Дело № 2а- 574/2022 (2а-3732/2021)
Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2022 года г. Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Астаповой О.С., с участием помощника прокурора г. Электросталь Шамовой А.П., при секретаре Дергачевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора г. Электросталь в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратура г. Электросталь в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Свои требования мотивировали тем, что прокуратурой города Электросталь при осуществлении надзорных полномочий осуществлен мониторинг сети «Интернет» на предмет соблюдения требований законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которого выявлены обстоятельства, нарушающие положения закона.
Так, на Интернет-странице http://msk20.hit-magnit.com/ размещена информация об оказании услуг по продаже магнитов на счетчики воды с возможностью остановки прибора учета вследствие его модификации.
Посещение сайтов свободно для всех граждан, отсутствуют какие-либо ограничения, либо предупреждения об ограничении к их доступу по кругу лиц.
Согласно сведениям, размещенным на сайте http://eais.rkn.gov.ru/, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» Интернет-страница http://msk20.hit-magnit.com/ не значится.
Размещенная информация вводит в заблуждение неопределенный круг лиц. Ограничение доступа к информации требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. С учетом изложенного, административный истец просил суд признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети на Интернет-странице http://msk20.hit-magnit.com/ запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.; в целях ограничения доступа к указанным сайтам копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г. Электросталь Шамова А.П. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания. Его неявка не препятствует рассмотрению административного дела (ч.4 ст.263 КАС РФ).
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием вычислительной техники.
В соответствии с ч. 1,5 ст. 15 ФЗ № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что в сети «Интернет» на указанном сайте размещена информация, без соблюдения установленных законодательством требований.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается, в частности, использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Умышленное искажение показаний прибора учета приводит к неоплате потребителем фактически поставленной ему электрической энергии и в силу ст. 159 и ст. 165 УК РФ является уголовно наказуемым деянием.
Подобными действиями причиняется значительный ущерб экономическим интересам страны: в сфере услуг водоснабжения, сбора налогов, сдерживания роста тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, поддерживания высокого уровня коммунальных услуг, в том числе их доступности и качества.
Сайты с предлагаемой информацией не содержит указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений, а также способствуют их совершению, тем самым может повлечь негативные социальные и экономические последствия, нарушает публичные интересы РФ и права неопределенного круга лиц.
Посещение сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях защиты интересов государства, здоровья, прав и законных интересов прав граждан, и во исполнение действующего законодательства доступ к вышеуказанным сайтам следует ограничить.
В целях ограничения доступа к указанному сайту, содержащим запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» далее - Единый реестр) по основаниям, предусмотренным ст. 15.1 Закона
№ 149-ФЗ в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101.
В реестр, согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 3 статьи 15.1 названного Федерального закона создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).
Согласно пунктам 2.3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, признание судом сведений по продаже магнитов на счетчики воды с возможностью остановки прибора учета объема воды вследствие его модификации, содержащихся в вышеуказанных Интернет сайтах в качестве информации, распространение которой в РФ запрещено, в соответствии с ч. 1, п. 2 ч. 5 ФЗ № 149-ФЗ будет являться основанием для включения доменных имен вышеуказанных сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (ч.4 ст.265.5 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление прокурора г.Электростали Московской области в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать информацию в информационно-телекоммуникационной сети размещенную на Интернет-странице http://msk20.hit-magnit.com/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения названных сетевых адресов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: О.С. Астапова
В окончательной форме решение принято 17 января 2022 года
Судья: О.С. Астапова