Решение по делу № 1-306/2024 от 24.04.2024

К делу № 1-306/2024

61RS0022-01-2024-003261-72

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Таганрог                               15 июля 2024 г.

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Злобина Д.Л.,

при секретаре судебного заседания – Кривенко Д.В.,

с участием: государственного обвинителя - военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа Коломиец А.С.,

защитника подсудимого - адвоката Каленской Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке материалы уголовного дела в отношении:

Агапова Л.Ф., <данные изъяты>, не судимой,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Агапова Л.Ф. обвиняется в совершении мошенничества, то есть хищении чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, с использованием служебного положения, в особо крупном размере, организованной группой с лицами, уголовное дело в отношении которых выделено в отдельное производство, далее по тексту Участником №1 и Участником №2, при поставке изделий «тара». Агапова Л.Ф. родилась <дата> в <адрес>, гражданка Российской Федерации, к уголовной ответственности не привлекалась, на учете у врачей нарколога и психиатра не состоит. В 1987 г. Агапова Л.Ф. закончила Харьковский инженерно-экономический институт по специальности «экономика и организация машиностроительной промышленности».

В период с 20.07.2012 по 14.01.2022 Агапова Л.Ф. на основании трудовых договоров от 20.07.2012 № 459-2/2012, от 18.12.2017 № 459-3/2017 и от 03.08.2020 № 1429/2020, заключенных Агаповой Л.Ф. с генеральным директором ООО «Звезда-Стрела», а также приказов генерального директора ООО «Звезда-Стрела» от 20.07.2012 № 135-п и от 03.08.2020 № 27-п, занимала должность начальника планово-экономического отдела ООО «Звезда-Стрела». В соответствии с приказом от 14.01.2022 № 1-у Агапова Л.Ф. с указанного числа уволена из АО «Звезда-Стрела».

Должностные обязанности Агаповой Л.Ф. определены трудовыми договорами, а также должностной инструкцией начальника планово-экономического отдела, утвержденной генеральным директором АО «Звезда-Стрела» 01.08.2012, в соответствии с которыми на нее было возложено руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, подготовка проектов текущих планов подразделениями предприятия по всем видам деятельности в соответствии с заказами потребителей продукции и заключенными договорами, а также обоснований и расчетов к ним.

На основании трудовых договоров, действовавших с 12.08.2013 по 12.08.2016, с 13.08.2016 по 13.08.2019, с 14.08.2019 по 14.08.2022, заключенных между Участником №1 и председателем общего собрания участников ООО «Звезда-Стрела», и в соответствии с приказами генерального директора ООО «Звезда-Стрела» № 53-п от 12.08.2013, № 33-П от 12.08.2016 и № 25П от 29.07.2019, Участник №1 исполнял обязанности генерального директора ООО «Звезда-Стрела». 30.03.2021 деятельность ООО «Звезда-Стрела» прекращена путем реорганизации в форме преобразования в АО «Звезда-Стрела».

С указанного числа в соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 30.03.2021 к трудовому договору, действовавшему в период с 14.08.2019 по 14.08.2022, и трудовым договором, действующим с 15.08.2022, заключенными между Участником №1 и председателем совета директоров АО «Звезда-Стрела», и приказом генерального директора АО «Звезда-Стрела» № 30-П от 15.08.2022, Участник №1 до настоящего времени исполняет обязанности генерального директора АО «Звезда-Стрела».

В соответствии со ст. 21 Устава ООО «Звезда-Стрела» (в редакции от 05.11.2014) и ст. 16 Устава АО «Звезда-Стрела» от 26.06.2017, условиями указанных трудовых договоров Участник №1 является единоличным исполнительным органом общества и осуществляет текущее руководство деятельностью общества, решает вопросы его деятельности, без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки и распоряжается имуществом общества в пределах, установленных общим собранием участников общества, уставом общества и действующим законодательством, распоряжается денежными средствами общества с правом первой подписи на финансовых документах, заключает договоры и совершает иные сделки, утверждает договорные тарифы на услуги и продукцию общества, принимает решения по другим вопросам, связанным с текущей деятельностью общества.

В период с 14.04.2014 по 18.10.2018 на основании трудового договора от 14.04.2014 № 1208/2014, заключённого между Участником №2 и генеральным директором ООО «Звезда-Стрела» Участником №1, а также приказов генерального директора ООО «Звезда-Стрела» № 20-П от 14.04.2014 и № 12-пр от 01.09.2015, Участник №2 последовательно занимал должности заместителя генерального директора ООО «Звезда-Стрела» по экономике и финансам и начальника коммерческого управления. В соответствии с приказом от 18.10.2018 № 24-у Участник №2 с указанного числа уволен из ООО «Звезда-Стрела».

В соответствии с условиями дополнительного соглашения от 01.09.2015 к трудовому договору от 14.04.2014 № 1208/2014 на Участника №1 возлагалось обеспечение выполнения договорных обязательств по поставкам продукции, проведение мероприятий по согласованию цен, оформление необходимой отчетности, осуществление внутреннего аудита управленческой и бухгалтерской отчетности общества, проверка ее полноты, обоснованности и достоверности, предоставление генеральному директору общества обоснованных данных о состоянии производственно-хозяйственной и финансовой дисциплины в организации, об эффективности хозяйственных операций в целях уменьшения затрат и повышения доходности.

Лицо №3 приказом статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации № 234 от 25.07.2013 назначен на должность начальника 222 военного представительства Минобороны России. Приказом командира в/части 52859 № 77 от 31.07.2013 Лицо №3 с 01.08.2013 зачислен в списки личного состава 222 военного представительства Минобороны России и с указанного числа полагается вступившим в исполнение служебных обязанностей. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.01.2017 № 39 Лицо №3 направлен без приостановления военной службы в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (далее – ФГБОУ ВО) «Рязанский государственный радиотехнический университет» на должность начальника отдела учебного военного центра.

Приказом командира в/части 52859 № 30 от 17.02.2017 Лицо №3 с 15.02.2017 полагается сдавшим дела и должность начальника 222 военного представительства Минобороны России.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.04.2017 № 206 Лицо №3 вновь назначен на должность начальника 222 военного представительства Минобороны России.

В соответствии с актом сдачи и приема дел и должности начальника 222 военного представительства Минобороны России Лицо №3 26.04.2017 принял дела и указанную должность.

Приказом командира в/части 52859 № 78 от 02.05.2017 Лицо №3 с 28.04.2017 зачислен в списки личного состава 222 военного представительства Минобороны России и с указанного числа полагается вступившим в исполнение служебных обязанностей.

Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1429дсп
от 17.12.2022 Лицо №3 освобожден от занимаемой должности начальника 222 военного представительства Минобороны России и зачислен в распоряжение начальника службы – Уполномоченного 100 службы уполномоченного по качеству вооружения и военной техники (региональной) Управления военных представительства Минобороны России, где он проходит военную службу до настоящего времени.

В соответствии с требованиями п. 3.1 и 3.2 Руководства по работе военных представительств Минобороны России, утвержденного заместителем Министра обороны Российской Федерации 23.06.2015 и действовавшего до 18.12.2021, и Руководства по работе военных представительств Минобороны России, утвержденного заместителем Министра обороны Российской Федерации 18.12.2021 и действующего до настоящего времени, (далее – Руководство), военное представительство возглавляется начальником военного представительства, который: - является прямым начальником всего личного состава военного представительства; - издает приказы и дает указания в пределах своих полномочий, организует и контролирует их исполнение; - отвечает за выполнение задач и функций, возложенных на военное представительство; - обязан участвовать в подготовке и согласовании контрактов (договоров) на поставку продукции, выдавать заключения о цене продукции, в том числе прогнозной.

В соответствии с требованиями ст. 25 Руководства, экономическая работа в военном представительстве организуется и проводится военным представительством на всех этапах поставки военной продукции.

Основной целью экономической работы военного представительства является подготовка экономически обоснованных заключений о цене военной продукции, анализ фактической себестоимости военной продукции.

Проверку расчетно-калькуляционных материалов к проектам контрактных (договорных) цен на военную продукцию военные представительства проводят на основе анализа первичных и сводных планово-учетных документов, проверяя обоснованность фактических и плановых затрат по всем калькуляционным статьям.

При этом они проверяют: соответствие приведенных в расчетах исходных данных плановой (фактической) себестоимости производства продукции; приемлемость и обоснованность предлагаемого вида контрактной (договорной) цены; обоснованность потребности в материалах, полуфабрикатах, покупных комплектующих изделиях и цен их приобретения; обоснованность расходов по оплате работ и услуг сторонних организаций производственного характера.

По результатам рассмотрения предъявленных исполнителями государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ) расчетно-калькуляционных материалов (далее – РКМ) по фактическим и плановым затратам военные представительства выдают головным исполнителям (исполнителям) ГОЗ и представляют заказчику (головному военному представительству) заключения о цене военной продукции, в том числе прогнозной.

При подготовке заключений военные представительства обязаны максимально учитывать факторы, снижающие затраты на производство по отношению к предыдущему периоду, и исключать экономически не обоснованные затраты, предложенные головным исполнителем (исполнителем) ГОЗ, а также результаты проведенного анализа цены военной продукции и ранее выданного заключения на цену военной продукции (при его наличии).

В соответствии с функциональными обязанностями начальника 222 военного представительства Минобороны России полковника Лицо №3, утвержденными 15.05.2017 начальником службы – Уполномоченным 100 службы уполномоченного по качеству вооружения и военной техники (региональной) Управления военных представительства Минобороны России, Лицо №3 является прямым начальником всего личного состава 222 военного представительства. Он издает приказы и дает указания в пределах своих полномочий, организует и контролирует их исполнение.

В связи с изложенным, Лицо №3 в период с 01.08.2013 по 17.12.2022 являлся должностным лицом, а в периоды с 01.08.2013 по 15.02.2017 и с 28.04.2017 по 17.12.2022 в соответствии с занимаемой должностью и должностными обязанностями, являлся прямым начальником для военнослужащих и гражданских служащих 222 военного представительства Минобороны России, постоянно выполнял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах Российской Федерации – 222 военном представительстве Минобороны России.

ООО «Звезда-Стрела» зарегистрировано 20.05.2004 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 26 по Ростовской области с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (далее – ИНН) 6154091471, а также основного государственного регистрационного номера (далее – ОГРН) 1046154006942. Юридический адрес ООО «Звезда-Стрела»: Ростовская область, г. Таганрог, пл. Северная, д. 3. Адрес фактического места нахождения указанной организации: Ростовская область, г.Таганрог, 18-й переулок, д.1, стр.1. Основным видом деятельности ООО «Звезда-Стрела» являлось производство деревянной тары.

Участниками ООО «Звезда-Стрела» являлись ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (далее –АО «КТРВ») с размером доли 49 %, ООО «Теплосервис» с размером доли 40 % и ООО «Альянс» с размером доли 11%. Единственным участником ООО «Теплосервис» и ООО «Альянс» с размером доли участника указанных обществ 100 % является Участник №1, в связи с чем размер доли Участника №1 в ООО «Звезда-Стрела» фактически составлял 51%.

30.03.2021 деятельность ООО «Звезда-Стрела» прекращена путем реорганизации в форме преобразования в АО «Звезда-Стрела» (далее вне зависимости от описываемого периода – АО «Звезда-Стрела).

При этом распределение долей акций АО «Звезда-Стрела» осталось прежним – 49% акций принадлежит АО «КТРВ», 40% ООО «Теплосервис» и 11% ООО «Альянс», в связи с чем Участнику №1 фактически принадлежит контрольный пакет акций АО «Звезда-Стрела» в размере 51 %.

Единственным акционером АО «КТРВ» с долей акций 100% является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

ООО «Спец-Изделие» зарегистрировано 25.11.2015 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Ростовской области (ИНН 6154141789, ОГРН 1156196071503). Юридический адрес ООО «Спец-Изделие»: Ростовская область, г. Аксай, ул. Садовая, д. 12А, корп. 3. Адрес фактического места нахождения указанной организации: Ростовская область, г. Таганрог, Северная площадь, д. 3, стр. 3. Основным видом деятельности ООО «Спец-Изделие» являлось производство деревянной тары.

Единственным участником ООО «Спец-Изделие» с размером доли 100%, а также директором этого общества являлся Прокопенко Д.И., который был доверенным лицом Участника №2 и был ему подконтролен в вопросах руководства финансово-хозяйственной деятельности ООО «Спец-Изделие».

ООО «ТПК Горизонт» зарегистрировано 08.11.2018 в ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области (ИНН 6154153706, ОГРН 1186196047520). Юридический адрес ООО «ТПК Горизонт»: Ростовская область, г.Таганрог, пер.Лермонтовский, д. 7А. Адрес фактического места нахождения указанной организации: Ростовская область, г. Таганрог, Северная площадь, д. 3, стр. 3. Основным видом деятельности ООО «ТПК Горизонт» является производство деревянной тары.

Единственным участником ООО «ТПК Горизонт» с размером доли 100%, а также директором этого общества до 01.12.2022 являлся Участник №2.

После регистрации ООО «ТПК Горизонт» в ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области материальные активы и основные средства ООО «Спец-Изделия» по указанию Участника №2 были переданы в ООО «ТПК Горизонт». Кроме того, работники ООО «Спец-Изделия» были уволены из данной организации и приняты на работу в ООО «ТПК Горизонт». После этого ООО «Спец-Изделие» прекратило выполнение работ по изготовлению комплектующих к изделиям «тара» и они стали выполнятся ООО «ТПК Горизонт» на основании соответствующих договоров, заключенных им с АО «Звезда-Стрела».

В период с 2016 г. по 2022 г. АО «Звезда-Стрела» в рамках государственного оборонного заказа и на основании соответствующих государственных контрактов, заключенных с Минобороны России, осуществляло поставку различных изделий «тара».

Не позднее июня 2015 г. у Участника №1, понимавшего, что в условиях низкой конкуренции и небольшого количества производителей изделий «тара» в рамках государственного оборонного заказа Минобороны России будет заключать государственные контракты с ООО «Звезда-Стрела» (далее – Общество) и указанное Общество будет привлекаться в качестве соисполнителя государственных контрактов, возник прямой корыстный умысел, направленный на хищение части денежных средств федерального бюджета, выделяемых для оплаты государственных контрактов на изготовление изделий «тара», заключенных Минобороны России с Обществом в рамках государственного оборонного заказа, путем обмана и злоупотребления доверием должностных лиц Заказчика – Минобороны России, а также работников АО «КТРВ», АО «ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова» (далее – АО «Вымпел»), АО «СКТБ Курганприбор».

Для реализации задуманного Участник №1 намеревался вносить в РКМ и калькуляционные материалы, обосновывающие цену планируемых к заключению государственных контрактов и договоров, заведомо ложные сведение о ценах на комплектующие к изделиям «тара» и работы по их изготовлению – указывать в этих РКМ цены, которые выше цен, по которым они закупаются и выполняются фактически, и выше цен, сложившихся на эти комплектующие и работы на рынке, для того, чтобы должностные лица Минобороны России и работники АО «КТРВ», АО «Вымпел» и АО «СКТБ Курганприбор», введенные в заблуждение этими документами, заключили с АО «Звезда-Стрела» государственные контракты и договоры с необоснованно завышенной ценой и оплатили АО «Звезда-Стрела» поставку изделий «тара» по завышенной цене. Денежные средства, составляющие разницу между завышенной ценой указанных государственных контрактов и договоров и их обоснованной ценой Участник №1 планировал похитить.

Похищенные указанным способом денежные средства Участник №1 планировал частично использовать для развития материально-технической базы АО «Звезда-Стрела» и хозяйственной деятельности данного Общества, а частично изъять со счетов АО «Звезда-Стрела» посредством их перечисления на счета подконтрольных ему и Участнику №2 коммерческих предприятий под видом платы за изготовленные комплектующие к изделиям «тара», которые фактически исполнялись бы по цене, заведомо для Участника №1 превышающей их рыночную стоимость.

Осознавая, что выполнить задуманное в одиночку не удастся, Участник №1 в период с июня 2015 г. по 19.10.2016 в своем служебном кабинете генерального директора АО «Звезда-Стрела», распложенного в здании по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, 18-й переулок, д. 1, стр. 1, предложил Участнику №2 и Агаповой Л.Ф. принять участие в хищении бюджетных денежных средств в соответствии с вышеуказанным планом. Участник №2 и Агапова Л.Ф., руководствуясь корыстными побуждениями, с этим предложением Участника №1 согласились.

Следуя задуманному, Участник №1, Участник №2 и Агапова Л.Ф., действуя с корыстной целью, объединились и организовали противоправную деятельность, сформировав устойчивую связь между собой, то есть на основе предварительного сговора между собой создали для непосредственного совершения преступления организованную группу, способную функционировать в качестве отдельного коллективного субъекта, нацеленную на совместное совершение в течении длительного времени хищения чужого имущества – бюджетных денежных средств и получение материальной выгоды в результате совершения этого корыстного преступления.

Созданная Участником №1 организованная группа характеризовалась следующими основными признаками: устойчивостью и организованностью, что выражалось в сплоченности, стабильности ее состава и тесной взаимосвязи между ее участниками; осознанием участниками общности цели (получение материальной выгоды в результате совершения корыстного преступления) для достижения которых организованная группа была создана, в связи с чем сознание и воля каждого участника этой группы охватывали обстоятельства, относящиеся не только к непосредственно совершаемому им преступным действиям, но и к действиям других участников группы, направленным на совместное совершение преступлений; продолжительностью преступной деятельности, выразившейся в том, что организованная группа совершала преступления на протяжении длительного периода времени – с 2016 г. по ноябрь 2022 г.

Организованной группе было присуще тщательное планирование и подготовка совершаемого преступления, четкое распределение ролей между ее участниками и скрытность, а также планирование мер, направленных на сокрытие преступления.

При этом целеустремленность всех участников группы была направлена на достижение общих преступных результатов – на получение материальной выгоды путем совершения хищения денежных средств, принадлежащих государству. Участники организованной группы знали о ее составе, роли и степени участия в совершении преступления каждого участника группы.

С целью реализации задуманного преступления в соответствии с планом Участника №1, направленным на хищение бюджетных денежных средств, участники преступной группы распределили между собой преступные роли, в соответствии с которыми Участник №1 должен был:

осуществлять общее руководство совершением преступления;

обеспечить необоснованное завышение твердой цены государственных контрактов, заключаемых АО «Звезда-Стрела» с Минобороны России, и цены договоров, заключаемых указанным Обществом с АО «КТРВ», АО «Вымпел» и АО «СКТБ Курганприбор», и подписание этих государственных контрактов и договоров от имени АО «Звезда-Стрела»;

подписывать в качестве исполнителя и заказчика приемо-сдаточные документы, направляемые заказчикам счета на оплату, в том числе с заведомо и необоснованно завышенной ценой на поставляемые изделия;

подписывать договоры с заведомо завышенной ценой с коммерческими организациями для перечисления им похищенных денежных средств;

создавать видимость добросовестного и правомерного расходования в АО «Звезда-Стрела» денежных средств путем заключения договоров
с ООО «Спец-Изделие» и ООО «ТПК Горизонт» по заведомо завышенным ценам, а фактически для сокрытия совершенного хищения;

распределять между участниками организованной группы похищенные денежные средства.

В соответствии с отведенной ему ролью Участник №2 должен был контролировать:

внесение в РКМ, направляемые из АО «Звезда-Стрела» в Минобороны России для обоснования цены подлежащих заключению государственных контрактов недостоверных сведений о цене комплектующих, приобретаемых АО «Звезда-Стрела» у ООО «Теплосервис», а также о цене работ по изготовлению комплектующих к изделиям «тара», выполняемых ООО «Спец-Изделие» и ООО «ТПК Горизонт», более высоких, чем в договорах, заключенных АО «Звезда-Стрела» с указанными организациями;

внесение в калькуляционные материалы, спецификации, протоколы согласования цен и договоры на поставку изделий «тара», заключаемые АО «Звезда-Стрела» в рамках соисполнения государственных контрактов с АО «КТРВ», АО «Вымпел» и АО «СКТБ Курганприбор», заведомо и необоснованно завышенных цен;

подготовку и подписание между АО «Звезда-Стрела» и подконтрольными Участнику №2 ООО «Спец-Изделие» и ООО «ТПК Горизонт» договоров на выполнение работ по изготовлению комплектующих к изделиям «тара», включение в эти договоры завышенной цены на выполняемые работы, экономически, технологически и иным образом не обоснованной, последующее направление из указанных организаций в АО «Звезда-Стрела» счетов на оплату выполненных работ;

движение денежных средств на счетах ООО «Спец-Изделие» и ООО «ТПК Горизонт» и использовать по согласованию с Участником №1 похищенные денежные средства, представляющие собой разницу между завышенными ценами на изготовление комплектующих к изделиям «тара» и рыночными ценами этих работ.

Агапова Л.Ф. в соответствии с отведенной ей ролью при составлении РКМ, направляемых из АО «Звезда-Стрела» в 222 военное представительство Минобороны России для обоснования цен государственных контрактов, должна была вносить в них указанные ей Участником №2 недостоверные сведения о цене комплектующих, приобретаемых АО «Звезда-Стрела» у ООО «Теплосервис», а также о цене работ по изготовлению комплектующих к изделиям «тара», выполняемых ООО «Спец-Изделие» и ООО «ТПК Горизонт», более высоких, чем в договорах, заключенных АО «Звезда-Стрела» с указанными организациями.

Не позднее июня 2016 г. Участнику №1 стало известно
о намерении Минобороны России заключить с АО «Звезда-Стрела» государственный контракт на поставку в 2016 г. изделий «тара», в связи
с чем он, реализуя свой прямой преступный корыстный умысел, направленный на хищение бюджетных денежных средств, принял меры к необоснованному завышению цены данного государственного контракта.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» в целях эффективного использования бюджетных средств и создания оптимальных условий для рационального размещения и своевременного выполнения государственного оборонного заказа осуществляется государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу, которое основывается в том числе на принципе обоснованности затрат головного исполнителя, исполнителя.

В соответствии с требованиями ст. 8 названного федерального закона, запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, в том числе действия (бездействие), направленные на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке.

Согласно ст. 10 указанного федерального закона, государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется в том числе посредством установления правил определения цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), учета в структуре цены на продукцию по государственному оборонному заказу произведенных затрат на ее производство и реализацию, обеспечения оплаты головному исполнителю, исполнителю экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением государственного оборонного заказа.

Порядок государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 № 29 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 441, далее – Правила формирования цен), а также Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465 (далее – Положение о государственном регулировании цен), государственное регулирование цен в порядке, установленном этими Правилами формирования цен и Положением о государственном регулировании цен, предусматривает определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по государственному оборонному заказу на очередной год и плановый период (далее – прогнозная цена на продукцию), а также подготовку предложений по определению вида цены на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком.

Превышение цен на продукцию, поставляемую по государственному контракту (контракту) государственному заказчику (заказчику), по отношению к ценам на эту продукцию, определенным в соответствии с Положением о государственном регулировании цен, является признаком запрещенного частью 3 статьи 8 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» необоснованного завышения цены на продукцию по государственному оборонному заказу (пункт 7).

Пунктом 9 Положения о государственном регулировании цен установлены следующие методы определения цены на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа: метод анализа рыночных индикаторов; метод сравнимой цены; затратный метод.

В случае, если метод анализа рыночных индикаторов и метод сравнимой цены не применимы для определения цены на продукцию и ранее не была сформирована ее базовая цена, цена на продукцию определяется затратным методом.

При применении затратного метода цена на продукцию определяется как цена единицы продукции, формируемая исходя из определенного в установленном порядке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат и прибыли.

При этом прибыль в составе цены не может превышать 1 процента затрат единственного поставщика на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), работ (услуг) исполнителей государственного оборонного заказа, участвующих в выполнении государственного контракта, и 20 процентов остальных затрат единственного поставщика на производство военной продукции (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 441) или не более1 процента плановых привнесенных затрат и не более 20 процентов плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции, но не менее 10 процентов плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465).

Указанный размер рентабельности (прибыли) является плановым и применяется для определения фиксированной цены на продукцию при заключении государственного контракта.

Предусмотренный пунктом 9 Положения о государственном регулировании цен размер рентабельности (прибыли) является плановым и применяется: для определения прогнозных цен (вне зависимости от их вида) на продукцию при формировании государственного оборонного заказа; для определения фиксированной, ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию и цены на продукцию, возмещающей издержки, –при заключении государственного контракта (контракта) или дополнительного соглашения к государственному контракту (контракту).

В соответствии с требованиями Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденного приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации № 200 от 23.08.2006 (в редакции приказа Минпромторга России от 07.11.2013 № 1773 и приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 08.02.2019 № 334, далее – Порядок определения состава затрат), изданного во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 1684-р, целью Порядка определения состава затрат является экономически обоснованное определение величины затрат, необходимых для производства и реализации каждой единицы подлежащей поставке продукции, отвечающей требованиям, предъявляемым к ее качеству.

Согласно ст. 5 и 6 Порядка определения состава затрат, расчет себестоимости единицы продукции осуществляется по статьям калькуляции, в том числе: «комплектующие изделия» – затраты на приобретение комплектующих изделий в порядке производственной кооперации и требующих дополнительных затрат на сборку при укомплектовании выпускаемой продукции; «работы и услуги сторонних организаций производственного характера» – затраты на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, которые могут быть прямо отнесены на себестоимость данного вида продукции.

Кроме того, указанными статьями Порядка определения состава затрат, установлено, что при калькулировании себестоимости продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, должны преимущественно использоваться прямые методы отнесения затрат на себестоимость конкретной продукции. Основанием для включения затрат в себестоимость продукции является их принадлежность к производству этой продукции.

Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.

Кроме того, в соответствии с п. 10 Положения об определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №407 от 28.04.2015 и действовавшего до 01.01.2018, а также в соответствии с п. «и» ст. 37 постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 №1465, действовавшего с 01.01.2018, предложение о цене, представляемое заказчику предполагаемым исполнителем государственного контракта в обязательном порядке включает в себя заключение о цене на продукцию, подготовленное военным представительством Министерства обороны Российской Федерации.

Вопреки изложенным требованиям Участник №1, заведомо зная о том, что при калькулировании себестоимости продукции должны использоваться обоснованные затраты на себестоимость продукции, но желая необоснованно завысить стоимость государственных контрактов с целью в дальнейшем похитить бюджетные денежные средства и реализуя свой преступный умысел, с участием Участника №1 и Агаповой Л.Ф., действовавших совместно с Участником №1 и в рамках определенных им ролей, используя свое служебное положение, в здании АО «Звезда-Стрела», расположенном по вышеуказанному адресу, в период 2016-2020 г.г., но не позднее дат заключения государственных контрактов: от <дата>; от <дата>; от <дата>; от <дата>, в каждом случае в период, непосредственно предшествовавший заключению перечисленных государственных контрактов, давал указания Агаповой Л.Ф. внести в РКМ, направляемые в 222 военное представительство Минобороны России для обоснования твердой цены государственных контрактов, заведомо ложные сведения: о цене комплектующих, приобретаемых АО «Звезда-Стрела» у ООО «Теплосервис», в соответствии с договорами от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата> и от <дата>; о цене работ, выполняемых ООО «Спец-Изделие» по договорам от <дата>, от <дата> и от <дата>; о цене работ, выполняемых ООО «ТПК Горизонт», по договорам /ЗС от <дата>, /ЗС от <дата>, /ЗС от <дата>, /ЗС от <дата>, /ЗС от <дата> и /ЗС от <дата>, то есть более высоких, чем в перечисленных договорах, заключенных АО «Звезда-Стрела» с указанными организациями.

Кроме того, в указанном здании и в этот же период времени Участник №1 в каждом случае в период, предшествовавший заключению перечисленных государственных контрактов, давал указания Участнику №2 проконтролировать внесение Агаповой Л.Ф., получившей соответствующие указания от Участника №1, указанных заведомо ложных сведений в РКМ о цене комплектующих, приобретаемых АО «Звезда-Стрела» у ООО «Теплосервис».

После этого Участник №2 в соответствии с указаниями Участника №1 должен был согласовать с Участником №3 оперативную выдачу последним заключений 222 ВП Минобороны России по фиксированной цене изготовления изделий «тара» к соответствующему государственному контракту без истребования последним дополнительных материалов – соответствующих договоров, заключенных АО «Звезда-Стрела» с ООО «Теплосервис», ООО «Спец-Изделие» и ООО «ТПК Горизонт», и содержащих достоверные сведения о цене комплектующих и работ, что могло помешать совершению хищения, поскольку позволило бы выявить факты умышленного завышения цены на эти комплектующие и работы.

Участник №2, выполняя роль, отведенную ему в составе организованной группы, действуя из корыстных побуждений с прямым умыслом с целью хищения бюджетных денежных средств, в указанный период времени: по месту нахождения АО «Звезда-Стрела» по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, 18-й переулок, д. 1, стр. 1; по месту нахождения 222 военного представительства Минобороны России по адресу: Московская область, г.о.Королев, ул.Ильича, д. 7, корпуса 30, 32, в каждом случае в период, непосредственно предшествовавший заключению государственных контрактов и дополнительных соглашений к ним, контролировал внесение Агаповой Л.Ф. сообщенные им заведомо ложные сведения о цене комплектующих к изделиям «тара», поставляемых из ООО «Теплосервис» в АО «Звезда-Стрела», и цене работ, выполняемых ООО «Спец-Изделие» и ООО «ТПК Горизонт» для АО «Звезда-Стрела», в РКМ к государственным контрактам: от <дата>; от <дата>; от <дата>; от <дата>.

В этот же период времени Участник №2 в ходе неоднократных поездок в 222 военное представительство Минобороны России, в каждом случае в период, непосредственно предшествовавший заключению перечисленных государственных контрактов, согласовывал с Лицом №3 оперативную выдачу последним заключений этого военного представительства по цене к четырем перечисленным государственным контрактам.

При этом Участник №2 после увольнения 18.10.2018 из АО «Звезда-Стрела» по указанию Участника №1 не прекратил свои противоправные действия в составе организованной группы с Участником №1 и Агаповой Л.Ф., направленные на хищение бюджетных денежных средств, а продолжил выполнять их.

Агапова Л.Ф. в период с 2016 г. по 2022 г. по месту нахождения АО «Звезда-Стрела» по вышеназванному адресу под контролем Участника №2 и по указанию Участника №1, действуя совместно и согласованно с ними в составе организованной группы, из корыстных побуждений, с прямым умыслом, и с целью хищения бюджетных денежных средств внесла в вышеуказанные РКМ, обосновывающие твердую цену государственных контрактов: от <дата>; от <дата>; от <дата>; от <дата>, недостоверные сведения о цене комплектующих к изделиям «тара», приобретаемых АО «Звезда-Стрела» у ООО «Теплосервис», и цене работ, выполняемых ООО «Спец-Изделие» и ООО «ТПК Горизонт» для АО «Звезда-Стрела», выше чем в договорах, заключенных АО «Звезда-Стрела» с указанными организациями.

В дальнейшем, в период с октября 2016 г. по октябрь 2020 г. по месту нахождения 222 военного представительства Минобороны России по адресу: Московская область, г.о. Королев, ул. Ильича, д. 7, корпуса 30,32, при поступлении в 222 военное представительство Минобороны России из АО «Звезда-Стрела» РКМ к государственным контрактам: от <дата>; от <дата>; от <дата>; от <дата>, Лицо №3 лично, а также по его указанию его подчиненными, без фактической проверки сведений о цене комплектующих и работ, указанных в этих РКМ, то есть без их сравнения с ценами в договорах, заключенных АО «Звезда-Стрела» с ООО «Теплосервис», ООО «Спец-Изделие» и ООО «ТПК Горизонт», были изучены указанные РКМ.

При этом в каждом случае при представлении РКМ 222 ВП Минобороны России Участник №2 лично сообщал Лицу №3 о том, что в них содержатся недостоверные сведения о цене комплектующих, приобретаемых АО «Звезда-Стрела» у ООО «Теплосервис», а также о цене работ по изготовлению комплектующих к изделиям «тара», выполняемых ООО «Спец-Изделие» и ООО «ТПК Горизонт» для АО «Звезда-Стрела», то есть более высокие, чем в договорах, заключенных АО «Звезда-Стрела» с указанными организациями. Внесение этих ложных сведений Участник №2 обосновал сложившейся практикой возможного снижения цен планируемых к заключению государственных контрактов при проверке РКМ в Департаменте аудита государственных контрактов Минобороны России.

Лицо №3, заведомо зная со слов Участника №2 о внесении в РКМ указанных ложных сведений, не истребовал из АО «Звезда-Стрела» дополнительные материалы – договоры, заключенные АО «Звезда-Стрела» с ООО «Теплосервис», ООО «Спец-Изделие» и ООО «ТПК Горизонт», свидетельствующие о внесении в РКМ недостоверных сведений, а также дал своему подчиненному – начальнику группы 222 военного представительства Минобороны России Смородину А.В. указания подготовить заключения по поступившим РКМ без получения и изучения указанных дополнительных документов.

Кроме того, Лицо №3 подписал лично, а также дал указание заместителю начальника военного представительства – начальнику группы 222 военного представительства Минобороны России Анисимову С.Н., подписать заключения этого военного представительства о цене, в которых не были отражены факты внесения в РКМ указанных недостоверных сведений о ценах.

Данные заключения были направлены из 222 военного представительства Минобороны России в АО «Звезда-Стрела» для последующего представления в Минобороны России, а из АО «Звезда-Стрела» представлены в Минобороны России.

Введенные в заблуждение содержанием перечисленных заключений, представленных из АО «Звезда-Стрела» в составе предложения о цене (РКМ), то есть обманутые Участником №1, Участником №2 и Агаповой Л.Ф., должностные лица Департамента аудита государственных контрактов Минобороны России подготовили и представили для подписания соответствующим должностным лицам Минобороны России заключения Министерства обороны Российской Федерации по определению фиксированной цены на поставку имущества, изготовляемого единственным поставщиком, явившиеся основанием для определения фиксированной цены планируемых к заключению государственных контрактов.

В данных заключениях было рекомендовано заключить государственные контракты по ценам, предложенным в поступивших из АО «Звезда-Стрела» РКМ, с незначительным их уменьшением.

Кроме того, введенные в заблуждение содержанием представленных из АО «Звезда-Стрела» указанных РКМ и заключений 222 военного представительства Минобороны России об обоснованности предлагаемых цен, то есть обманутые Участником №1, Участником №2 и Агаповой Л.Ф., должностные лица Минобороны России (Заказчик) с АО «Звезда-Стрела» в период с 2016 г. по 2020 г. по завышенной цене заключили четыре государственных контракта на поставку изделий «тара».

Так, 19.10.2016 между Государственным заказчиком – Министерством обороны Российской Федерации (Заказчик) и ООО «Звезда-Стрела» (Поставщик) в целях выполнения государственного оборонного заказа заключен государственный контракт № 1616187324082412209024715, в соответствии с которым Поставщик обязался изготовить и поставить в 2016 г. тару для различных изделий, в том числе «тару для изделия 713» и «тару для изделия 714», а Заказчик – принять и оплатить эту поставку. Цена данного контракта составила 160 000 000 руб.

При этом в результате вышеуказанных совместных преступных действий Участника №1, Участника №2 и Агаповой Л.Ф., в результате которых в РКМ, явившихся основанием для определения цены указанного государственного контракта, были внесены заведомо ложные сведения о цене на комплектующие, поставляемые ООО «Теплосервис», цена государственного контракта от 19.10.2016 была необоснованно завышена на 5 046 200,80 руб.

В декабре 2016 г. АО «Звезда-Стрела» в рамках исполнения государственного контракта от 19.10.2016 поставило в Минобороны России в том числе следующее имущество: Тара для изделий 713 (71.9901.0000.00) – 182 шт.; Тара для изделий 714 (71.9901.0000.00) – 150 шт., всего на общую сумму 94 294 474,32 руб.

Минобороны России, в свою очередь, в качестве оплаты государственного контракта от <дата> перечислило с расчетного счета , открытого в операционном Департаменте банка России г. Москва, расположенного по адресу: <адрес>, на счет , открытый для АО «Звезда-Стрела» в Юго-Западном банке ПАО «Сбербанк России» (г. Ростов-на-Дону) следующие денежные средства:

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 80 000 000 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 80 000 000 руб.

Всего по государственному контракту от <дата> Минобороны России перечислило на указанный счет АО «Звезда-Стрела» за поставленную тару 160 000 000 руб.

При этом в результате указания в РКМ заведомо ложных сведений о цене комплектующих к изделиям «тара», поставляемых ООО «Теплосервис», и завышения цены указанного государственного контракта Минобороны России необоснованно перечислило АО «Звезда-Стрела» бюджетные денежные средства на общую сумму 5 046 200,80 руб. (с учетом НДС).

19.05.2017 между Государственным заказчиком – Министерством обороны Российской Федерации (Заказчик) и ООО «Звезда-Стрела» (Поставщик) в целях выполнения государственного оборонного заказа заключен государственный контракт , в соответствии с которым Поставщик обязался изготовить и поставить в 2017 г., 2018 г. и 2019 г. тару для различных изделий, в том числе «тару для изделий 62», «тару для изделий 63, 64», «тару для изделий 71», «тару для изделий 72», «тару для изделий 470-1», «тару для изделий 470-1Э», «тару для изделий 470-3», «тару для изделий 470-3Э», «тару для изделия С-8КОМ», «тару для изделий С-13Т» и «тару для изделий С-130Ф», а Заказчик – принять и оплатить эту поставку. Цена контракта составила 1 700 000 000 руб.

При этом, в результате вышеуказанных совместных преступных действий Участника №1, Участника №2 и Агаповой Л.Ф., в результате которых в РКМ, явившихся основанием для определения цены указанного государственного контракта, были внесены заведомо ложные сведения о цене на комплектующие, поставляемых ООО «Теплосервис», а также цене работ, выполняемых ООО «Спец-Изделие», цена государственного контракта от 19.05.2017 была необоснованно завышена на 12 866 753, 32 руб.

В период с 2017 г. по 2019 г. АО «Звезда-Стрела» в рамках исполнения государственного контракта от 19.05.2017 поставило в Минобороны России в том числе следующее имущество: Тара для изделий 62 (Н-9800-0) – 680 шт. (в том числе: в 2017 г. – 300 шт., в 2018 г. – 200 шт. и в 2019 г. – 180 шт.); Тара для изделия 63, 64 (Х-9800-0) – 445 шт. (в том числе: в 2017 г. – 100 шт., в 2018 г. – 200 шт. и в 2019 г. – 145 шт.); Тара для изделий 71 (71.9901.0000.00) (согласно госконтракта) или тара для изделия 713, 714 (71.9901.0000.00) (согласно РКМ) – 100 шт. в 2017 г.; Тара для изделий 72 (Ю9800-0) – 250 шт. (в том числе: в 2018 г. – 50 шт. и в 2019 г. – 200 шт.); Тара для изделий 470-1 (470Э.9809-0-02) – 180 шт. (в том числе: в 2017 г. – 50 шт., в 2018 г. – 25 шт. и в 2019 г. – 105 шт.); Тара для изделий 470-1Э (470Э.9809-0) – 50 шт. в 2017 г.; Тара для изделий 470-3 (470Э.9809-0-03) – 130 шт. (в том числе: в 2017 г. – 50 шт., в 2018 г. – 25 шт. и в 2019 г. – 55 шт.); Тара для изделий 470-3Э (470Э.9809-0-01) – 50 шт. в 2017 г.; Тара для изделия С-8КОМ (УК1.000) – 9450 шт. (в том числе: в 2017 г. – 6000 шт. и в 2019 г. – 3450 шт.); Тара для изделий С-13Т (ЭД6-223-00) – 5200 шт. (в том числе: в 2017 г. – 2000 шт., в 2018 г. – 1400 шт. и в 2019 г. – 1800 шт.); Тара для изделий С-130Ф (ЭД6 -263.00) – 3460 шт. (в том числе: в 2017 г. – 2000 шт. и в 2018 г. – 1460 шт..), а всего на общую сумму 770 328 707,50 руб.

