Решение по делу № 2а-957/2020 от 27.04.2020

57RS0026-01-2020-000870-85

Дело N 2а-957/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июля 2020 года                                                                                                    г. Орел

Орловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего Худова Ю.А.,

при секретаре Савковой А. М.,

с участием представителя административного истца, по доверенности, Никитиной Н.Н.,

административного ответчика Мосина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Орловской области к Мосину А. В. о взыскании недоимки по налогам и пени,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России N 8 по Орловской области обратилась в суд с административным иском к Мосину А.В., с учетом уточнений в порядке ст. 46 КАС РФ, о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 4200 руб. и пени в размере 67,05 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 438 руб., мотивируя требование тем, что ответчик имеет в собственности транспортное средство и квартиру и в соответствии с действующим налоговым законодательством обязан к уплате налогов.

В судебном заседании представитель административного истца, Никитина Н.Н., заявленные требования поддержала.

Административный ответчик Мосин А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, не согласен с суммой исчисленных налогов, полагая, что при исчислении транспортного налога на автомобиль "Фольксваген Транспортер" неправильно применена налоговая ставка, поскольку данный автомобиль относится к категории легковых, а не грузовых автомобилей. Кроме того, полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, так как на исполнении в службе судебных приставов находится судебный приказ, вынесенный мировым судьей судебного участка N 2 Орловского района Орловской области, о взыскании с него задолженности по налогам за тот же период, то есть, с аналогичными требованиями. Помимо этого, заявил о применении срока исковой давности.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговый орган должен направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 рабочих дней (пункт 6 статьи 6.1 Кодекса) до наступления срока платежа. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (пункт 3 статьи 52 Кодекса).

Предельный срок уплаты транспортного налога, налога на имущество физических лиц - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим соответствующим налоговым периодом, установлен пунктом 1 статьи 363, пунктом 1 статьи 409 Кодекса.

В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В силу п. 4 ст. 52 и п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление, требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления, требования об уплате налога по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно статье 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ, в том числе жилой дом, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Как следует из пункта 1 статьи 362, пункта 2 статьи 408 Кодекса суммы транспортного налога и налога на имущество физических лиц исчисляются налоговыми органами не на основании полученных от налогоплательщиков - физических лиц сообщений о наличии у них транспортных средств и (или) объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, а на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя (подпункт 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 2,5 руб. Указанная налоговая ставка может быть увеличена (уменьшена) законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в десять раз (п. 2).

Статьей 2 Закона Орловской области от 26.11.2002 N 289-ОЗ "О транспортном налоге" определяются ставки налога, действующие на территории Орловской области: автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 25 руб.

В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств в налоговые органы (утв. Приказом ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@), предусмотрены показатели "тип транспортного средства" и "назначение (категория) транспортного средства".

В п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указано, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства, подтверждающий, в том числе, наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, в третьей строке "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран" и т.п.

Поскольку для регистрации транспортного средства в органы государственной регистрации транспортных средств предоставляется паспорт транспортного средства, то доводы административного ответчика Мосина А.В. о том, что автомобиль "Фольксваген Транспортер" не относится к грузовым автомобилям, и, соответственно, налоговым органом неправильно применена налоговая ставка, суд находит несостоятельными. Обратного, административным ответчиком не доказано.

В силу п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база налога на имущество физических лиц определяется, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, согласно которому налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение об определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.

В Орловской области такое решение принято Законом Орловской области от 07.11.2016 N 2030-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Орловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" и действует с 01.01.2017.

Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома (п. 3 ст. 403 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 406 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (п. 2). Указанная налоговая ставка может быть уменьшена до нуля или увеличена, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 3).

В соответствии с Решением Неполодского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области N 3/1-СС от Дата в 2017 года на территории Неполодского сельского поселения Орловского района, в том числе, в <адрес>, действовала налоговая ставка на имущество физических лиц - 0,2 процента в отношении жилых домов, жилых помещений (информация, размещенная в общем доступе на сайте Федеральной налоговой службы РФ).

При этом, согласно п. 8 ст. 408 Налогового кодекса РФ при исчислении налога на имущество физических лиц в первом налоговом периоде, в котором налоговая база определяется, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, применяется коэффициент 0,2.

По сведениям налогового органа, Мосину А.В. на праве собственности в 2016-2017 г.г. принадлежали:

-автомобиль "Фольксваген Транспортер", г/н , VIN: , 1992 года выпуска, дата регистрации права - Дата;

- квартира с кадастровым номером 57:10:0570101:2136, площадью 72,30 кв.м, по адресу: <адрес>, дата регистрации права Дата (л.д. 9-10).

Из материалов дела следует, что Дата Мосину А.В. заказным письмом направлено налоговое уведомление N 1222910 от Дата со сроком уплаты до Дата, согласно которому он должен уплатить транспортный налог за автомобиль "Фольксваген Транспортер" за 2016 год в размере 2100 руб. (л.д. 11-12).

Дата Мосину А.В. заказным письмом направлено требование N 4904 со сроком уплаты Дата, согласно которому по состоянию на Дата Мосин А.В. должен уплатить недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 2100 руб. и пеню в размере 36,36 руб. ((2100 руб. х 16 дней (с Дата по Дата) х 8,25 % х 1 / 300) + (2100 руб. х 50 дней (с Дата по Дата) х 7,75 % х 1 / 300)) (л.д. 13-15).

Дата Мосину А.В. заказным письмом направлено налоговое уведомление N 64805044 от Дата со сроком уплаты до Дата, согласно которому он должен уплатить транспортный налог за автомобиль "Фольксваген Транспортер" за 2017 год в размере 2100 руб., налог на имущество физических лиц за квартиру с кадастровым номером 57:10:0570101:213Дата год в размере 438 руб. (л.д. 16-18).

Дата Мосину А.В. заказным письмом направлено требование N 2469 со сроком уплаты Дата, согласно которому по состоянию на Дата Мосин А.В. должен уплатить недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 2100 руб. и пеню в размере 30,69 руб. ((2100 руб. х 13 дней (с Дата по Дата) х 7,50 % х 1 / 300) + (2100 руб. х 44 дня (с Дата по Дата) х 7,75 % х 1 / 300)), недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 года в размере 438 руб. и пени в размере 6,40 руб. (л.д. 19-22).

Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса РФ, главой 32 КАС РФ.

Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно статье 75 Налогового кодекса РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.

Сумма задолженности по требованию N 4904 со сроком уплаты Дата не превышала 3000 руб., сумма задолженности по требованию N 2469 со сроком уплаты Дата также не превышала 3000 руб. Однако, общая сумма по двум требованиям, подлежащая взысканию с административного ответчика, превысила 3000 руб., поэтому шестимесячный срок исчисляется с Дата.

Таким образом, налоговый орган должен был обратиться в суд не позднее Дата.

Дата мировым судьей судебного участка N 2 Орловского района Орловской области по заявлению Межрайонной ИФНС России N 8 по Орловской области вынесен судебный приказ о взыскании с Мосина А.В. задолженности по налогам и пеней в сумме 4705,05 руб. Определением мирового судьи судебного участка N 2 Орловского района от Дата судебный приказ о взыскании с Мосина А.В. задолженности по налогам и пеней отменен на основании заявления должника (л.д. 5).

После отмены Дата судебного приказа налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском Дата.

Таким образом, сроки, установленные Налоговым кодексом РФ для взыскания налогов и пеней в судебном порядке, в настоящем случае соблюдены. Применение срока исковой давности, о котором заявляет административный ответчик, не было бы основано на нормах действующего законодательства, поскольку согласно ч. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Расчет подлежащих взысканию сумм произведен в соответствии с требованиями закона и является правильным, административным ответчиком с представлением допустимых доказательств не оспорен, суммы налогов и пеней, заявленные к взысканию, подтверждаются представленными в дело доказательствами.

Анализ приведенных норм материального права, имеющихся в деле доказательств и установленных по делу обстоятельств, показывает, что налоговым органом соблюдена процедура исчисления транспортного налога, налога на имущество физических лиц, пени за несвоевременную уплату транспортного налога, направления налоговых уведомлений и требований, а административным ответчиком допустимых доказательств в подтверждение оснований для освобождения от уплаты налога не представлено.

Довод административного ответчика о нахождении на исполнении у службы судебных приставов судебного приказа о взыскании с него налогов за тот же период, опровергается исследованными в судебном заседании доказательствами, поскольку согласно ответу мирового судьи судебного участка N 2 Орловского района Орловской области от Дата N 4700 копия определения от Дата об отмене судебного приказа от Дата о взыскании с Мосина А.В. задолженности по налогам и пеней была направлена в службу судебных приставов Дата, получена Дата (л.д. 50).

В случае, если административный ответчик полагает свои права нарушенными тем, что при наличии определения об отмене судебного приказа судебным приставом-исполнителем не вынесено постановление о прекращении исполнительного производства, он вправе в порядке гл. 22 КАС РФ оспаривать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя в судебном порядке.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ, подп. 19 п. 1 ст. 333.36, абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в размере 400 руб.

Руководствуясь ст. ст. 111, 175-180, 286, 289-290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административный иск удовлетворить.

Взыскать с Мосина А. В., Дата года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Орловской области задолженность по обязательным платежам и санкциям в сумме 4705,05 руб., в том числе: недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 2100 руб. и пеню за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год в сумме 36,36 руб., недоимку по транспортному налогу за 2017 год в сумме 2100 руб. и пеню за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год в сумме 30,69 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 438 руб.

Взыскать с Мосина А. В. в доход бюджета муниципального образования "город Орел" государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Орловский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Председательствующий                                                                Ю. А. Худов

Мотивированное решение составлено 14.07.2020.

2а-957/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МРИФНС № 8 по Орловской областим
Ответчики
Мосин Андрей Владимирович
Суд
Орловский районный суд Орловской области
Судья
Худов Ю. А.
Дело на странице суда
orlovsky.orl.sudrf.ru
27.04.2020Регистрация административного искового заявления
27.04.2020Передача материалов судье
29.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
24.06.2020Опр. о рассмотрении дела в общем порядке
24.06.2020Судебное заседание
17.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее