Дело 2-122/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ижма 11 апреля 2016 года
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Пестрикова В.В.
при секретаре Гричак Н.М.
с участием старшего помощника прокурора Каневой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску: прокурора Ижемского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Ижемский» об устранении требований законодательства в области безопасности дорожного движения, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ижемского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Ижемский» об устранении требований законодательства в области безопасности дорожного движения, утверждая, что на основании поручения прокуратуры Республики Коми проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при организации движения пешеходов вблизи образовательных организаций, входе которой выявлены нарушения в деятельности администрации муниципального района «Ижемский» по обеспечению обустройства участка автомобильной дороги вблизи здания муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ижемская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Республика Коми, Ижемский район, с.Ижма, ул.Чупрова 76, необходимыми техническими средствами организации дорожного движения. В связи с тем, что выявленные нарушения нарушают права неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения, прокурор просит обязать администрацию муниципального района «Ижемский» в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить обустройство участка автомобильной дороги вблизи здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ижемская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: с.Ижма, ул.Чупрова 76, необходимыми техническими средствами организации дорожного движения, а именно: обустроить пешеходный переход с учетом требований п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 (оборудовать дорожными знаками, разметкой и стационарным наружным освещением); произвести замену существующих дорожных знаков 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение скорости» на новые дорожные знаки с использованием щитов со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета; нанести горизонтальную разметку, дублирующую знак 1.23; обеспечить устройство искусственных дорожных неровностей; установить ограждения перильного типа у наземного пешеходного перехода, расположенного на участке улицы, проходящем вдоль детского учреждения с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода; оборудовать пешеходный переход светофором Т.7.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ижемского района Канева Н.М. на исковых требованиях настаивает.
Представитель администрации муниципального района «Ижемский» ФИО4 вопрос по иску оставляет на усмотрение суда, пояснив, что согласен, что необходимо делать, когда будет решение администрация будет его исполнять, но необходимо определить по какой статье финансировать данные расходы.
Суд, заслушав старшего помощника прокурора Ижемского района Каневу Н.М., представителя администрации МР «Ижемский» ФИО4 и исследовав материалы дела приходит к следующему.
На основании статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства.
Из смысла статьи 132 Конституции Российской Федерации следует, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
В статье 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) гарантировано государством право гражданина на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 34 Закона № 196-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, пешеходные дорожки и тротуары.
Согласно статей 3, 6, 15, 17, 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закона об автомобильных дорогах) дорожная деятельность это деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог; к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации с 01.01.2015 года являются вопросами местного значения муниципальных районов, что так же закреплено в пункте 2 части 4 статьи 8 Устава муниципального образования муниципального района «Ижемский» (в редакции от 10.03.2015 года) согласно которого дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района «Ижемский».
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, указанных выше, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии со статьей 13 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства-участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях.
Согласно статьи 21 Закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
В связи с изменениями в национальные стандарты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, вступившими в силу с марта 2014 года, были введены повышенные требования к обустройству пешеходных переходов, в зоне образовательных учреждений, которые предусматривают установку дорожных знаков на флуоресцентной основе, желто-зеленного цвета, в соответствии с требованием п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее по тексту - ГОСТ Р 52289-2004) светофоры типа" Т-7 (желтый мигающий сигнал), пешеходных ограждений, устройство искусственных неровностей.
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090) «Пешеходный переход» - это участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2* и выделенный для движения пешеходов через дорогу.
Согласно Приложению № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, знак 1.23 "Дети" устанавливается на участке дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.
В соответствии с п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004, знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.
В соответствии с п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004, на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Допускается применять и другие знаки на таких щитах в местах концентрации ДТП и для профилактики их возникновения на опасных участках.
В соответствии с п. 4.5.2.4. пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). ГОСТа Р-52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст.
В соответствии с п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004, ограничивающие пешеходные ограждения применяют:
- перильного типа - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода.
Дорожная разметка - важное средство организации дорожного движения. К разметке относятся линии, надписи и иные обозначения на проезжей части, бордюрах, элементах дорожных сооружений и обстановки дорог, устанавливающие порядок дорожного движения, показывающие габариты дорожных сооружений или указывающие направление дороги.
В соответствии с п. 6.2.27 ГОСТ Р 52289-2004, разметку 1.24.1, дублирующую дорожный знак 1.23, применяют у детских учреждений.
В соответствии с п. 6.2 изменений № 1 ГОСТ-Р-52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденных приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 09.12.2013г. № 2220-ст (с датой введения в действие 28.02.2014г.) искусственные неровности устраивают, в том числе, перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах.
В соответствии с п. 7.2.10 ГОСТ Р 52289-2004 Светофоры Т.7 применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов. Светофоры Т.7 должны обеспечивать мигание одного сигнала с частотой 1 миг./с (допускается отклонение от указанной частоты 10%).
Вместе с тем, как установлено входе проверки, для обеспечения безопасности дорожного движения в близи МБОУ «Ижемская СОШ» в настоящее время необходимо: обустроить пешеходный переход с учетом требований п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 (оборудовать дорожными знаками, разметкой и стационарным наружным освещением); произвести замену существующих дорожных знаков 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение скорости» на новые дорожные знаки с использованием щитов со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета; нанести горизонтальную разметку, дублирующую знак 1.23; обеспечить устройство искусственных дорожных неровностей; установить ограждения перильного типа у наземного пешеходного перехода, расположенного на участке улицы, проходящем вдоль детского учреждения с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода; оборудовать пешеходный переход светофором Т.7.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Администрацией МР «Ижемский» доказательств устранения указанных выше нарушений в области безопасности дорожного движения представлено не было.
Представитель администрации МР «Ижемский» предъявленные прокурором исковые требования не оспаривает и оставляет вопрос об их удовлетворении на усмотрение суда.
В МБОУ «Ижемская СОШ» в текущем учебном 2015-2016 году обучается 607 детей, в том числе, в здании № 1 обучается 332 человека с 5 по 9 классы и 41 человек 2в и 4а классов, в здании № 2 начальной школы (с. Ижма, ул. Семяшкина, д.30) обучаются 234 человека. При этом, согласно режиму питания учащихся начальной школы ежедневно 234 обучающихся ходят в здание № 1 в школьную столовую, также в здании № 1 у обучающихся начального звена проводятся уроки физической культуры, английского языка. Перемещение детей из здания № 1 в здание № 2 и обратно происходит через проезжую часть, следовательно, при отсутствии надлежащих технических средств безопасности на пешеходном переходе их жизнь и здоровье ежедневно подвергаются опасности.
Таким образом, в связи с тем, что обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения относится к полномочиям муниципального района «Ижемский» и в настоящее время указанные в исковом заявлении нарушения ответчиком не устранены и не оспариваются, оценив представленные суду доказательства в порядке ст.67 ч.1 ГПК РФ, суд находит предъявленные прокурором исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом того, что для исполнения решения суда ответчику необходимо изыскать денежные средства, найти соответствую организацию, произвести монтаж оборудования, суд находит возможным, установить администрации МР «Ижемский» срок для исполнения решения суда 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Администрация МР «Ижемский» как орган местного самоуправления выступающий в качестве ответчика от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ижемского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Ижемский» в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить обустройство участка автомобильной дороги вблизи здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ижемская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу Республика Коми, Ижемский район, с. Ижма, ул. Чупрова, д. 76, необходимыми техническими средствами организации дорожного движения, а именно: обустроить пешеходный переход с учетом требований п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 (оборудовать дорожными знаками, разметкой и стационарным наружным освещением); произвести замену существующих дорожных знаков 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение скорости» на новые дорожные знаки с использованием щитов со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета; нанести горизонтальную разметку, дублирующую знак 1.23; обеспечить устройство искусственных дорожных неровностей; установить ограждения перильного типа у наземного пешеходного перехода, расположенного на участке улицы, проходящем вдоль детского учреждения с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода; оборудовать пешеходный переход светофором Т.7.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца с момента вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья: В.В.Пестриков