Минобороны России в качестве оплаты государственного контракта от 19.10.2016 перечислило с расчетного счета , открытого в операционном Департаменте банка России г. Москва, на счет , открытый для АО «Звезда-Стрела» в Юго-Западном банке ПАО «Сбербанк России» (г. Ростов-на-Дону) следующие денежные средства:

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 250 000 000 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 30 250 384 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 8 647 586,53 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 1 135 700 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 1 524 300 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 4 247 604,12 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 19 399 150 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 19 411 050 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 52 508 490 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 135 299,60 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 2 116 800 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 33 779 015,04 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 50 678 316,50 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 7 840 082,50 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 18 326 221,71 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 300 000 000 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 13 411 488 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 32 087 712 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 32 572 609,79 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 55 475 284,06 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 10 812 547 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 17 867 030,22 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 19 105 791,10 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 41 027 196,60 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 57 765 755,85 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 18 744 366,58 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 2 036 400 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 300 000 000 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 105 312 294,80 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 103 286 076,52 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 16 021 536,50 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 3 012 841,52 руб.

Кроме того, платежными поручениями от <дата> и от <дата> АО «Звезда-Стрела» вернуло на указанный счет Минобороны России излишне переведенные денежные средства на общую сумму 2 197 200 руб.

Всего по государственному контракту от <дата> Минобороны России перечислило на указанный счет АО «Звезда-Стрела», в том числе за поставленную тару, 1 626 341 730,54 руб.

При этом в результате внесения в РКМ заведомо ложных сведений о цене комплектующих к изделиям «тара», поставляемых ООО «Теплосервис», и цене работ, выполняемых ООО «Спец-Изделие», и завышения цены указанного государственного контракта Минобороны России необоснованно перечислило АО «Звезда-Стрела» бюджетные денежные средства на общую сумму 12 866 753,32 руб.

22.04.2020 между Государственным заказчиком – Министерством обороны Российской Федерации (Заказчик) и ООО «Звезда-Стрела» (Поставщик) в целях выполнения государственного оборонного заказа заключен государственный контракт , в соответствии с которым Поставщик обязался изготовить и поставить в 2020 г., 2021 г. и 2022 г. тару для различных изделий, в том числе «тару для изделий 62», «тару для изделия 63, 64», «тару для изделий 72», «тару для изделий 713», «тару для изделий 470-1», «тару для изделий 470-3», «тару для изделия С-8КОМ» и «тару для изделий С-13Т», а Заказчик – принять и оплатить эту поставку. Цена контракта составила 1 050 000 000 руб.

При этом в результате вышеуказанных совместных преступных действий Участника №1, Участника №2 и Агаповой Л.Ф., в результате которых в РКМ, явившихся основанием для определения цены указанного государственного контракта, были внесены заведомо ложные сведения о цене на комплектующие, поставляемых ООО «Теплосервис», а также цене работ, выполняемых ООО «ТПК «Горизонт», цена государственного контракта от <дата> была необоснованно завышена на 9 590 081,50 руб.

В период с 2020 г. по 2020 г. АО «Звезда-Стрела» в рамках исполнения государственного контракта от <дата> поставило в Минобороны России в том числе следующее имущество: Тара для изделий 62 (Н-9800-0) – 190 шт. (в том числе: в 2021 г. –110 шт., 2022 – 80 шт.); Тара для изделия 63, 64 (Х-9800-0) – 110 шт. в 2022 г.; Тара для изделий 72 (Ю9800-0) – 769 шт. (в том числе: в 2021 – 476 шт., в 2022 г. – 293 шт.); Тара для изделий 713 (71.9901.0000.00) – 130 шт. (в том числе: в 2021 г. – 50 шт., в 2022 г.– 80 шт.); Тара для изделий 470-1 (470Э.9809-0-02) – 260 шт. (в том числе: в 2020 г. – 70 шт., в 2021 г. – 90 шт., в 2022 г.– 100 шт.); Тара для изделий 470-3 (470Э.9809-0-03) – 195 шт. (в том числе: в 2020 г.– 35 шт., в 2021 г. – 60 шт., в 2022 г.– 100 шт.); Тара для изделия С-8КОМ (УК1.000) – 2195 шт. (в том числе: в 2020 г.– 788 шт., 2021 – 807 шт., в 2022 г.– 600 шт.); Тара для изделий С-13Т (ЭД6-223-00) – 2537 шт. (в том числе: в 2020 г.– 840 шт., в 2021 г. – 1100 шт., в 2022 г.– 597 шт.), а всего на общую сумму 534 593 341,24 руб.

Минобороны России в свою очередь в качестве оплаты государственного контракта от <дата> перечислило с расчетного счета , открытого в операционном Департаменте банка России г. Москва, на счет , открытый для АО «Звезда-Стрела» в Юго-Западном банке ПАО «Сбербанк» (г. Ростов-на-Дону) следующие денежные средства:

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 25 000 000 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 105 000 000 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 9 210 362,19 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 15 789 637,81 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 197 500 000 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 23 299 209,68 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 7 423 045 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 13 925 816,85 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 30 566 713,74 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 148 352 860 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 13 933 695,08 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 22 771 694,23 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 16 012 703,24 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 26 214 262,18 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 250 000 000 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 120 507 436,66 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 24 479 821,08 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 13 730 071,5 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 66 178 524,2 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 7 134 082,04 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 1 193 915,9 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 16 776 148,62 руб.

Всего по государственному контракту от <дата> Минобороны России перечислило на указанный счет АО «Звезда-Стрела», в том числе за поставленную тару, 1 155 000 000 руб.

При этом в результате указания в РКМ завышенных сведений о цене комплектующих к изделиям «тара», поставляемых ООО «Теплосервис», и цене работ, выполняемых ООО «ТПК «Горизонт» и завышения цены указанного государственного контракта Минобороны России необоснованно перечислило АО «Звезда-Стрела» бюджетные денежные средства на общую сумму 9 590 081,50 руб.

<дата> между Государственным заказчиком – Министерством обороны Российской Федерации (Заказчик) и ООО «Звезда-Стрела» (Поставщик) в целях выполнения государственного оборонного заказа заключен государственный контракт , в соответствии с которым Поставщик обязался изготовить и поставить в 2020 г. и 2021 г. тару для различных изделий, в том числе, в том числе: «тару для изделий 62», «тару для изделия 63, 64», «тару для изделий 713», «тару для изделий С-13Т», «тару для изделий С-13ОФ», «тару для изделия С-8КОМ» », а Заказчик – принять и оплатить эту поставку. Цена контракта составила 332 327 170 руб.

При этом, в результате вышеуказанных совместных преступных действий Участника №1, Участника №2 и Агаповой Л.Ф., в результате которых в РКМ, явившихся основанием для определения цены указанного государственного контракта, были внесены заведомо ложные сведения о цене на комплектующие, поставляемых ООО «Теплосервис», а также цене работ, выполняемых ООО «ТПК «Горизонт», цена государственного контракта от <дата> была необоснованно завышена на 6 408 510,12 руб.

В период с 2020 г. по 2021 г. АО «Звезда-Стрела» в рамках исполнения государственного контракта от <дата> поставило в Минобороны России следующее имущество: Тара для изделий 62 (Н-9800-0) – 589 шт. в 2021 г.; Тара для изделия 63, 64 (Х-9800-0) – 105 шт. в 2020 г.; Тара для изделий 713 (71.9901.0000.00) – 574 шт. в 2020 г.; Тара для изделий С-13Т (ЭД6-223-00) – 131 шт. в 2020 г.; Тара для изделий С-13ОФ (ЭД-223-00) – 750 шт. в 2020 г.; Тара для изделия С-8КОМ (УК1.000) – 478 шт. в 2020 г., а всего на общую сумму 332 327 170,61 руб.

Минобороны России в качестве оплаты государственного контракта от <дата> перечислило с расчетного счета , открытого в операционном Департаменте банка России г. Москва, на счет , открытый для АО «Звезда-Стрела» в Южном филиале ПАО «Промсвязьбанк» (г.Волгоград) следующие денежные средства:

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 166 163 585,30 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 73 836 414,70 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 51 899 399,95 руб.;

платежным поручением от <дата> денежные средства в сумме 40 427 770,66 руб.

Всего по государственному контракту от <дата> Минобороны России перечислило на указанный счет АО «Звезда-Стрела» за поставленную тару 332 327 170,61 руб.

При этом в результате указания в РКМ завышенных сведений о цене комплектующих к изделиям «тара», поставляемых ООО «Теплосервис», а также цене работ, выполняемых ООО «ТПК «Горизонт», и завышения цены указанного государственного контракта Минобороны России необоснованно перечислило АО «Звезда-Стрела» бюджетные денежные средства на общую сумму 6 408 510,12 руб.

В результате поставки по завышенным ценам изделий «тара» по государственным контрактам: от <дата>; от <дата>; от <дата>; от <дата>, заключенным АО «Звезда-Стрела» с Минобороны России, в период с <дата> по <дата> Минобороны России незаконно перечислило на вышеуказанные счета АО «Звезда-Стрела» бюджетные денежные средства на общую сумму 33 911 545,75 руб.

Всего в результате вышеописанных заранее согласованных совместных преступных действий Участника №1, Участника №2 и Агаповой Л.Ф., совершенных ими в период с 15.01.2016 по 23.12.2022 с прямым корыстным умыслом в составе организованной группы путем обмана и злоупотребления доверием сотрудников Минобороны России, в результате поставки по завышенным ценам изделий «тара» по четырем государственным контрактам, заключенным АО «Звезда-Стрела» с Минобороны России, были незаконно перечислены на вышеуказанные счета АО «Звезда-Стрела» и похищены Участником №1, Участником №2 и Агаповой Л.Ф. бюджетные денежные средства на общую сумму 33 911 545,75 руб. Похищенными денежными средствами Участник №1, Участник №2 и Агапова Л.Ф. в последующем распорядились по своему усмотрению.

В ходе предварительного следствия по ходатайству Агаповой Л.Ф. с ней было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.

В судебном заседании подсудимая Агапова Л.Ф. вину в совершении указанного преступления признала полностью, пояснив суду, что с предъявленным обвинением она согласна в полном объеме, при этом Агапова Л.Ф. дала признательные показания по существу предъявленного ей обвинения и указала, какое содействие следствию ею было оказано. В связи с чем, в судебном заседании Агапова Л.Ф. ходатайствовала о постановлении в отношении нее приговора в порядке, предусмотренном ст. 317.7 УПК РФ. При этом Агапова Л.Ф. пояснила суду, что данное ходатайство заявлено ею добровольно, особый порядок принятия судебного решения разъяснен ей защитником. Характер и последствия заявленного ходатайства, в том числе связанные с пределами обжалования приговора, Агапова Л.Ф. осознает. Данное ходатайство поддержано защитником подсудимой.

Государственный обвинитель в судебном заседании не возражал против постановления судом приговора без судебного разбирательства и также заявил, что 28.12.2022 заместителем военного прокурора ЮВО полковником юстиции Афинагеновым И.М.. и подсудимой в порядке ст. 317.3 УПК РФ было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, согласно которому Агапова Л.Ф. дала следующие обязательства: дать подробные и правдивые показания об обстоятельствах формирования недостоверных сведений расчетно-калькуляционных материалов относительно цены поставляемых обществом комплектующих изделий; полно, достоверно и подробно рассказать о ранее неизвестном органам предварительного следствия участнике преступления – начальнике коммерческого управления АО «Звезда-Стрела» Слинько К.В.; дать показания по другим эпизодам преступной деятельности с участием Слинько К.В.; подтвердить свои показания в ходе следственных действий, в том числе очных ставок, и изобличить руководителя АО «Звезда-Стрела» Масленского В.В. и иных участников преступления в совершении хищения денежных средств путем обмана; выполнить другие действия, необходимые для полного и всестороннего расследования уголовного дела.

Во исполнение принятых на себя обязательств, в ходе производства предварительного следствия, обязательства, возложенные на Агапову Л.Ф. при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, выполнены. Агапова Л.Ф. оказала содействие в раскрытии и расследовании совершенного преступления, дав исчерпывающие показания и изобличив соучастников Масленского В.В. и Слинько К.В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Сведения, сообщенные Агаповой Л.Ф. при выполнении ею обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве, являются полными и правдивыми.

Изложенные государственным обвинителем сведения подтверждаются досудебным соглашением и представлением прокурора о рассмотрении данного уголовного дела в порядке, установленном главой 40.1 УПК РФ. Таким образом, в ходе судебного заседания были установлены характер и пределы содействия подсудимой в раскрытии и расследовании преступления, которая, помимо полного признания своей вины, в совершении инкриминируемого ей деяния, своими активными действиями способствовала изобличению и уголовному преследованию иных лиц. При таком положении, учитывая, что подсудимой Агаповой Л.Ф. соблюдены все условия и выполнены все обязательства, предусмотренные заключенным с нею досудебным соглашением о сотрудничестве, что в судебном заседании подтвердил государственный обвинитель, а также, что Агапова Л.Ф. добровольно и при участии защитника заключила со стороной обвинения досудебное соглашение о сотрудничестве, суд считает возможным постановить приговор по данному уголовному делу в порядке, установленном ст.317.7 УПК РФ.

Суд, изучив материалы уголовного дела, приходит к выводу, что обвинение, с которым согласилась подсудимая Агапова Л.Ф., обосновано, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, и квалифицирует ее действия по ч.4 ст.159 УК РФ как мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, совершенное с использованием своего служебного положения, организованной группой, в особо крупном размере.

При назначении наказания Агаповой Л.Ф. суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, смягчающие наказание обстоятельства, данные о ее личности, а также влияние назначенного наказания на ее исправление и на условия жизни ее семьи. Агапова Л.Ф. подлежит наказанию за совершенное ею преступление, поскольку достигла возраста, с которого наступает уголовная ответственность, вменяема.

В качестве обстоятельств, смягчающих в соответствии с ч.1 ст.61 УК РФ наказание Агаповой Л.Ф. суд учитывает: активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других участников преступления.

В качестве обстоятельств, смягчающих в соответствии с ч.2 ст.61 УК РФ наказание Агаповой Л.Ф., суд учитывает: признание вины, раскаяние в содеянном, наличие у подсудимой тяжелых заболеваний, требующих постоянного лечения.

Обстоятельств, отягчающих наказание, в соответствии со ст.63 УК РФ, не установлено.

В качестве иных данных характеризующих личность подсудимой суд учитывает, что она не судима, впервые привлекается к уголовной ответственности, на учете у нарколога и психиатра не состоит, по месту жительства зарекомендовала себя с удовлетворительной стороны.

Оснований для постановления приговора без назначения наказания и освобождения от наказания не имеется.

Исходя из критериев назначения наказания, предусмотренных ст.43, 60 УК РФ, основываясь на принципах справедливости и соразмерности наказания тяжести содеянного, принимая во внимание конкретные обстоятельства совершения подсудимой преступления, суд приходит к выводу, что ее исправление возможно только при назначении наказания в виде реального лишения свободы.

Суд считает, что с учетом совокупности всех обстоятельств по делу, а также сведений о личности подсудимой, несмотря на всю совокупность установленных судом смягчающих вину обстоятельств, суд приходит к убеждению о назначении наказания в виде реального лишения свободы, поскольку условная мера наказания не достигнет целей наказания и предупреждения совершения ею преступлений в будущем, оснований для применения ст.73 УК РФ не имеется.

С учетом приведенных выше обстоятельств, принимая во внимание обстоятельства совершения инкриминируемого преступления, мотив преступления, поведение подсудимой, суд приходит к убеждению о том, что нет необходимости назначения ей дополнительного наказания в виде штрафа и ограничения свободы.

С учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, личности подсудимой, принимая во внимание то, что указанное преступление, совершено подсудимой с использованием своего служебного положения, в результате чего мошенническим способом путем обмана и злоупотребления доверием организованной группой были похищены денежные средства, в особо крупном размере, принадлежащих государству на общую сумму 33 911 545,75 рублей, суд считает необходимым применить к Агаповой Л.Ф. дополнительное наказание в соответствии с ч.3 ст.47 УК РФ в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с выполнением управленческих, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в коммерческих организациях на определенный срок.

При назначении наказания суд учитывает положения ч.2 ст.62 УК РФ, так как имеется смягчающее обстоятельство, предусмотренное п.«и» ч.1 ст.61 УК РФ и отсутствуют отягчающие обстоятельства.

Судом не установлено обстоятельств, предусмотренных ст.64 УК РФ, как исключительных, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновной, ее поведением во время или после совершения преступления и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, смягчающие обстоятельства учтены судом при определении срока наказания. Изложенные выше, как смягчающие обстоятельства, ни каждое само по себе, ни все они в совокупности исключительными не являются.

Учитывая данные о личности подсудимой, ее состояние здоровья и наличие у нее ряда тяжелых заболеваний, требующих постоянного лечения, отношение подсудимой к последствиям совершенного преступления, активную роль Агаповой Л.Ф. в раскрытии преступления, изобличении иных соучастников преступной деятельности, раскаяние в содеянном, способ совершения ею преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, степень реализации преступных намерений, роль подсудимой Агаповой Л.Ф. в преступлении, её участие в присвоении похищенных денежных средств, характер и размер наступивших в результате ее действий последствий, принимая во внимание, что в действиях Агаповой Л.Ф. не имеется отягчающих наказание обстоятельств, установлено наличие нескольких смягчающих обстоятельств, в том числе и обстоятельство, предусмотренное п.«и» ч.1 ст.61 УК РФ- активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, свидетельствующего, по мнению суда, об уменьшении степени общественной опасности содеянного, таким образом суд считает возможным изменить категорию совершенного Агаповой Л.Ф. преступления с тяжкого на преступление средней тяжести, так как полагает, что приведённые в приговоре фактические обстоятельства совершенного преступления свидетельствует о том, что действительная опасность её действий и роль в совершении преступления не столь велика, чтобы считать содеянное подсудимой Агаповой Л.Ф. тяжким преступлением.

При решении вопроса о виде исправительного учреждения в соответствии с требованиями ст.58 УК РФ, отбывание наказания подсудимой следует определить в колонии поселении, с учетом того, что судом понижается категория тяжести, совершенного подсудимой преступления, и Агапова Л.Ф. осуждается за совершение преступления средней тяжести и ранее не отбывала наказание в виде лишения свободы.

22.11.2022 подозреваемая Агапова Л.Ф. задержана в соответствии со ст.ст. 91 и 92 УПК РФ. 27.11.2022 Октябрьским районным судом г. Ростова-на-Дону в отношении обвиняемой Агаповой Л.Ф. избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, срок которого неоднократно продлевался установленным порядком. 12.05.2023 235 гарнизонным военным судом мера пресечения Агаповой Л.Ф. изменена на запрет определенных действий, в котором отсутствует запрет выхода из жилого помещения.

В связи с чем, суд полагает необходимым зачесть в срок отбывания наказания: время содержания Агаповой Л.Ф. под стражей и под домашним арестом.

Потерпевшим по уголовному делу Министерством обороны Российской Федерации заявлен гражданский иск на сумму 33 911 545,75 руб. Подсудимая и ее защитник с исковыми требованиями согласились в полном объеме.

Разрешая исковые требования, суд, руководствуясь действующим законодательством, приходит к следующему.

Агапова Л.Ф. в составе организованной группы похитила бюджетные денежные средства в общей сумме 33 911 545,75 руб., причинив имущественный ущерб Минобороны России. Размер причиненного имущественного ущерба определен заключениями экспертов и не оспаривается подсудимой, в связи с чем, размер причиненного материального ущерба суд считает доказанным.

В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный преступлением, подлежит возмещению в полном объеме лицом, виновным в его совершении. Лица, совместно причинившие вред, в соответствии с п.1 ст.1080 ГК РФ, отвечают перед потерпевшим солидарно. По смыслу закона, если имущественный вред причинен подсудимым совместно с другим лицом, в отношении которого дело было выделено в отдельное производство, суд возлагает обязанность по его возмещению в полном объеме на подсудимого.

Принимая во внимание, что Агапова Л.Ф. осуждается за совершение преступления в составе организованной группы, в отношении Масленского В.В. 27.06.2024 Таганрогским городским судом Ростовской области вынесен приговор, которым удовлетворен иск Минобороны России и взыскан в пользу Министерства обороны Российской Федерации материальный ущерб в сумме 404 842 596,29 рублей, суд возлагает на Агапову Л.Ф. обязанность по возмещению заявленного потерпевшим гражданского иска в полном объеме солидарно с Масленским В.В.

Судьбу вещественных доказательств суд определяет по правилам ст.81 УПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 296, 299, 303-304, 307-309, 316, 317.7 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Агапова Л.Ф. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ и назначить ей наказание в виде лишения свободы на срок 2 года с отбыванием наказания в колонии поселении.

В соответствии с ч.3 ст.47 УК РФ применить дополнительное наказание и лишить Агапова Л.Ф. права заниматься деятельностью, связанной с выполнением управленческих, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в коммерческих организациях на срок 1 год.

На основании ч.6 ст.15 УК РФ изменить категорию совершенного Агапова Л.Ф. преступления, считая совершенное Агапова Л.Ф. преступление, преступлением средней тяжести.

Меру пресечения в виде запрета определенных действий в отношении Агапова Л.Ф. после вступления приговора суда в законную силу – отменить.

Агапова Л.Ф. явиться в колонию-поселение самостоятельно, срок наказания исчислять с момента фактического прибытия в колонию-поселение для отбытия наказания. Исполнение приговора в части направления и помещения Агаповой Л.Ф. в колонию поселение возложить на ГУФСИН России по Ростовской области. Время следования Агаповой Л.Ф. к месту отбывания наказания в соответствии с предписанием, предусмотренным ч.1 ст.75.1 УИК РФ, засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день.

Зачесть Агапова Л.Ф. в срок наказания время содержания под стражей с 22.11.2022 по 27.11.2022 включительно в соответствии с п. «в» ч.3.1 ст.72 УК РФ из расчета один день содержания под стражей за два дня отбывания наказания в колонии поселении.

Зачесть Агапова Л.Ф. в срок наказания время содержания под домашним арестом с 27.11.2022 по 12.05.2023 включительно в соответствии с ч.3.4 ст.72 УК РФ из расчета два дня содержания под домашним арестом за один день содержания под стражей, затем в порядке п. «в» ч.3.1 ст.72 УК РФ из расчета один день содержания под стражей за два дня отбывания наказания в колонии поселении.

Гражданский иск Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить. Взыскать с Агапова Л.Ф. и Масленский В.В. солидарно в пользу Министерства обороны Российской Федерации материальный ущерб в сумме 33 911 545,75 рублей.

Вещественные доказательства подлежат дальнейшему хранению по месту их нахождения до принятия итогового решения по выделенным уголовным делам.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение 15 суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора, но не по основанию, предусмотренному пунктом 1 ст.389.15 УПК РФ.

В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе в течение 15 суток со дня вручения ему копии приговора ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем он должен указать в своей апелляционной жалобе.

Судья             /подпись/ Д.Л. Злобин

1-306/2024

Категория:
Уголовные
Истцы
Коломиец Александр Сергеевич
Другие
Тонапетян Мавсес Арутюнович
Агапова Лидия Федоровна
Каленская Раиса Викторовна
Суд
Таганрогский городской суд Ростовской области
Судья
Алейнер Олег Анатольевич
Статьи

159

Дело на странице суда
taganrogsky.ros.sudrf.ru
24.04.2024Регистрация поступившего в суд дела
24.04.2024Передача материалов дела судье
21.05.2024Передача материалов дела судье
21.05.2024Решение в отношении поступившего уголовного дела
29.05.2024Судебное заседание
26.06.2024Судебное заседание
15.07.2024Судебное заседание
23.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2024Дело оформлено
15.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее