Решение по делу № 2-308/2024 от 08.02.2024

11RS0020-01-2024-000302-23

Дело №2-308/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кослан

13 сентября 2024 года

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Мининой О.Н., при секретаре судебного заседания Митиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции по Удорскому району к АО «Коми тепловая компания» о возложении обязанности исполнить требования предписания об осуществлении перерасчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению,

установил:

Государственная жилищная инспекция по Удорскому району (далее - ГЖИ по Удорскому району) обратилась в суд к АО «Коми тепловая компания» с указанным исковым заявлением, в обоснование указала, что в период с 01 сентября 2022 по 07 сентября 2022 истцом проведена внеплановая документарная проверка, в результате которой выявлены нарушения обязательных требований ч. 9 ст. 23 Закона №416-ФЗ, пп. «а» п. 31, п. 2 приложения №1, п. 101 Правил №354, а именно питьевая вода не соответствует нормативным требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. С целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений 07.09.2022 ответчику выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований №02-20-24-22, которым АО «КТК» предписано в срок до 10.10.2022 осуществить жителям п. Усогорск Удорского района перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению.

ГЖИ по Удорскому району (с учетом уточнений) просила обязать АО «Коми тепловая компания» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу осуществить перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению:

- за период с сентября 2019 по июль 2022 гражданам, проживающим в пгт Усогорск Удорского района Республики Коми (за исключением граждан, проживающих на ст. Кослан);

- за период с апреля 2022 по июль 2022 гражданам, проживающим по адресам: <Адрес>; <Адрес>; <Адрес>; <Адрес>; <Адрес>; <Адрес>; <Адрес>; <Адрес>; <Адрес>;

- за период с марта 2022 по июль 2022 гражданам, проживающим по адресам: <Адрес>.

<Дата> определением суда в качестве третьих лиц привлечены Отев Р.В., Ильина К.П., Никифорова Л.Н., Борисова А.Н., Пашина О.А., Геунова В.В., Пигулина В.П., Пономарева И.В., Колева В.В., Илиева Е.А., Сорова А.А., Христова Е.В., Денисова Ю.П., Репета Л.М., Федорова А.С., Устинова Т.Г., Крапивина Е.С., Никифорова Т.Д., Александрова О.В., Нестерова И.А., Тарасова В.И., Романцова Н.Л., ООО «Коми коммунальные технологии».

<Дата> определением суда к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц ООО «Жилстрой», МУП «Экосервис», Управление Роспотребнадзора по Республике Коми.

Определением суда от <Дата> к участию в деле привлечено в качестве третьего лица ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения по Удорскому району».

Представитель истца ГЖИ по Удорскому району Шамаева И.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала. Пояснила, что самостоятельно лабораторных исследований качества питьевой воды не проводила, однако органолептические свойства (цветность и мутность) могла оценить визуально, что и было проделано ею в ходе проверки. Ответчик обжаловал предписание ГЖИ, но решениями арбитражных судов предписание признано законным и обоснованным.

Представитель ответчика АО «Коми тепловая компания» Романенко Ю.С., представители ООО «Коми коммунальные технологии», принимавшие участие в судебном заседании посредством системы ВКС, просили в удовлетворении исковых требований отказать. Указали, что тарифы на холодное водоснабжение рассчитаны и уплачиваются населением как на техническую воду, еще в 2018 году Общество согласовало с Роспотребнадзором план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Считают, что положения Закона О водоснабжении и водоотведении позволяют им в спорный период не производить перерасчет по услуге «холодное водоснабжение».

Третье лицо Отев Р.В. в судебном заседании поддержал исковое заявление истца.

Третьи лица Ильина К.П., Никифорова Л.Н., Борисова А.Н., Пашина О.А., Геунова В.В., Пигулина В.П., Пономарева И.В., Колева В.В., Илиева Е.А., Сорова А.А., Христова Е.В., Денисова Ю.П., Репета Л.М., Федорова А.С., Устинова Т.Г., Крапивина Е.С., Никифорова Т.Д., Александрова О.В., Нестерова И.А., Тарасова В.И., Романцова Н.Л., ООО «Жилстрой», МУП «Экосервис», Управление Роспотребнадзора по Республике Коми, ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения по Удорскому району извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебном заседании участия не приняли.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям пункта 18 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) питьевая вода - это вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (часть 4).

В силу статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (часть 1).

В соответствии со статьей 23 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 данного Федерального закона (часть 1).

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (часть 2).

С 01.01.2002 по 28.02.2021 действовали санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001.

В силу п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенные в таблицах 2 и 3и в Приложении 2. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Окисляемость перманганатная не должна превышать 5,0 мг/л, содержание железа не должно превышать 0,3 мг/л, цветность воды должна составлять 20 градусов, мутность по каолину – 1,5 мг/л, формазину 2,6 мг/л (пп. 3.4.3, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. №3 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), в разделе IV которых изложены санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Гигиенические требования к качеству питьевой воды остались прежними.

Согласно пункту 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам (Нормативы качества и безопасности воды отражены в разделе III Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2).

Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:

превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;

превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год;

превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.

В пункте 76 СанПиН 2.1.3684-21 указано, что при несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие: выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой; отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения; максимальное ограничение срока действия временных отступлений, установленного по результатам санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения; информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды.

Из материалов дела следует, что в п. Усогорск Удорского района Республики Коми забор воды осуществляет АО «Коми тепловая компания» из поверхностного источника – реки Ус. Природный ресурс перед направлением в распределительную сеть населенного пункта проходит очистку на водоочистных сооружениях (далее – ВОС) ответчика.

Как заявлено истцом и не оспаривается ответчиком, в весенний и осенний периоды спорного периода (сентябрь 2019 г. по июль 2022 г.) АО «КТК» не выполнялись требования гигиенических нормативов питьевой воды по показателям: цветность, мутность, железо общее, перманганатная окисляемость.

<Дата> Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми согласован план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями в Удорском филиале АО «Коми тепловая компания» на 2019-2023, в том числе в п. Усогорск (строительство станции водоочистки производительностью до 1500 куб. м. в сутки в п. Усогорск, поверхностный водозабор).

План мероприятий по приведению качества питьевой воды является составной частью инвестиционной программы.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 30.10.2018 №46/1-Т утверждена инвестиционная программа АО «КТК» (Удорский филиал) в сфере холодного водоснабжения со сроком реализации с <Дата> по <Дата>, в том числе в п. Усогорск. В соответствии с инвестиционной программой доля проб питьевой воды, подаваемой с источников водоснабжения и не соответствующих нормам СанПин, составляет 87,5%.

<Дата> Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми согласован план мероприятий качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями в Удорском филиале АО «Коми тепловая компания» (установка ВОС в п. Усогорск, поверхностный водозабор в период с <Дата> по <Дата>).

На срок реализации плана мероприятий утверждены показатели допустимого уровня качества питьевой воды: мутность 10,05 мг/дм?, цветность 205,50 градусов, окисляемость перманганатная 37,20 мгО/дм?, железо 3,30 мг/дм?.

Контрольные исследования питьевой воды в п. Усогорск осуществлялись в ходе выездных проверок деятельности АО «КТК» органом Роспотребнадзора, а также лабораторией АО «КТК».

Согласно экспертному заключению <Номер> от <Дата> в исследованном образце воды питьевой централизованных систем водоснабжения, отобранном 18.02.2020 из РЧВ (резервуар чистой воды) на ВОС Удорского филиала АО «Коми тепловая компания» по адресу: <Адрес>, обнаруженная концентрация железа общего, с учетом погрешности составила - 1,32 мг/дм3, при нормативном показателе – 0,3 мг/дм3; в исследованном образце воды питьевой показатель цветности, с учетом погрешности составил 42,7 градусов, при нормативном показателе – 20 градусов; показатель мутности (по коалину), с учетом погрешности составил 1,85 мг/дм3, при нормативном показателе – 1,5 мг/дм3; показатель окисляемости перманганатной, с учетом погрешности составил 5,4 мг/дм3, при нормативном показателе 5,0 мг/дм3.

В исследованном образце воды питьевой централизованных систем водоснабжения, отобранном <Дата> из разводящей сети в МДОУ «Усогорский детский сад «Аленка» по адресу: <Адрес>, обнаруженная концентрация железа общего, с учетом погрешности составила 1,23 мг/дм3, при нормативном показателе – 0,3 мг/дм3; показатели: запах и привкус (при 20?С), с учетом погрешности составили 3 балла, при нормативном показателе – 2 балла; показатель цветности, с учетом погрешности составил 42 градуса, при нормативном показателе – 20 градусов; показатель мутности (по коалину), с учетом погрешности составил – 1,85 мг/дм3, при нормативном показателе – 1,5 мг/дм3; показатель окисляемость перманганатная, с учетом погрешности составил 5,04 мг/дм3, при нормативном показателе – 5,0 мг/дм3.

Согласно экспертному заключению <Номер> от <Дата> в исследуемом образце питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения, отобранный <Дата> в период с 10:00 по 15:00 на ВОС РЧВ по адресу: <Адрес> <Адрес>б:

- по органолептическому показателю безопасности: мутность с учетом погрешности составила 3,9 мг/дм3, при нормативном показателе 1,5 мг/дм3, что не соответствует требованиям п.5 таблицы 3.1 раздела III СанПиН <Дата>-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- по органолептическим показателям безопасности: запах, цветность соответствует требованиям п.п.1,3 таблицы 3.1 раздела III СанПиН 1.2.3685-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- по обобщенным показателям: жесткость, перманганатная окисляемость водородный показатель (pH) соответствует требованиям п.п. 2,4,6 таблицы 3.3 раздела III СанПиН 1.2.3685-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности безвредности для человека факторов среды обитания»;

- концентрация химического вещества - общее железо (суммарно) с учет грешности составила 0,75 мг/дм3, при нормативном показателе 0,3 мг/дм3, что не соответствует п. 556 таблицы 3.13 раздела III СанНиН 1.2. 3685-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ: аммиак и аммоний-ион, марганец (суммарно) соответствует требованиям п.п. 106,717 таблицы раздела III СанПиН 1.2. 3685-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Исследуемый образец питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения, отобранный <Дата> в период с 10:00 по 15:00 на пищеблоке ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ» по адресу: <Адрес>:

- по органолептическому показателю безопасности: мутность с учетом погрешности ставила 3,9 мг/дм3, при нормативном показателе 1,5 мг/дм3, что не соответствует требованиям п.5 таблицы 3.1 раздела III СанПиН <Дата>-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- по органолептическим показателям безопасности: запах, цветность соответствует требованиям п.п. 1,3 таблицы 3.1 раздела III СанПиН 1.2. 3685-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- по обобщенным показателям: жесткость, перманганатная окисляемость, водородный показатель (pH) соответствует требованиям п.п. 2,4,6 таблицы 3.3 раздела III СанПиН 3685-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- концентрация химического вещества - общее железо (суммарно) с учетом погрешности составила 0,78 мг/дм3, при нормативном показателе 0,3 мг/дм3, что не соответствует п. 556 таблицы 3.13 раздела III СанПиН 1.2.3685-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ: аммиак и аммоний-ион, марганец (суммарно) соответствует требованиям п.п. 106,717 таблицы 3.13 раздела III СанПиН 1.2.3685-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Приказами Комитета Республики Коми по тарифам «О льготных тарифах в сфере холодного водоснабжения, водоотведения в Республике Коми» <Номер> от <Дата>, <Номер> от <Дата>, <Номер> от <Дата> для потребителей воды в п. Усогорск на 2019-2022 гг. установлены льготные тарифы на питьевое водоснабжение.

Установлено, что на основании решения и.о. руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) Микушевой О.М. <Номер> от <Дата> Инспекцией совместно со Службой в связи с поступившими обращениями граждан, содержащими доводы о предоставлении коммунальной услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества жителям <Адрес>, в отношении АО «КТК», являющегося исполнителем указанной коммунальной услуги в п. Усогорск, проведена внеплановая документарная проверка.

В ходе проверки установлено, что в период с сентября 2019 года по июль 2022 года качество питьевой воды, поставляемой АО «КТК» жителям п. Усогорск, по цветности и мутности не соответствовало санитарно - эпидемиологическим требованиям, что привело к нарушениям заявителем обязательных требований, установленных частью 9 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ), подпункта «а» пункта 31 и пункта 101 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила №354), пункта 2 приложения №1 к Правилам №354.

Результаты проверки зафиксированы в акте документарной проверки <Номер> от <Дата>.

Для устранения выявленных в ходе проведения проверки нарушений, Государственной жилищной инспекцией по Удорскому району вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований <Номер>Г от <Дата>, которым АО «КТК» предложено в срок до <Дата> осуществить перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению:

- за период с сентября 2019 года по июль 2022 года гражданам, проживающим в п. Усогорск Удорского района Республики Коми (за исключением граждан, проживающих на ст. Кослан п. Усогорск);

- период с марта 2022 года по июль 2022 года гражданам, проживающим по адресам: <Адрес>.

Не согласившись с вынесенным предписанием, АО «КТК» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании его недействительным.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от <Дата> в удовлетворении заявленных требований отказано.

<Дата> постановлением Второго арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

При рассмотрении данного дела в арбитражном суде первой инстанции доводов АО «КТК» о наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных Федеральным законом №416-ФЗ и позволяющих на период реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требования допускать несоответствие качества подаваемой питьевой воды, не рассматривалось. В решении суда второй инстанции указано, что ресурсоснабжающая организация не освобождается от обязанности снижать размер платы по холодному водоснабжению в случае предоставления данной услуги ненадлежащего качества. Однако, как установлено в судебном заседании, АО «КТК» изначально утверждены льготные тарифы по холодному водоснабжению.

Порядок разрешения вопроса о предоставлении воды надлежащего качества регламентирован статьей 23 Закона о водоснабжении, которая устанавливает следующее:

в случае ухудшения качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направлять уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение;

при этом органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечить приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.

Пунктами 5 - 9 статьи 23 Закона о водоснабжении урегулированы случаи несоответствия средних уровней показателей проб питьевой воды нормативам качества питьевой воды и порядок приведения качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

Срок установления отклонения от гигиенических нормативов по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства воды, установлен пунктом 9 статьи 23 Закона о водоснабжении и определяется сроком реализации мероприятий по улучшению качества питьевой воды (но не более 7 лет) для конкретной системы водоснабжения.

Учитывая, что необходимость и сроки установления временных отступлений зависят от плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, вопрос по установлению временных отступлений целесообразно решать в ходе разработки таких планов мероприятий.

При этом в плане мероприятий должны быть указаны показатели, по которым устанавливаются временные отступления, их значения, мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 марта 2021 г. №02/4905-2021-23 «О применении СанПиН 2.1.3684-21» указано, что в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 23 Закона о водоснабжении на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность.

Кроме того, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определено, что срок установления отклонения от гигиенических нормативов по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства воды, установлен пунктом 9 статьи 23 Закона о водоснабжении и определяется сроком реализации мероприятий по улучшению качества питьевой воды (но не более 7 лет) для конкретной системы водоснабжения.

По смыслу приведенных правовых норм законодателем определены условия, при соблюдении которых допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям на период реализации такого плана мероприятий: снижение качества питьевой воды осуществляется лишь в пределах, установленных в плане мероприятий; нарушение показателей качества питьевой воды не влияет на ее безопасность; не происходит еще большее снижение качества питьевой воды в течение срока реализации плана мероприятий.

Согласно части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлен принцип допустимости доказательств, согласно которому обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон №52-ФЗ) в целях установления соответствия требованиям настоящего федерального закона результатов деятельности юридических лиц должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации проводятся санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований.

По делу проведена судебная экспертиза, согласно заключению эксперта ФБУН «СЗНЦ гигиены и общественного здоровья» <Номер> от <Дата> оценка риска для здоровья населения, выполненная с учетом максимальных значений указанных показателей, а также с учетом значений временных отступлений от гигиенических нормативов, показала отсутствие опасности для здоровья населения от употребления питьевой воды, подаваемой населению п. Усогорск Удорского района Республики Коми. Значения показателей качества воды, установленные по данным представленных результатов лабораторных исследований, не представляют опасности для здоровья населения, однако могут вызывать органолептический дискомфорт вследствие выраженного запаха, цвета, и мутности.

В период действия СанПиН 2.1.4.1074-01 (план мероприятий по п. Усогорск утверждался в период действия именно данных санитарных правил) организации, предоставляющей услугу «Питьевая вода» не требовалось проводить оценку риска для здоровья населения, такая оценка стала необходимой с даты введения в действие СанПиН 1.2.3685-2021, поэтому доводы истца и третьего лица в этой части не основаны на законе.

Также на ответчика не возложена обязанность публиковать информацию о качестве питьевой воды. Согласно п. 10 ст. 23 Закона о водоснабжении и водоотведении органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов (ч. 10).

В случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») (ч. 11).

Ответчиком представлены доказательства о том, что на официальном сайте городского поселения «Усогорск» в разделе ЖКХ размещены: показатели проб питьевой воды с 2018 по 2024 год; актуализированные схемы водоснабжения и водоотведения, в которых приведены показатели качества холодной воды, указана информация о том, что будет производится реконструкция ВОС в п. Усогорск, указано, что вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям: железо, цветность, мутность, перманганатная окисляемость; уведомления ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Усть-Вымском районе о показателях проб питьевой воды. Существенного ухудшения качества питьевой воды не выявлено.

Согласно собранным лабораторным исследованиям за спорный период максимальные показатели гигиенических нормативов, установленные в плане мероприятий, не превышены, срок допустимых отклонений качества воды менее 7 лет, в настоящее время срок для реализации плана мероприятий не истек. Опасность для здоровья населения от употребления питьевой воды, подаваемой населению п. Усогорск Удорского района Республики Коми, не угрожает, что установлено экспертным заключением. Иные требования, указанные в ст. 23 Закона о водоснабжении и водоотведении, ответчиком соблюдены. При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований ГЖИ по Удорскому району.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Государственной жилищной инспекции по Удорскому району, ИНН <Номер>, к АО «Коми тепловая компания», ИНН <Номер>, об обязании в течение месяца со дня вступления решения в законную силу осуществить перерасчет платы по коммунальной услуге «холодное водоснабжение»:

- за период с сентября 2019 по июль 2022 гражданам, проживающим в поселке Усогорск Удорского района Республики Коми (за исключением граждан, проживающих на станции Кослан);

- за период с апреля 2022 по июль 2022 гражданам, проживающим по адресам <Адрес>

<Адрес>;

- за период с марта 2022 по июль 2022 гражданам, проживающим по адресам <Адрес>:

<Адрес>

<Адрес>

<Адрес>

<Адрес>

<Адрес>

<Адрес>

<Адрес>

<Адрес>

<Адрес>

<Адрес>

<Адрес>

оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - Минина О.Н.

Мотивированное решение составлено 20 сентября 2024 года.

11RS0020-01-2024-000302-23

Дело №2-308/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кослан

13 сентября 2024 года

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Мининой О.Н., при секретаре судебного заседания Митиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции по Удорскому району к АО «Коми тепловая компания» о возложении обязанности исполнить требования предписания об осуществлении перерасчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению,

установил:

Государственная жилищная инспекция по Удорскому району (далее - ГЖИ по Удорскому району) обратилась в суд к АО «Коми тепловая компания» с указанным исковым заявлением, в обоснование указала, что в период с 01 сентября 2022 по 07 сентября 2022 истцом проведена внеплановая документарная проверка, в результате которой выявлены нарушения обязательных требований ч. 9 ст. 23 Закона №416-ФЗ, пп. «а» п. 31, п. 2 приложения №1, п. 101 Правил №354, а именно питьевая вода не соответствует нормативным требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. С целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений 07.09.2022 ответчику выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований №02-20-24-22, которым АО «КТК» предписано в срок до 10.10.2022 осуществить жителям п. Усогорск Удорского района перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению.

ГЖИ по Удорскому району (с учетом уточнений) просила обязать АО «Коми тепловая компания» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу осуществить перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению:

- за период с сентября 2019 по июль 2022 гражданам, проживающим в пгт Усогорск Удорского района Республики Коми (за исключением граждан, проживающих на ст. Кослан);

- за период с апреля 2022 по июль 2022 гражданам, проживающим по адресам: <Адрес>; <Адрес>; <Адрес>; <Адрес>; <Адрес>; <Адрес>; <Адрес>; <Адрес>; <Адрес>;

- за период с марта 2022 по июль 2022 гражданам, проживающим по адресам: <Адрес>.

<Дата> определением суда в качестве третьих лиц привлечены Отев Р.В., Ильина К.П., Никифорова Л.Н., Борисова А.Н., Пашина О.А., Геунова В.В., Пигулина В.П., Пономарева И.В., Колева В.В., Илиева Е.А., Сорова А.А., Христова Е.В., Денисова Ю.П., Репета Л.М., Федорова А.С., Устинова Т.Г., Крапивина Е.С., Никифорова Т.Д., Александрова О.В., Нестерова И.А., Тарасова В.И., Романцова Н.Л., ООО «Коми коммунальные технологии».

<Дата> определением суда к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц ООО «Жилстрой», МУП «Экосервис», Управление Роспотребнадзора по Республике Коми.

Определением суда от <Дата> к участию в деле привлечено в качестве третьего лица ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения по Удорскому району».

Представитель истца ГЖИ по Удорскому району Шамаева И.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала. Пояснила, что самостоятельно лабораторных исследований качества питьевой воды не проводила, однако органолептические свойства (цветность и мутность) могла оценить визуально, что и было проделано ею в ходе проверки. Ответчик обжаловал предписание ГЖИ, но решениями арбитражных судов предписание признано законным и обоснованным.

Представитель ответчика АО «Коми тепловая компания» Романенко Ю.С., представители ООО «Коми коммунальные технологии», принимавшие участие в судебном заседании посредством системы ВКС, просили в удовлетворении исковых требований отказать. Указали, что тарифы на холодное водоснабжение рассчитаны и уплачиваются населением как на техническую воду, еще в 2018 году Общество согласовало с Роспотребнадзором план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Считают, что положения Закона О водоснабжении и водоотведении позволяют им в спорный период не производить перерасчет по услуге «холодное водоснабжение».

Третье лицо Отев Р.В. в судебном заседании поддержал исковое заявление истца.

Третьи лица Ильина К.П., Никифорова Л.Н., Борисова А.Н., Пашина О.А., Геунова В.В., Пигулина В.П., Пономарева И.В., Колева В.В., Илиева Е.А., Сорова А.А., Христова Е.В., Денисова Ю.П., Репета Л.М., Федорова А.С., Устинова Т.Г., Крапивина Е.С., Никифорова Т.Д., Александрова О.В., Нестерова И.А., Тарасова В.И., Романцова Н.Л., ООО «Жилстрой», МУП «Экосервис», Управление Роспотребнадзора по Республике Коми, ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения по Удорскому району извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебном заседании участия не приняли.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям пункта 18 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) питьевая вода - это вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (часть 4).

В силу статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (часть 1).

В соответствии со статьей 23 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 данного Федерального закона (часть 1).

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (часть 2).

С 01.01.2002 по 28.02.2021 действовали санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001.

В силу п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенные в таблицах 2 и 3и в Приложении 2. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Окисляемость перманганатная не должна превышать 5,0 мг/л, содержание железа не должно превышать 0,3 мг/л, цветность воды должна составлять 20 градусов, мутность по каолину – 1,5 мг/л, формазину 2,6 мг/л (пп. 3.4.3, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. №3 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), в разделе IV которых изложены санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Гигиенические требования к качеству питьевой воды остались прежними.

Согласно пункту 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам (Нормативы качества и безопасности воды отражены в разделе III Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2).

Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:

превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;

превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год;

превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.

В пункте 76 СанПиН 2.1.3684-21 указано, что при несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие: выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой; отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения; максимальное ограничение срока действия временных отступлений, установленного по результатам санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения; информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды.

Из материалов дела следует, что в п. Усогорск Удорского района Республики Коми забор воды осуществляет АО «Коми тепловая компания» из поверхностного источника – реки Ус. Природный ресурс перед направлением в распределительную сеть населенного пункта проходит очистку на водоочистных сооружениях (далее – ВОС) ответчика.

Как заявлено истцом и не оспаривается ответчиком, в весенний и осенний периоды спорного периода (сентябрь 2019 г. по июль 2022 г.) АО «КТК» не выполнялись требования гигиенических нормативов питьевой воды по показателям: цветность, мутность, железо общее, перманганатная окисляемость.

<Дата> Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми согласован план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями в Удорском филиале АО «Коми тепловая компания» на 2019-2023, в том числе в п. Усогорск (строительство станции водоочистки производительностью до 1500 куб. м. в сутки в п. Усогорск, поверхностный водозабор).

План мероприятий по приведению качества питьевой воды является составной частью инвестиционной программы.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 30.10.2018 №46/1-Т утверждена инвестиционная программа АО «КТК» (Удорский филиал) в сфере холодного водоснабжения со сроком реализации с <Дата> по <Дата>, в том числе в п. Усогорск. В соответствии с инвестиционной программой доля проб питьевой воды, подаваемой с источников водоснабжения и не соответствующих нормам СанПин, составляет 87,5%.

<Дата> Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми согласован план мероприятий качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями в Удорском филиале АО «Коми тепловая компания» (установка ВОС в п. Усогорск, поверхностный водозабор в период с <Дата> по <Дата>).

На срок реализации плана мероприятий утверждены показатели допустимого уровня качества питьевой воды: мутность 10,05 мг/дм?, цветность 205,50 градусов, окисляемость перманганатная 37,20 мгО/дм?, железо 3,30 мг/дм?.

Контрольные исследования питьевой воды в п. Усогорск осуществлялись в ходе выездных проверок деятельности АО «КТК» органом Роспотребнадзора, а также лабораторией АО «КТК».

Согласно экспертному заключению <Номер> от <Дата> в исследованном образце воды питьевой централизованных систем водоснабжения, отобранном 18.02.2020 из РЧВ (резервуар чистой воды) на ВОС Удорского филиала АО «Коми тепловая компания» по адресу: <Адрес>, обнаруженная концентрация железа общего, с учетом погрешности составила - 1,32 мг/дм3, при нормативном показателе – 0,3 мг/дм3; в исследованном образце воды питьевой показатель цветности, с учетом погрешности составил 42,7 градусов, при нормативном показателе – 20 градусов; показатель мутности (по коалину), с учетом погрешности составил 1,85 мг/дм3, при нормативном показателе – 1,5 мг/дм3; показатель окисляемости перманганатной, с учетом погрешности составил 5,4 мг/дм3, при нормативном показателе 5,0 мг/дм3.

В исследованном образце воды питьевой централизованных систем водоснабжения, отобранном <Дата> из разводящей сети в МДОУ «Усогорский детский сад «Аленка» по адресу: <Адрес>, обнаруженная концентрация железа общего, с учетом погрешности составила 1,23 мг/дм3, при нормативном показателе – 0,3 мг/дм3; показатели: запах и привкус (при 20?С), с учетом погрешности составили 3 балла, при нормативном показателе – 2 балла; показатель цветности, с учетом погрешности составил 42 градуса, при нормативном показателе – 20 градусов; показатель мутности (по коалину), с учетом погрешности составил – 1,85 мг/дм3, при нормативном показателе – 1,5 мг/дм3; показатель окисляемость перманганатная, с учетом погрешности составил 5,04 мг/дм3, при нормативном показателе – 5,0 мг/дм3.

Согласно экспертному заключению <Номер> от <Дата> в исследуемом образце питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения, отобранный <Дата> в период с 10:00 по 15:00 на ВОС РЧВ по адресу: <Адрес> <Адрес>б:

- по органолептическому показателю безопасности: мутность с учетом погрешности составила 3,9 мг/дм3, при нормативном показателе 1,5 мг/дм3, что не соответствует требованиям п.5 таблицы 3.1 раздела III СанПиН <Дата>-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- по органолептическим показателям безопасности: запах, цветность соответствует требованиям п.п.1,3 таблицы 3.1 раздела III СанПиН 1.2.3685-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- по обобщенным показателям: жесткость, перманганатная окисляемость водородный показатель (pH) соответствует требованиям п.п. 2,4,6 таблицы 3.3 раздела III СанПиН 1.2.3685-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности безвредности для человека факторов среды обитания»;

- концентрация химического вещества - общее железо (суммарно) с учет грешности составила 0,75 мг/дм3, при нормативном показателе 0,3 мг/дм3, что не соответствует п. 556 таблицы 3.13 раздела III СанНиН 1.2. 3685-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ: аммиак и аммоний-ион, марганец (суммарно) соответствует требованиям п.п. 106,717 таблицы раздела III СанПиН 1.2. 3685-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Исследуемый образец питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения, отобранный <Дата> в период с 10:00 по 15:00 на пищеблоке ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ» по адресу: <Адрес>:

- по органолептическому показателю безопасности: мутность с учетом погрешности ставила 3,9 мг/дм3, при нормативном показателе 1,5 мг/дм3, что не соответствует требованиям п.5 таблицы 3.1 раздела III СанПиН <Дата>-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- по органолептическим показателям безопасности: запах, цветность соответствует требованиям п.п. 1,3 таблицы 3.1 раздела III СанПиН 1.2. 3685-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- по обобщенным показателям: жесткость, перманганатная окисляемость, водородный показатель (pH) соответствует требованиям п.п. 2,4,6 таблицы 3.3 раздела III СанПиН 3685-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- концентрация химического вещества - общее железо (суммарно) с учетом погрешности составила 0,78 мг/дм3, при нормативном показателе 0,3 мг/дм3, что не соответствует п. 556 таблицы 3.13 раздела III СанПиН 1.2.3685-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ: аммиак и аммоний-ион, марганец (суммарно) соответствует требованиям п.п. 106,717 таблицы 3.13 раздела III СанПиН 1.2.3685-2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Приказами Комитета Республики Коми по тарифам «О льготных тарифах в сфере холодного водоснабжения, водоотведения в Республике Коми» <Номер> от <Дата>, <Номер> от <Дата>, <Номер> от <Дата> для потребителей воды в п. Усогорск на 2019-2022 гг. установлены льготные тарифы на питьевое водоснабжение.

Установлено, что на основании решения и.о. руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) Микушевой О.М. <Номер> от <Дата> Инспекцией совместно со Службой в связи с поступившими обращениями граждан, содержащими доводы о предоставлении коммунальной услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества жителям <Адрес>, в отношении АО «КТК», являющегося исполнителем указанной коммунальной услуги в п. Усогорск, проведена внеплановая документарная проверка.

В ходе проверки установлено, что в период с сентября 2019 года по июль 2022 года качество питьевой воды, поставляемой АО «КТК» жителям п. Усогорск, по цветности и мутности не соответствовало санитарно - эпидемиологическим требованиям, что привело к нарушениям заявителем обязательных требований, установленных частью 9 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ), подпункта «а» пункта 31 и пункта 101 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила №354), пункта 2 приложения №1 к Правилам №354.

Результаты проверки зафиксированы в акте документарной проверки <Номер> от <Дата>.

Для устранения выявленных в ходе проведения проверки нарушений, Государственной жилищной инспекцией по Удорскому району вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований <Номер>Г от <Дата>, которым АО «КТК» предложено в срок до <Дата> осуществить перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению:

- за период с сентября 2019 года по июль 2022 года гражданам, проживающим в п. Усогорск Удорского района Республики Коми (за исключением граждан, проживающих на ст. Кослан п. Усогорск);

- период с марта 2022 года по июль 2022 года гражданам, проживающим по адресам: <Адрес>.

Не согласившись с вынесенным предписанием, АО «КТК» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании его недействительным.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от <Дата> в удовлетворении заявленных требований отказано.

<Дата> постановлением Второго арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

При рассмотрении данного дела в арбитражном суде первой инстанции доводов АО «КТК» о наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных Федеральным законом №416-ФЗ и позволяющих на период реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требования допускать несоответствие качества подаваемой питьевой воды, не рассматривалось. В решении суда второй инстанции указано, что ресурсоснабжающая организация не освобождается от обязанности снижать размер платы по холодному водоснабжению в случае предоставления данной услуги ненадлежащего качества. Однако, как установлено в судебном заседании, АО «КТК» изначально утверждены льготные тарифы по холодному водоснабжению.

Порядок разрешения вопроса о предоставлении воды надлежащего качества регламентирован статьей 23 Закона о водоснабжении, которая устанавливает следующее:

в случае ухудшения качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направлять уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение;

при этом органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечить приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.

Пунктами 5 - 9 статьи 23 Закона о водоснабжении урегулированы случаи несоответствия средних уровней показателей проб питьевой воды нормативам качества питьевой воды и порядок приведения качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

Срок установления отклонения от гигиенических нормативов по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства воды, установлен пунктом 9 статьи 23 Закона о водоснабжении и определяется сроком реализации мероприятий по улучшению качества питьевой воды (но не более 7 лет) для конкретной системы водоснабжения.

Учитывая, что необходимость и сроки установления временных отступлений зависят от плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, вопрос по установлению временных отступлений целесообразно решать в ходе разработки таких планов мероприятий.

При этом в плане мероприятий должны быть указаны показатели, по которым устанавливаются временные отступления, их значения, мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 марта 2021 г. №02/4905-2021-23 «О применении СанПиН 2.1.3684-21» указано, что в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 23 Закона о водоснабжении на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность.

Кроме того, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определено, что срок установления отклонения от гигиенических нормативов по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства воды, установлен пунктом 9 статьи 23 Закона о водоснабжении и определяется сроком реализации мероприятий по улучшению качества питьевой воды (но не более 7 лет) для конкретной системы водоснабжения.

По смыслу приведенных правовых норм законодателем определены условия, при соблюдении которых допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям на период реализации такого плана мероприятий: снижение качества питьевой воды осуществляется лишь в пределах, установленных в плане мероприятий; нарушение показателей качества питьевой воды не влияет на ее безопасность; не происходит еще большее снижение качества питьевой воды в течение срока реализации плана мероприятий.

Согласно части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлен принцип допустимости доказательств, согласно которому обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон №52-ФЗ) в целях установления соответствия требованиям настоящего федерального закона результатов деятельности юридических лиц должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации проводятся санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований.

По делу проведена судебная экспертиза, согласно заключению эксперта ФБУН «СЗНЦ гигиены и общественного здоровья» <Номер> от <Дата> оценка риска для здоровья населения, выполненная с учетом максимальных значений указанных показателей, а также с учетом значений временных отступлений от гигиенических нормативов, показала отсутствие опасности для здоровья населения от употребления питьевой воды, подаваемой населению п. Усогорск Удорского района Республики Коми. Значения показателей качества воды, установленные по данным представленных результатов лабораторных исследований, не представляют опасности для здоровья населения, однако могут вызывать органолептический дискомфорт вследствие выраженного запаха, цвета, и мутности.

В период действия СанПиН 2.1.4.1074-01 (план мероприятий по п. Усогорск утверждался в период действия именно данных санитарных правил) организации, предоставляющей услугу «Питьевая вода» не требовалось проводить оценку риска для здоровья населения, такая оценка стала необходимой с даты введения в действие СанПиН 1.2.3685-2021, поэтому доводы истца и третьего лица в этой части не основаны на законе.

Также на ответчика не возложена обязанность публиковать информацию о качестве питьевой воды. Согласно п. 10 ст. 23 Закона о водоснабжении и водоотведении органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов (ч. 10).

В случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») (ч. 11).

Ответчиком представлены доказательства о том, что на официальном сайте городского поселения «Усогорск» в разделе ЖКХ размещены: показатели проб питьевой воды с 2018 по 2024 год; актуализированные схемы водоснабжения и водоотведения, в которых приведены показатели качества холодной воды, указана информация о том, что будет производится реконструкция ВОС в п. Усогорск, указано, что вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям: железо, цветность, мутность, перманганатная окисляемость; уведомления ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Усть-Вымском районе о показателях проб питьевой воды. Существенного ухудшения качества питьевой воды не выявлено.

Согласно собранным лабораторным исследованиям за спорный период максимальные показатели гигиенических нормативов, установленные в плане мероприятий, не превышены, срок допустимых отклонений качества воды менее 7 лет, в настоящее время срок для реализации плана мероприятий не истек. Опасность для здоровья населения от употребления питьевой воды, подаваемой населению п. Усогорск Удорского района Республики Коми, не угрожает, что установлено экспертным заключением. Иные требования, указанные в ст. 23 Закона о водоснабжении и водоотведении, ответчиком соблюдены. При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований ГЖИ по Удорскому району.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Государственной жилищной инспекции по Удорскому району, ИНН <Номер>, к АО «Коми тепловая компания», ИНН <Номер>, об обязании в течение месяца со дня вступления решения в законную силу осуществить перерасчет платы по коммунальной услуге «холодное водоснабжение»:

- за период с сентября 2019 по июль 2022 гражданам, проживающим в поселке Усогорск Удорского района Республики Коми (за исключением граждан, проживающих на станции Кослан);

- за период с апреля 2022 по июль 2022 гражданам, проживающим по адресам <Адрес>

<Адрес>;

- за период с марта 2022 по июль 2022 гражданам, проживающим по адресам <Адрес>:

<Адрес>

<Адрес>

<Адрес>

<Адрес>

<Адрес>

<Адрес>

<Адрес>

<Адрес>

<Адрес>

<Адрес>

<Адрес>

оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - Минина О.Н.

Мотивированное решение составлено 20 сентября 2024 года.

2-308/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ГЖИ по Удорскому району Республики Коми
Ответчики
АО "Коми тепловая компания"
Другие
Илиева Евдокия Александровна
ГБУ РК "Комплексный центр социальной защиты населения по Удорскому району"
Никифорова Татьяна Дмитриевна
Крапивин Егор Сергеевич
МУП " Экосервис"
Пигулина Валентина Пантелеймоновна
Федорова Анна Сергеевна
Христова Елена Владимировна
Никифорова Людмила Николаевна
Пономарева Ирина Валентиновна
Репета Лариса Михайловна
Пашина Оксана Александровна
Управление Роспотребнадзора по Республике Коми
Александрова Оксана Владимировна
Сорова Анна Андреевна
Устинова Татьяна Георгиевна
Отев Роман Владимирович
Реунова Виктория Валентиновна
Нестерова Ирина Анатольевна
ООО "Жилстрой"
Информация скрыта
Денисова Юлия Петровна
Романцова Наталья Леонидовна
Ильин Констатин Павлович
Тарасов Вячеслав Иванович
Канева Виктория Владимировна
Борисов Александр Николаевич
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Минина Ольга Николаевна
Дело на странице суда
uwsud.komi.sudrf.ru
08.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2024Передача материалов судье
12.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Судебное заседание
10.06.2024Судебное заседание
17.06.2024Судебное заседание
26.08.2024Производство по делу возобновлено
09.09.2024Судебное заседание
12.09.2024Судебное заседание
13.09.2024Судебное заседание
13.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее