению, поскольку испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства, категорию земель – земли населенных пунктов.

При этом указано, что на земельном участке, который административный истец просит в собственность находится нежилое здание - гараж, площадью 20,2 кв.м. на который административным истцом зарегистрировано право собственности, о чем имеется запись в Едином государственном реестре недвижимости.

Возведенный объект (гараж) не соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером и не имеет самостоятельного функционального значения для использования земельного участка для ведения ЛПХ.

Также указано, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости не может повлечь возникновение права на приобретение земельного участка предоставленного в аренду под ЛПХ, следовательно не может являться основанием для передачи земельного участка с кадастровым номером ** Сучкову А.В. в собственность по основаниям статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации/л.д.17,18/.

Признавая указанный выше отказ незаконным суд первой инстанции исходил из того, что основания для отказа в предоставлении земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности без торгов, предусмотрены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем оспариваемый ответ административного ответчика таких оснований не содержит и не основывается на статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия не может согласиться с изложенными выше выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Из содержания указанного положения статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что заявленное в ней право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приобретение земельного участка, занятого соответствующим объектом недвижимости.

По смыслу приведенных норм, возникновение исключительного права зависит от достижения той цели, для которой земельный участок предоставлялся лицу. Земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.

В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство представляет собой форму непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно статье 4 данного закона (пункты 1 - 2) для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В статье 6 данного закона закреплено, что для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка относится к числу его важнейших характеристик, поскольку совместно с целевым назначением (категорией) земель, на которых земельный участок сформирован, определяет его правовой режим, от которого зависит, как земельный участок предоставляется пользователям, как он может пользоваться и в каких пределах им можно распоряжаться.

Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

Спорные земельные участки имеют основной вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, и в аренду они предоставлены также с данной целью.

Согласно ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации здания, строения и сооружения являются объектами капитального строительства.

В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации право использования объекта капитального строительства возникает после ввода объекта в эксплуатацию.

Административным истцом не представлено доказательств возведения на спорном земельном участке строения основного назначения для такого вида разрешенного использования как ведение личного подсобного хозяйства на землях населённых пунктов.

Согласно справке ИСОГД от 06.03.2019 № СЭД - 153-018-01-13б-351 выданной КАиг администрации г. Соликамска, Правил землепользования и застройки Тохтуевского сельского поселения, земельный участок с кадастровым номером ** расположен в зоне Ж-3 (Зона застройки малоэтажными жилыми домами) гараж, как хозяйственная, бытовая постройка относится к вспомогательным видам использования, а значит его эксплуатация допустима только в качестве дополнительного, по отношению, к основному виду разрешенного использования.

В соответствии с положением пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Учитывая изложенное выше, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение об отказе в предоставлении Сучкову А.В. земельного участка по заявленным им основаниям, вопреки выводам суда первой инстанции является обоснованным и соответствует требованиям пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положением пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку с учетом вида объекта возведенного на земельном участке, условия приобретения земельного участка выполнены не были, в связи с чем Сучков А.В., при заявленных обстоятельствах, не может быть признан лицом имеющим право на приобретение земельного участка без проведения торгов.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, с вынесением по делу нового решение, об отказе Сучкову А.В. в удовлетворении требования о признании незаконным решения Управления имущественных отношений администрации города Соликамска Пермского края, выраженное в ответе от 23.11.2018 № СЭД – 153 – 014 – 01 -15б - 143, возложении обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Соликамского городского суда Пермского края от 14 марта 2019 года отменить, принять по делу новое решение. Отказать Сучкову Алексею Васильевичу в удовлетворении требований о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность выраженного в ответе от 23.11.2018 № СЭД – 153 – 014 – 01 -15б - 143, возложении обязанности.

Председательствующий

Судьи

33а-5449/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Сучков Алексей Васильевич
Ответчики
Управление имущественных отношений администрации города Соликамска
Другие
Администрация города Соликамска Пермского края
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Никитина Татьяна Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Передано в экспедицию
10.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее