ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-23865/24
№ дела суда 1-й инстанции 2-142/2023
УИД 92RS0001-01-2022-003085-33
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 25 июля 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Грымзиной Е.В.,
судей: Дурневой С.Н., Самойловой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Чепилян Светлане Алексеевне об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, сносе самовольной постройки, по кассационной жалобе Чепилян Светланы Алексеевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 25 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В., судебная коллегия
установила:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Чепилян С.А., указав, что из собственности города Севастополя в федеральную собственность на основании распоряжения Правительства Севастополя от 20 марта 2015 г. № 195-РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» был передан земельный участок с кадастровым номером №, военного городка № 163, расположенный по адресу: <адрес>), поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для обслуживания административно-технической зоны. При осмотре имущественного комплекса военного городка № 163 истцом выявлено пересечение границ земельных участков, принадлежащих истцу и ответчику. При этом границы земельного участка, принадлежащего ответчику, на местности не определены, на территории участка расположен объект незавершенного капитального строительства. Министерство обороны Российской Федерации полагает, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ответчика вопреки требованиям законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Уточив в порядке статьи 39 ГПК РФ требования, просило истребовать из незаконного владения Чепилян С.А. земельный участок площадью 500+/-1 кв.м с кадастровым номером: №, по адресу: <адрес>, и обязать ответчика снести за свой счет расположенный на указанном земельном участке объект незавершенного строительства.
Решением Балаклавского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Министерству обороны Российской Федерации в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 25 марта 2024 г. решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 15 февраля 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворены, из незаконного владения Чепилян С.А. в федеральную собственность Российской Федерации истребован земельный участок площадью 500+/-1 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, на ответчика возложена обязанность снести за свой счет в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу объект незавершенного капитального строительства, расположенный на указанном земельном участке.
В кассационной жалобе Чепилян С.А. просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 25 марта 2024 г. отменить, оставить без изменения решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 15 февраля 2023 г. В обоснование доводов жалобы ссылается на допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в заседание суда не явились, сведений об уважительности причин своей неявки, не представили. При этом информация о движении дела отражена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции счел возможным на основании положений части 3 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) рассмотреть жалобу в данном судебном заседании в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании решения исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от 15 ноября 1994 г. № 4/86 выдан государственный акт на право постоянного пользования землей И-КМ № 002452 от 29 декабря 2001 г., согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>), площадью 5,8289 га, передан в постоянное пользование военной части № Министерства обороны ФИО2.
Согласно Распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 г. № 195-РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» недвижимое имущество военного городка № 163, расположенное по адресу: г. Севастополь, мыс Лермонтова, в количестве 11 зданий и сооружений, а также земельный участок, площадью 5,8289 га, безвозмездно переданы из собственности города Севастополя в федеральную собственность, что подтверждается актом приема-передачи имущества к Распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 г. № 195-РП.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 22 марта 2022 г., земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, мыс Лермонтова (Лермонтова дача), площадью 5,8289 +/- 1 кв.м поставлен на кадастровый учет, и ему присвоен кадастровый номер №. Объект недвижимости имеет статус «актуальный, ранее учтенный», категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для обслуживания административно-технической зоны. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно акту осмотра № 21/22 от 3 марта 2022 г., утвержденному врио начальника ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений», на земельный участок военного городка № 163 площадью 5,8289 га имеется полное наложение 18 земельных участков третьих лиц, в том числе земельного участка с кадастровым номером №, правообладателем которого является Чепилян С.А. На территории земельного участка расположен объект незавершенного капитального строительства.
Разрешая заявленные истцом требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что из первоначально предоставленного в постоянное пользование войсковой части 10158 Министерства обороны Украины земельного участка площадью 5,8289 га в установленном действовавшим на тот момент законодательством порядке были выделены 2 земельных участка обшей площадью 2,1 га, которые переданы Севастопольскому городскому Совету, впоследствии правообладателем оставшейся части земельного участка площадью 3,7306 га были осуществлены действия, направленные на разработку технической документации, постановке участка на кадастровый учет и получение государственного акта на земельный участок площадью 3,7306 га с учетом площади земель, переданных в пользование Севастопольского городского совета, между тем, земельный участок военного городка № 163, расположенного по адресу: г. Севастополь, мыс Лермонтова (Лермонтова дача), был поставлен на кадастровый учет в Едином государственном реестре недвижимости с указанием площади 5,8289 кв.м, на основании копии утратившего силу государственного акта от 29 декабря 2001 г., содержащего сведения о земельном участке без учета последующей передачи его части площадью 2,1 га в пользование Севастопольского городского Совета. В ходе рассмотрения дела на основании заявления представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управлением государственной регистрации и кадастра г. Севастополя осуществлены действия по исправлению технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, в частности, площадь участка изменена с 5,8289 кв.м, на 3,7306 кв.м, а также внесены сведения о ранее присвоенном кадастровом номере №. На момент рассмотрения дела сведения о земельном участке военного городка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, внесены с учетом прекращения права пользования Севастопольской квартирно-эксплуатационной части на часть земельного участка площадью 2,1 га, впоследствии переданную Севастопольскому городскому Совету.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции не согласился, указал, что земельный участок в состав которого входит спорный земельный участок, право собственности на который в настоящее время зарегистрировано за ответчиком, был предоставлен из состава земель г. Севастополя Министерству обороны СССР для размещения частей противовоздушной обороны. Основанием для выдела из первоначально предоставленного в постоянное пользование войсковой части № Министерства обороны Украины земельного участка площадью 5,8289 га земельных участка общей площадью 2,1 га, которые переданы Севастопольскому городскому Совету, послужило решение Министра обороны Украины от 10 декабря 2005 г. № 14632/з, которым данный земельный участок был исключен из учетных данных управления как земельный участок, относящийся к категории земель обороны. В силу норм действующего Земельного кодекса Украины, Закона Украины «Об использовании земель обороны», принятие такого решения находилось в исключительной компетенции Кабинета Министров Украины. Несмотря на разработку технической документации по землеустройству, земельный участок общей площадью 3,7306 га Министерства обороны Украины, в отсутствие соответствующего решения Кабинета Министров Украины, государственный акт на земельный участок площадью 3,73 га, не выдавался, решение об изъятии части земельного участка площадью 2,1 га в установленном законом порядке принято не было, что повлекло принятие Правительством Севастополя Распоряжения от 20 марта 2015 г. № 195-РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» недвижимого имущества военного городка № 163, расположенного по адресу: г. Севастополь, мыс Лермонтова, в количестве 11 зданий и сооружений, а также земельного участка площадью 5,8289 га из собственности города Севастополя в федеральную собственность. В связи с чем решение суда первой инстанции об отказе Министерству обороны Российской Федерации в иске отменил, принял новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Кассационный суд соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции как основанными на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
В абзаце первом пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Правительства Севастополя от 20 марта 2015 г. № 195-РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» из собственности города Севастополя в федеральную собственность передано недвижимое имущество военного городка № 163, расположенное по адресу: <адрес>, в количестве 11 зданий и сооружений, а также земельный участок площадью 5,8289 га.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №. Объект недвижимости имеет статус «актуальный, ранее учтенный», категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для обслуживания административно-технической зоны. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно акту осмотра № 21/22 от 3 марта 2022 г., утвержденному врио начальника ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений», на земельный участок военного городка № 163 площадью 5,8289 га имеется полное наложение 18 земельных участков третьих лиц, в том числе земельного участка с кадастровым номером №, правообладателем которого является Чепилян С.А. На территории земельного участка расположен объект незавершенного капитального строительства.
Ранее, до передачи в федеральную собственность Российской Федерации военный городок № 163 использовался войсковой частью 10158 Министерства обороны Украины.
Как следует из материалов инвентаризации землепользований Министерства обороны Украины, расположенных в административных границах города Севастополя от 1994 г., решением Севастопольского горисполкома от 7 марта 1967 г. № 5-П (в плане внешних границ землепользования указано решение Севастопольского горисполкома от 7 марта 1967 № 511) земельный участок № 1 предоставлен из состава земель г. Севастополя Министерству обороны СССР для размещения частей противовоздушной обороны.
Приказом командующего Одесского военного округа, указанный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>), закреплен за войсковой частью 10158.
На основания решения исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № выдан государственный акт на право постоянного пользования землей Н-КМ № 002452 от 29 декабря 2001 г., согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>), площадью 5,8289 га, передан в постоянное пользование военной части № Министерства обороны Украины.
В протоколе № 11 от 8 декабря 2005 г. заседания комиссии по вопросам использования имущественных комплексов, другого недвижимого войскового имущества и земель обороны, которые высвобождаются в ходе реформирования Вооруженных сил Украины, под номером 10 указан земельный участок военного городка №, площадью 2,1 га, расположенный в г. Севастополе.
На основании письма Крымского территориального квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Украины от 11 июля 2006 г., решением XIV Сессии Севастопольского городского Совета V созыва от 30 мая 2009 г. № 6987 прекращено право постоянного пользования Севастопольской квартирно-эксплуатационной части (морской) частью земельным участком общей площадью 2,1000 га, в том числе, земельным участком № 1 площадью 1,0000 га и земельным участком № 2 площадью 1,1000 га, расположенными в Балаклавском районе, м. Фиолент (Лермонтова дача), предоставленного войсковой части А1497 (10158) Министерства обороны Украины для размещения и постоянной деятельности военного городка №.
На Севастопольскую КЭЧ возложена обязанность в двухмесячный срок представить в Главное управление Госкомзема в г. Севастополе государственный акт на право постоянного пользования землей от 29 декабря 2001 г. регистрационный № 1221 для внесения соответствующих изменений.
Земельный участок площадью 2,1 га передан Севастопольскому городскому Совету по акту приема-передачи.
В соответствии с письмом Главного управления Госкомзема в г. Севастополе от 12 июня 2009 г. № 8-1-4/3149 земельный участок площадью 2,1 га, входивший в состав земель военного городка №, расположенного в районе м. Фиолент, Балаклавского района (Лермонтова дача), на основании решения Министра обороны Украины от 10 декабря 2005 г. № 14632/з был исключен из учетных данных управления как земельный участок, относящийся к категории земель обороны.
Согласно письму от 23 июня 2009 г. № 17/5/234, командир войсковой части № Борисенко О.П. обратился к начальнику Главного управления Государственного комитета по земельным ресурсам в г. Севастополе за выдачей нового государственного акта на земельный участок площадью 3,73 га в связи с утратой в 2004 г. прежнего.
Согласно акту приема-передачи земельного участка от 20 июля 2006 г. № 01/06 земельный участок, расположенный в Балаклавском районе м. Фиолент (Лермонтова дача) площадью 2,1 га Ялтинской КЭЧ района МО Украины передан Севастопольскому городскому главному управлению земельных ресурсов.
Из технической документации по землеустройству от 2011 г. следует, что на основании заявления войсковой части А3318 Министерства обороны Украины инженером землеустроителем разработана техническая документация, на основании которой главным управлением земельных ресурсов в <адрес> земельному участку общей площадью 3,7306 га присвоен кадастровый №.
Также вышеуказанной технической документацией определены каталоги координат граничных точек земельных участков № 1 и № 2 площадью 2,1 га и 3,7306 га соответственно, подлежащих передаче в Севастопольский горсовет для вывода земельных участков из состава земель Министерства обороны Украины (Военный городок № в районе Лермонтовой дачи).
В ходе выполнения работ по разработке технической документации на земельный участок площадью 3,7306 га, находящегося в пользовании войсковой части № Министерства обороны Украины, проведено согласование границ участка со смежными землепользователями, границы земельного участка закреплены в натуре на местности межевыми знаками, которые переданы на сохранение командиру войсковой части №.
Таким образом, основанием для выдела из первоначально предоставленного в постоянное пользование войсковой части 10158 Министерства обороны Украины земельного участка площадью 5,8289 га земельного участка общей площадью 2,1 га, которые переданы Севастопольскому городскому Совету, послужило решение Министра обороны Украины от 10 декабря 2005 г. № 14632/з, которым данный земельный участок был исключен из учетных данных управления как земельный участок, относящийся к категории земель обороны.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 326 Гражданского кодекса Украины, в государственной собственности находится имущество, которое принадлежит государству Украина. От имени и в интересах государства Украина право собственности осуществляют соответственно органы государственной власти. Управление имущества, которое находится в государственной собственности, осуществляется государственными органами, а в случаях, предусмотренных законом, может осуществляться иными субъектами.
Согласно статье 13 Земельного кодекса Украины, распоряжение землями государственной формы собственности отнесено к ведению Кабинета Министров Украины.
В соответствии со статьей 2 Закона Украины «Об использовании земель обороны», войсковым частям для выполнения возложенных на них функций, земельные участки передаются в постоянное пользование в соответствии с требованиями Земельного кодекса Украины. Особенности предоставления земельных участков войсковым частям, определяются Кабинетом Министров Украины.
Согласно части 3 статьи 2 Закона Украины «Об использовании земель обороны», размеры земельных участков необходимых для размещения войсковых частей и проведения ими постоянной деятельности, определяются в соответствии с потребностями на основании утвержденной в установленном порядке проектно-технической документации.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона Украины «О правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины и изданным в его развитие Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 2000 г. № 1919 «О порядке отчуждения и реализации военного имущества Вооруженных сил», решение об отчуждении военного имущества принимает Кабинет Министров Украины по представлению Министерства обороны Украины.
Между тем, решение об отчуждении земельного участка военного городка № 163 Кабинетом Министров Украины не принималось, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Приказ Министра обороны Украины № 234 от 21 апреля 2005 г., которым внесены изменения в Положение о порядке предоставления в пользования земель для нужд Вооруженных сил Украины, в частности пунктом 44 заместителю Министра обороны Украины предоставлено право на изъятие земельных участков, которые не используются Вооруженными силами Украины площадью до 50 га, а также на передачу земельных участков органам местного самоуправления, не являлся основанием для отчуждения земельных участков, поскольку вышеуказанным Приказом фактически за заместителем Министра обороны Украины закреплено право выходить с инициативой и предложением изъятия земельных участков, которые не используются Вооруженными силами Украины, принимать решения по подготовке указанных действий, что фактически и было сделано, тогда как в силу указанных выше положений Земельного законодательства Украины, Закона Украины «Об использовании земель обороны», распоряжаться землями государственной формы собственности отнесено к ведению исключительно Кабинета Министров Украины.
Кроме того, из материалов дела следует, что несмотря на разработку технической документации по землеустройству, земельный участок общей площадью 3,7306 га Министерства обороны Украины, в отсутствие соответствующего решения Кабинета Министров Украины, государственный акт на земельный участок площадью 3,73 га, не выдавался, так как это противоречит нормам действующего на тот период Украинского законодательства, то есть факт выбытия из собственности земельного участка Министерства обороны Украины площадью 5,8289 га, земельного участка площадью 2,1 га, в установленном законом порядке не подтвержден.
Статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.
Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения сорных правоотношений), определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.
Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины, гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.
К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства относительно отведения земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Из статьи 9 Земельного кодекса Украины следует, что к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия относительно распоряжениями землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.
Также из пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины следует, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Решением XV Сессии Севастопольского городского Совета V созыва от 14 июля 2009 г. № 7674 утверждены материалы выбора места расположения земельного участка ориентировочной площадью 0,05 га, испрашиваемого Цалоевой О.Н., предыдущим собственником спорного земельного участка, для индивидуального жилищного строительства по Фиолентовскому шоссе, 114/7, Цалоевой О.Н. дано согласие на разработку плана землеустройства по отводу испрашиваемого земельного участка.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 12 декабря 2018 г. № 19962-РДЗ Цалоевой О.Н. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по указанному адресу площадью 500 кв.м.
Таким образом принятие распоряжений департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 12 декабря 2018 г. № 19962-РДЗ по заявлению Цалоевой О.Н. осуществлялось с учетом особенностей завершения оформления прав на земельные участки на территории г. Севастополя.
4 августа 2020 г. на основании договора купли-продажи Цалоева О.Н. продала указанный земельный участок Чепилян С.Л.
В силу положений части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно статье 20 ЗК Украины изменение целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц осуществляется по инициативе собственников земельных участков в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.
В соответствии с частью 2 статьи 149 ЗК Украины изъятие земельных участков осуществляется с согласия землепользователей на основании решений Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной республики Крым, местных государственных администраций, сельских, поселковых, городских Советов в соответствии с их полномочиями.
При этом, спорный земельный участок у Министерства обороны Украины не изымался, целевое назначение земельного участка не изменялось.
Следовательно, земельный участок, в состав которого входит и спорный, исходя из положений статьи 13 Земельного кодекса Украины, статьи 2 Закона Украины «Об использовании земель обороны», не мог быть передан Цалоевой О.Н. на основании решения Севастопольского городского Совета, с отнесением данных земель к категории земель «для индивидуального жилищного строительства».
Фактически распоряжением Севастопольского городского Совета о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятого до 21 марта 2014 г., изменено целевое назначение указанных земель.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого- либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 этого федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношений.
Согласно статье 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 г. № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 г., являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее - Закон № 46-ЗС).
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона № 46-ЗС перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Постановлением Правительства города Севастополя № 202 от 7 августа 2014 г. утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права, согласно которому такими являются, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 г. государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок, а также акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Поскольку решение об изъятии части земельного участка площадью 2, 1 га, и земельного участка находящегося в пользовании войсковой части 10158 Министерства обороны Украины площадью 5,8289 га, Кабинетом Министров Украины принято не было, указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Правительством Севастополя Распоряжения от 20 марта 2015 г. № 195-РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» недвижимого имущества военного городка № 163, расположенного по адресу: г. Севастополь, мыс Лермонтова, в количестве 11 зданий и сооружений, а также земельного участка площадью 5,8289 га из собственности г. Севастополя в федеральную собственность.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (абзац 3 части 11 статьи 154) имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, отнесено к федеральной собственности.
Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (пункт 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082).
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации создано в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил Российской Федерации, расположенного на территории Республики Крым и города Севастополя.
Установив, что спорный земельный участок выбыл из федеральной собственности помимо воли собственника, с нарушением установленного порядка, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что спорный земельный участок подлежит изъятию у ответчика, а расположенное на нем строение – сносу.
Доводы кассационной жалобы о том, что постановлением Кабинета Министров Украины от 29 августа 2002 г. № 1282 был утвержден Порядок изъятия и передачи войскового имущества Вооруженных Сил, согласно которому по решению Кабинета Министров Украины в собственность поселков, городов или их общую собственность передаются целостные имущественные комплексы, тогда как к полномочиям Министерства Обороны отнесен вопрос передачи иного отдельного индивидуально определенного имущества, которое передается не в составе целостных имущественных комплексов, отмены судебного постановления не влекут, поскольку как указано выше, в отношении земельных участков Законами Украины был установлен специальный порядок их изъятия и предоставления гражданам, исключительно на основании соответствующих решений Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, сельских, поселковых, городских Советов в соответствии с их полномочиями. Спорный земельный участок в установленном порядке у Министерства обороны Украины не изымался, целевое назначение земельного участка не изменялось, в связи с чем выводы суда об удовлетворении исковых требований обоснованы.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отсутствие регистрации права собственности на спорный земельный участок за Министерством обороны не означает, что истец не является собственником имущества.
В пункте 2 статьи 214 ГК РФ, пункте 1 статьи 16 ЗК РФ закреплена презумпция государственной собственности на землю: земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 февраля 2021 г. № 186-О обратил внимание, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю и наличия на территории Российской Федерации значительного количества нераспределенной земли сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что участок является бесхозяйным.
Доводы кассационной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности также подлежат отклонению как основанные на неверном применении норм права и противоречащие обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из материалов дела следует, что о нарушении своего права истец узнал после составления акта осмотра № 21/22 от 3 марта 2022 г. согласно которому на земельный участок военного городка № 163 площадью 5,8289 га имеется полное наложение принадлежащего ответчику земельного участка, в суд истец обратился 10 августа 2022 г., т.е. в пределах срока исковой давности.
Поскольку спорное имущество выбыло из собственности помимо воли его собственника, в отсутствие законных оснований, доводы кассационной жалобы о добросовестности Чепилян С.А. к отмене судебных актов не состоятельны.
В целом доводы кассационной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, исследованных судом апелляционной инстанции, и к выражению несогласия стороной с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не свидетельствуют о нарушениях судом норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства.
Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы, а доводы кассационной жалобы не содержат указания на какие-либо новые обстоятельства, не учтенные и не проверенные судом при рассмотрении дела, и не свидетельствуют о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Обстоятельства, указанные заявителем в качестве доводов кассационной жалобы, являлись предметом оценки апелляционного суда, не подтверждают нарушений судом норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшегося по делу судебного постановления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 3 статьи 390 ГПК РФ).
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
В связи с тем, что судьей кассационной инстанции было приостановлено исполнение обжалуемого судебного акта, в силу положений статьи 379.3 ГПК РФ приостановление исполнения надлежит отменить.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 25 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Чепилян Светланы Алексеевны – без удовлетворения.
Приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 25 марта 2024 г., принятое определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 8 июля 2024 г., отменить.
Председательствующий:
Судьи: