Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бея Бейского района Республики Хакасия 23 мая 2015 года
Бейский районный суд в составе
председательствующего Захаровой А.А.,
при секретаре Гавриловой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Онтиной О.И. и Онтина В.Н. к администрации Бейского района Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» о признании постоянно проживавшими в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, обязании выплатить единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости,
У С Т А Н О В И Л:
Онтина О.И. и Онтин В.Н. обратились в суд с иском к администрации Бейского района Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» (далее ГКУ РХ «УСПН Бейского района») о признании постоянно проживавшими в жилом помещении, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, обязании выплатить указанные помощи.
В обоснование своих требований указали, что постоянно проживали в жилом помещении, расположенном по <адрес>, однако не были зарегистрированы по указанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ в Бейском районе РХ возникла чрезвычайная ситуация – пожар, в зоне которой находились жилое помещение и имущество, полностью уничтожены. Признание постоянного проживания в жилом помещении и пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации необходимо для получения мер социальной защиты в виде единовременной материальной и финансовой помощи.
Определением Бейского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Сабинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия.
Истец Онтина О.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что с < > года проживали в доме по <адрес>, одним из собственников которого она являлась. Она (истец) работала <ДОЛЖНОСТЬ > <МЕСТО РАБОТЫ>, ее супруг Онтин В.Г. занимался предпринимательской деятельностью в <адрес>. В общей долевой собственности истцов находится двухкомнатная квартира в <адрес> по <адрес>, в которой проживает их дочь с двумя детьми, в связи с чем, они (истцы) проживали в <адрес>.
В судебном заседании истец Онтин В.Н. исковые требования поддержал, в их обоснование привел вышеуказанные обстоятельства.
Представитель ответчика администрации Бейского района Республики Хакасия Протасова А.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика ГКУ РХ «УСПН Бейского района» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил заявление в письменной форме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Сабинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия Сафронов О.А. разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и социального развития Республики Хакасия в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому при наличии оснований Министерство не возражает против признания истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - пожара, произошедшего на территории Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ, при этом просил рассмотреть данное дело с учетом требований Постановления Правительства Республики Хакасия от 17 апреля 2015 г. № 158.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом с направлением копии решения, каких-либо возражений по существу заявленных требований суду не представил.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Из п. 1 ст. 20 ГК РФ следует, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 (ред. от 31 декабря 2014 г.) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2 указанного Закона, место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии со ст. 3 данного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 апреля 2015 № 24-ПП на территории Республики Хакасия с 12 апреля 2015 года был введен режим чрезвычайной ситуации, который также был введен на основании распоряжения главы Бейского района Республики Хакасия от 12 апреля 2015 г. № 110 режим чрезвычайной ситуации природного характера с 12 апреля 2015 года на территории МО Бейский район Республики Хакасия.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Пунктом «м» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что принятие решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана, относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере < > рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - < > рублей на человека, за полностью утраченное имущество - < > рублей на человека).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17 апреля 2015 г. № 158 «Об утверждении Порядка организации выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, возникших ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Хакасия, единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи, единовременного пособия на погребение семьям граждан погибших (умерших) и единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее Постановление Правительства Республики Хакасия от 17 апреля 2015 г. № 158) предусмотрено, что выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, предоставляются в размере, установленном вышеуказанными Правилами выделения бюджетных ассигнований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110.
Таким образом, законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия предусмотрена возможность оказания гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, вследствие возникших ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Хакасия природных пожаров, единовременной материальной помощи в размере < > рублей на человека, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - < > рублей на человека, за полностью утраченное имущество - < > рублей на человека).
При этом из смысла вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости может быть признано за пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, постоянно проживавшими в жилом помещении, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, утратившими имущество вследствие его повреждения или уничтожения и нуждающимися в оказании материальной и (или) финансовой помощи.
В обоснование исковых требований Онтиными представлены справки о проживании по месту жительства: <адрес>, выданные органом местного самоуправления, свидетельства на право собственности на указанное жилое помещение, копия доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из финансово – лицевого счета и квитанции по оплате за электроэнергию по данному адресу, справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, финансово – лицевой счет, претензия ОАО < >, копия конверта, страховой полис, справку ООО < >, фотографии домовладения, а также обеспечили явку свидетелей, пояснивших о следующем.
Свидетель Л.И. в судебном заседании пояснила, что проживает по соседству с истцами в <адрес>, знает их около < > лет, одна дочь у них живет на <адрес>, вторая - в своей квартире в <адрес>. Она (свидетель) вместе с Онтиной О.И. ездят на автобусе в <адрес>, последняя работает <ДОЛЖНОСТЬ И МЕСТО РАБОТЫ >, супруг истицы занимается предпринимательской деятельностью в <адрес>, где у истцов есть квартира, в которой имеется все необходимое - кровать, диван, телевизор, холодильник. В <адрес> у них также были морозильник, холодильник, стиральная кровать.
Кроме того, свидетель Т.И. в судебном заседании пояснила, что с < > г. истцы постоянно проживали в <адрес>, в котором был проведен капитальный ремонт, находились холодильник, плита газовая, электрическая плита, стиральная машина, угловая мебель. В квартире в <адрес>, в которой они проживают вдвоем, также имеются холодильник, кровать, стул, стол, плита, все необходимое.
У суда не имеется оснований не доверять показаниям данных свидетелей, поскольку они полностью согласуются между собой и с письменными материалами дела, в том числе со свидетельствами о государственной регистрации права собственности Онтиной О.И., ОнтинаВ.Н. на квартиру по <адрес>, в связи с чем, суд принимает их в качестве доказательств по настоящему гражданскому делу.
Проанализировав представленные стороной истцов доказательства, суд пришел к выводу о том, что имущество первой необходимости, необходимое для жизнеобеспечения истцов Онтиной О.И., Онтина В.Н. не утрачено, находится по <адрес>. Доказательств того, что Онтины проживали в жилом помещении, расположенном по <адрес>, постоянно, стороной истца не установлено.
Следовательно, исковые требования Онтиных о признании постоянно проживавшими, в жилом помещении, пострадавшем в чрезвычайно ситуации, включении их в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, обязании выплатить им финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, жилое помещение, расположенное по <адрес>, являлось собственностью истцов Онтиных, в нем находилось принадлежащее им имущество, о чем свидетельствует акт определения состава утраченного имущества и обследования имущества пострадавшего при чрезвычайной ситуации, возникшей ДД.ММ.ГГГГ в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более < > м/с и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории Республики Хакасия комиссией администрации Бейского района по чрезвычайной ситуации сложившейся в результате пожаров в ДД.ММ.ГГГГ на территории Бейского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, находилось в границах зоны чрезвычайной ситуации, что следует из Списка улиц и домов населенных пунктов Бейского района, попавших в зону чрезвычайной ситуации, утвержденному Распоряжением Главы Бейского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении границ зоны чрезвычайной ситуации и утверждении списков улиц и домов населенных пунктов Бейского района Республики Хакасия».
В связи с чем суд считает необходимым признать истцов пострадавшими от чрезвычайной ситуации вследствие возникших ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Хакасия природных пожаров.
В соответствии с пунктом 12 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110, порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 7 Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470, предусмотрено, что на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, утратой имущества в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, составленных по форме согласно приложению N 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями N 10 и N 12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 2,3 Постановления Правительства Республики Хакасия от 17 апреля 2015 N 158, главы муниципальных образований после составления списков граждан, нуждающихся в оказании материальной и финансовой помощи, составляют и представляют указанные списки в государственные казенные учреждения Республики Хакасия - управления социальной поддержки населения городов и районов. После этого государственные казенные учреждения Республики Хакасия - управления социальной поддержки населения городов и районов передают сведения в Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.
Как указано в п. 5 вышеприведенного Постановления, на основании поступивших списков граждан Министерство труда и социального развития Республики Хакасия непосредственно, а также через государственные казенные учреждения Республики Хакасия - управления социальной поддержки населения городов и районов, осуществляет выплату единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества первой необходимости.
При таких обстоятельствах исковые требования Онтиной О.И. и Онтина В.Н. об обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, обязании выплатить единовременную материальную помощь, подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что в результате чрезвычайной ситуации было полностью уничтожено жилое помещение, принадлежащее истцам, вследствие чего они нуждаются в оказании материальной помощи, суд приходит к выводу о том, что замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для взыскателя, и считает необходимым в соответствии со ст. 212 ГРК РФ обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 212 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Онтиной О.И. и Онтина В.Н. к администрации Бейского района Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» о признании постоянно проживавшими в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, обязании выплатить единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости удовлетворить частично.
Признать Онтину О.И. и Онтина В.Н. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - пожара, произошедшей на территории Бейского района Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию Бейского района Республики Хакасия включить Онтину О.И. и Онтина В.Н. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере < > рублей.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» выплатить Онтиной О.И. и Онтину В.Н. на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счет средств федерального бюджетаединовременную материальную помощь в размере < > рублей каждому.
В удовлетворении исковых требований Онтиной О.И. и Онтина В.Н. к администрации Бейского района Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» о признании постоянно проживавшими в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, обязании выплатить финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости отказать.
Решение обратить к немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда в окончательной форме.
Судья: А.А. Захарова
Справка: мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 27 мая 2015г.
Судья: А.А. Захарова