Решение по делу № 2-2388/2024 от 20.05.2024

Дело

                                 УИД: 91RS0018-01-2024-002016-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2024 года                                              г. Саки

Сакский районный суд Республики Крым в составе

                                         председательствующего судьи              Гончарова В.Н.,

     при секретаре                                   Речкиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым, третье лицо: Государственный комитет по делам межнациональных отношений, о понуждении включить в список граждан, подлежащих обеспечению жильем,

УСТАНОВИЛ:

     В мае 2024 года ФИО2 обратилась с иском к Администрации Ивановского сельского поселения <адрес> Республики Крым о понуждении включить в список граждан, подлежащих обеспечению жильем.

Исковые требования мотивированы тем, что истец, являясь дочерью ФИО10, репрессированной в виде выселения по национальному признаку в ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления ГОКО СССР сс от ДД.ММ.ГГГГ из д.<адрес> в <адрес>, освобожденной от учета спецпоселения органов МВД СССР в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, реабилитирована на основании пункта «в» статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» ДД.ММ.ГГГГ ОАИ и Р ИЦ МВД по <адрес> в соответствии с частью 1 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий», в связи с чем, как находившаяся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями в ссылке, высылке, на спецпоселении, имеет право согласно ст.13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий», возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где проживали ее родители до применения к ним репрессий. Поскольку мать истца была выселена из <адрес>, истец обратилась с просьбой включить ее в список граждан из числа ранее депортированных по форме, предусмотренной порядком обеспечения жильем граждан из числа депортированных в Администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым. Поскольку ответчиком отказано во включении ФИО2 в список граждан, подлежащих обеспечению жильем, считает что ее права нарушены.

    В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом, представитель истца ФИО4 подал суду заявление о рассмотрении гражданского дела ФИО2 в отсутствие истца и ее представителя, на удовлетворении исковых требований настаивал, представитель ответчика Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым — Председатель Ивановского сельского совета-глава администрации <адрес> сельского поселения ФИО5 направил в суд письменные пояснения, согласно которых указал, что <адрес> не входит в территорию <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым, просил дело рассмотреть в отсутствие ответчика. Иные лица о причинах неявки суду не сообщили, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие не подавали.

    Суд полагает возможным, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотреть дело при данной явке.

    Исследовав материалы дела в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес><адрес>а <адрес>, является гражданкой Российской Федерации, имеет паспорт .

    Согласно справки №К-412 от ДД.ММ.ГГГГ о реабилитации, ФИО2, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в Баяут №<адрес>, согласно свидетельства о рождении I-УЗ , выданному ДД.ММ.ГГГГ Баяутским р.ЗАГС, является дочерью ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ рождения, репрессированной в виде выселения по национальному признаку в 1944 году на основании постановления ГОКО СССР сс от ДД.ММ.ГГГГ из д.<адрес> в <адрес>, освобожденной от учета спецпоселения органов МВД СССР в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, и реабилитированной на основании пункта «в» статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» ДД.ММ.ГГГГ ОАИ и Р ИЦ МВД по <адрес> в соответствии с частью 1 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий», ФИО2, как находившаяся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями в ссылке, высылке, на спецпоселении, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована.

    Согласно архивной справки /К-43 от ДД.ММ.ГГГГ, мать истца, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ рождения, подверглась насильственному выселению из <адрес>.

    Согласно данным исторической справки, нынешнее название <адрес>, не существующее на сегодняшний день, и территория которого входила в состав нынешнего <адрес>

    ДД.ММ.ГГГГ, истец обратилась в Администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым, с заявлением о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в связи с наличием статуса реабилитированного гражданина, в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий».

    Письмом Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ .01-21/442, истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

    В соответствии со ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения па прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

    Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления жилого помещения гражданам, принятым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на отдельный квартирный учет депортированных граждан в органах местного самоуправления, действовавших на территории Республики Крым на момент вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, и нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

    Настоящий Порядок определяет механизм предоставления жилого помещения гражданам, принятым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на отдельный квартирный учет депортированных граждан в органах местного самоуправления, действовавших на территории Республики Крым на момент вхождения Республики Крым в состав Российской ФИО1, и нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма (п. 1 Порядка).

    Предоставление жилого помещения гражданам, указанным в пункте 3 настоящего Порядка, реализуется путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, построенных или приобретенных за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Крым или местного бюджета (далее - бюджетные средства), согласно списку граждан, состоящих на отдельном квартирном учете депортированных граждан (далее - Список граждан) (п. 2).

    Согласно п. 5 Порядка Органы местного самоуправления формируют Списки граждан по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

    Данным Порядком какая-либо форма заявления, требования к заявлению о включении в соответствующий список не установлены.

    В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона <адрес> «Об обеспечении права жителей <адрес> на жилые помещения» в связи с жалобами граждан ФИО6, ФИО7 и ФИО8», признаны взаимосвязанные положения статьи 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона <адрес> "Об обеспечении права жителей <адрес> на жилые помещения" не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1, 2, 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 38 (часть 1), 40 (часть 3), 45, 46 (части 1 и 2), 52, 53 и 55 (часть 2 и 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, данные нормы в силу неопределенности порядка принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в случае возвращения для проживания в <адрес> детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, реабилитированные родители которых утратили жилые помещения в городе Москве в связи с репрессиями (в том числе в связи с выездом для воссоединения с репрессированным членом семьи), препятствуют возмещению вреда реабилитированным лицам.

    Указано, что федеральному законодателю надлежит незамедлительно - исходя из требований Конституции Российской Федерации и на основе правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении - внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.

