Гр. дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2016 года <адрес>
Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Чукмаевой Т.Г., при секретаре Ш.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.Л. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,
установил :
В.Л. обратилась в суд с иском последующими уточнениями к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики-В. (межрайонное) – (далее-Управление) о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, по тем мотивам, что решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения из-за недостаточности стажа работы, дающего право на досрочную пенсию. Основанием отказа послужило, по мнению Комиссии по пенсионным вопросам, недостаточность специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с исключением из специального стажа следующих периодов работы:
- работу в должности Райакушера БУ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- работу в должности акушера родильного отделения БУ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- работу в должности акушера родильного отделения БУ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Просила признать решение комиссии по пенсионным вопросам Управления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать Управление включить в специальный стаж периоды работы в должности райакушера БУ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды работы в должности акушера родильного отделения БУ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, и назначить ей досрочную страховую пенсию с момента первоначального обращения с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании В. Л.Н. исковые требования поддержала по заявленным основаниям.
Представитель Управления, будучи надлежащим образом извещенным о дне времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление о рассмотрение дела в её отсутствие.
Третье лицо - БУ <данные изъяты> Минздравсоцразвития Чувашии будучи надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть без участия их представителя.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона (мужчины 60 лет, женщины 55 лет) лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
28 декабря 2013 года принят Федеральный закон № 400-«О страховых пенсиях», который вступил в законную силу с 01 января 2015 года. Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.
Пунктом 20 ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях», предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Решением Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ В.Л. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа.
Комиссией не включены периоды работы В. Л.Н. в <данные изъяты> в должности акушера родильного отделения БУ <данные изъяты>, и периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Из представленной копии Диплома истицы следует, что последняя в 1997 году окончила <данные изъяты> медицинское училище по специальности акушерка.
Из представленной трудовой книжки истицы следует, что в 1997 году была принята на работу акушеркой.
Отказ Управления во включении оспариваемых периодов в стаж работы, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, суд считает незаконным по следующим основаниям.
В списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в графе «Наименование должностей» предусмотрена «акушерка».
Работа истицы акушеркой в родильном отделении БУ « <данные изъяты> подтверждается исследованными в ходе судебного заседания справкой уточняющей работу в должностях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, штатными расписаниями, и представленными справками.
Из представленной должностной инструкции ФИОВ.Л.9 акушерки акушерского отделения следует, что функциональными обязанностями являются своевременное и точное выполнение назначения лечащего врача, оказывать медицинскую помощь при неосложненных родах самостоятельно или с врачом акушером-гинекологом при патологии родов, оказывать неотложную помощь доврачебную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях по профилю деятельности с последующим вызовом врача или направлением пациента в лечебно-профилактическое учреждение.
Отказывая истице в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения из-за недостаточности стажа работы, дающего право на досрочную пенсию, Управление руководствовалось тем, что наименование должности «райакушерка» не соответствует по Списку и, что индивидуальных лицевых счетах не содержатся сведения о досрочном назначении пенсии.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований истицы по формальным основаниям, Управление не учло, что право на пенсию по возрасту на льготных условиях вытекает из факта работы на конкретной должности.
Несоблюдение работодателем процедуры надлежащего оформления трудовых книжек работников и всех сопутствующих и подтверждающих работу документов, ненадлежащее хранение сведений о работе работника, неправильное наименование должности работника в документах как в трудовой книжке при приеме на работу, так и в приказах, не должно лишать конституционного права работника на его социальные гарантии.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона он 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» в Российской Федерации», при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Сведения о лицах, работающих по трудовому договору, представляют территориальным органам Пенсионного фонда РФ работодатели.
В соответствии с п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» страхователь обязан предоставить один раз в год сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Подобная норма закреплена и в п.2 ст.14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», согласно которому страхователи обязаны представить в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлена ответственность страхователя за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с вышеназванным Законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда РФ.
Таким образом, представление в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения - не относится к обязанностям застрахованного лица, предусмотренным ст.15 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании», и по смыслу действующего пенсионного законодательства застрахованное лицо не отвечает за невыполнение либо ненадлежащее выполнение своих обязанностей другими лицами, в том числе страхователем-работодателем.
Суд, анализируя представленные доказательства, приходит к выводу о том, что В. Л.Н. в течение указанного периода фактически работала на должности «акушера», и указанные периоды работы, в соответствии с подпунктом 20 ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» подлежат включению в стаж ее работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Требование истицы о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд считает обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии ст.196 ТК РФ, работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку повышения квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего, профессионального и дополнительного образования.
Из представленных в суд материалов дела, исследованных в ходе судебного следствия следует, что В. Л.Н. направлена на курсы повышения квалификации по направлению, и за время ее нахождения на курсах повышения квалификации, за ней сохранялась заработная плата, и из ее заработной платы должны были быть произведены исчисления пенсионные взносы в Пенсионный фонд.
По обстоятельству требования истицы о включении периодов её работы в должности райакушера БУ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как один год и три месяца, и периодов работы в должности акушерка родильного отделения БУ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и применение льготного исчисления к периодам нахождения на курсах повышения квалификации один год как один год и шесть месяцев суд считает обоснованными и подлежащими в удовлетворении по следующим основаниям.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - Постановление № 1066).
Пунктом 3 Постановления № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Этим же постановлением в пункте 2 были установлены правила исчисления сроков выслуги, согласно которым среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) должен быть учтен как 1 год и 3 месяца. Соответственно период работы истицы в должности райакушера БУ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в льготном исчислении один год работы как один год и три месяца.
Далее Утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в отношении акушерки патологии беременности, акушерки – акушерское физиологическое, предусмотрено один год работы как один год и шесть месяцев.
Из справки представленной БУ «Батыревская центральная районная больница» Минздрава Чувашии В.Л. следует, что в акушерское отделение входит: физиологическое родовое отделение; отделение патологии беременности. Работа акушерки акушерского отделения в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости один год работы как год и шесть месяцев.
Из представленных приказов о направлении на курсы повышения квалификации следует, что истица работодателем направлялась на курсы повышения квалификации в период работы в должности акушера, акушерского отделения, соответственно периоды нахождения на курсах квалификации подлежат включению в специальный стаж в том же порядке, что и в период работы, то есть один год работы как один год и шесть месяцев.
Таким образом, суд, исследуя все обстоятельства дела, и с учетом включенных спорных периодов в стаж работы приходит к выводу, что у В. Л.Н. на ДД.ММ.ГГГГ год специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии составляет менее 25 лет, и у неё в соответствии подпунктом 20 ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» не возникло право на назначение досрочной страховой пенсию по старости с момента первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
решил :
Исковые требования В.Л. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, удовлетворить частично.
Решение комиссии по пенсионным вопросам Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периодов работы в должности райакушера БУ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды работы в должности акушера родильного отделения БУ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным.
Включить периоды работы В.Л. в должности райакушера БУ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении один год работы как один год и три месяца; периоды работы в должности акушера родильного отделения БУ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ один год работы как один код и шесть месяцев, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В удовлетворении иска об обязании Государственное учреждение-Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) назначить В.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с момента первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его провозглашения в Верховный суд Чувашской Республики через Батыревский районный суд.
Председательствующий: Т.Г. Чукмаева