    Законодателям субъектов Российской Федерации, в том числе законодателю <адрес>, надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и на основе правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести в законодательные акты, регулирующие порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями лиц, за которыми признано право возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где проживали их родители до применения к ним репрессий, необходимые изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

    До внесения соответствующих изменений в законодательное регулирование, принятие на учет для обеспечения жилыми помещениями родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении детей реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, в местностях и населенных пунктах, где проживали их родители до применения к ним репрессий, в том числе в городе Москве, осуществляется без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан.

    Также, Конституционным Судом Российской Федерации в этом же постановлении указано, что Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" согласуется с вытекающими из Конституции Российской Федерации, ее статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3), и выраженными в решениях Конституционного Суда Российской Федерации требованиями соблюдения принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и является специальным нормативным правовым актом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью. При принятии данного Закона федеральный законодатель исходил из признания того, что за годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам, и что Россия как демократическое правовое государство осуждает многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости. Целью данного Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий. подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба (преамбула).

    Тем самым Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" объективировал возникшие в связи с фактом причинения соответствующего вреда конституционно-правовые отношения по поводу его возмещения между гражданами, являющимися жертвами политических репрессий, и Российской ФИО1 как правопреемником СССР - государства, с деятельностью которого связано причинение вреда, по своему характеру представляющего собой вред, реально неисчисляемый и невосполнимый. Это обязывает ФИО1 стремиться к возможно более полному возмещению такого вреда на основе максимально возможного использования имеющихся средств и финансово-экономического потенциала. В силу своего специального предназначения все способы и формы возмещения вреда, установленные Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", входят в призванный государством объем возмещения вреда.

    Как ранее отметил Конституционный Суд Российской Федерации, данный Закон, которым соответствующие действия тоталитарного режима признаются антизаконными, представляет собой, по существу, публично-правовые обязательства, направленные на компенсацию в имущественной сфере ущерба, причиненного пострадавшим гражданам, и, следовательно, на защиту права, гарантированного им ст. 53 Конституции Российской Федерации, а потому предполагает также использование механизмов, сходных с гражданско-правовыми обязательствами вследствие причинения вреда (глава 59 ГК Российской Федерации). Вместе с тем как специальный нормативный правовой акт данный Закон но своему действию во времени, пространстве и по кругу лиц существенно отличается от общего гражданско-правового регулирования и предполагает ряд упрошенных процедур восстановления прав реабилитированных лиц, получения ими определенных льгот и компенсаций, в том числе в возмещение не только имущественного, но и иного причиненного вреда, когда не могут быть применены общие нормы гражданского законодательства (Определение от ДД.ММ.ГГГГ -О-П).

    По смыслу Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", реабилитация означает восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола.

    Исходя из этого в статье 13 данного Закона признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. Это право распространяется на членов их семей и других родственников, прожиравших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

    Таким образом, Федеральным законодателем предусмотрена специальная мера восстановления прав достаточно широкого круга субъектов, который не ограничивается только репрессированными по политическим мотивам лицами, поскольку дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, также признаны подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации (статья 1.1 данного Закона), а применение политических репрессий повлекло для всех указанных в этом Законе лиц нарушение в умаление таких основных прав человека, как право выбирать место пребывания и жительства, право на жилище, в том числе право не быть произвольно лишенным жилища, гарантированных Конституцией Российской Федерации (статья 27, часть 1, статья 40, часть 1).

По смыслу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникнуть из судебного решения, установившего их.

В силу положений статей 1,2,7,11 (часть 3), 17,18,19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 38 (часть 1), 40 (часть 3), 45,46 (части 1 и 2), 52,53,55 (части 2 и 3), 71 (пункт «в») и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации правовое регулирование обеспечения жилыми помещениями лиц, за которыми признано право возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где проживали их родители до применения к ним репрессий, должно быть осуществлено федеральным законодательством исходя из баланса интересов всех категорий граждан, которые в силу соответствующих юридических оснований должны быть обеспечены жилыми помещениями, включая условия и очередность их предоставления.

Отсутствие же в федеральном законе специального нормативного обеспечения права реабилитированных лиц и членов их семей возвращаться возвращаться в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий, порождает неопределенность в отношении возможности реализации этого права указанной категории лиц, притом что их интерес в обеспечении жилыми помещениями конкурирует с таким же интересом иных категорий граждан, за которыми законодателем по социально значимым основаниям признано право на улучшение жилищных условий и которые обеспечиваются жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда.

То есть, установленные жилищным законодательством требования к реализации иными категориями граждан прав на жилые помещения не могут применяться к лицам, подлежащим обеспечению жильем в связи с их реабилитацией.

        При таком положении, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца, в связи с чем надлежит обязать администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым включить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан из числа ранее депортированных по форме, предусмотренной порядком обеспечения жильем граждан из числа депортированных, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд

                                РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым о понуждении включить в список граждан, подлежащих обеспечением жильем — удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан из числа ранее депортированных по форме, предусмотренной порядком обеспечения жильем граждан из числа депортированных, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                      В.Н. Гончаров

2-2388/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Куртаджиева Ильфие Бахтияровна
Ответчики
Администрация Ивановского сельского поселения
Другие
Государственный комитет по делам межнациональных отношений РК
Суд
Сакский районный суд Республики Крым
Судья
Гончаров В.Н.
Дело на странице суда
saki.krm.sudrf.ru
20.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2024Передача материалов судье
20.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.06.2024Предварительное судебное заседание
15.07.2024Судебное заседание
15.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее