Дело № 2-244/2017
Решение
Именем Российской Федерации
17 апреля 2017 г. г.Чебоксары
Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики
Под председательством судьи Индриковой М.Ю.
при секретаре Семеновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осокина А.Г. к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании незаконным постановления об исключении из списка очередности нуждающихся в жилом помещении, об обязании восстановить в списках очередности, признании незаконным решения и обязании включить семью в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы жилище на 2015-2020 г.г.
у с т а н о в и л :
Осокин А.Г. после уточнений обратился в суд с иском к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании незаконным постановления№ от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка очередности нуждающихся в жилом помещении, об обязании восстановить в списках очередности, признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ и обязании администрацию включить семью в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы жилище на ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что несовершеннолетние дети истца- Осокин М.А. и Осокин Р.А. являются собственниками по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности в <адрес> В настоящее время он с женой Осокиной О.А. и детьми проживают указанной квартире (<данные изъяты>, что является ниже учетной нормы. Администрацией Калининского района г. Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ постановлением № их семья была исключена из списка очередности нуждающихся на улучшения жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку по тем основаниям, что семья Осокиных проживая в <адрес>,общей площадью <данные изъяты> обеспечены жилой площадью по нормам. Однако истец считает, что данным решением от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ нарушены его права, в связи с чем просит признать решение и постановление администрации незаконными, поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство жилого помещения, включить семью в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы жилище на 2015-2020 г.г.
Истец Осокин А.Г. в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя
Представитель истца, третье лицо Осокина О.А. поддержала свои уточненные исковые требования от ДД.ММ.ГГГГ по изложенным в иске основаниям, вновь привела их суду.
Представитель ответчика администрации Калининского района г. Чебоксары Евдокимова Т.В. просила отказать в удовлетворении уточненных исковых требований,в связи с пропуском срока для обращения в суд.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
В силу п. 3 и 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации
В целях реализации Закона Чувашской Республики "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями" Кабинетом Министров Чувашской Республики утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, пунктом 1 которого предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку осуществляется решением органа местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по месту жительства, и приложенных к заявлению документов.
В соответствии с п.3 Порядка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку принимаются граждане, имеющие уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы площади жилого помещения установленной органом местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ Осокин А.Г. обратился в администрацию Калининского района г. Чебоксары с заявлением о принятии его с членами семьи: женой Осокиной О.А. на учет нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на государственную поддержку и постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ решением администрации Калининского района г. Чебоксары Осокин А.Г. был исключен из списка нуждающихся в жилом помещении, в связи с тем, что он с членами семьи проживает в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> с составом семьи из 4 человек, т.е. семья обеспечена жилой площадью.
В ДД.ММ.ГГГГ. Осокин А.Г. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы Жилище на 2015-2020 г.
Решением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Осокинам было отказано во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы Жилище на 2015-2020 г. по тем основаниям, что семья ФИО11 проживает в квартире <адрес>), т.к. обеспечена жилой площадью.
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что несовершеннолетние ФИО4, ФИО5 являются собственниками <данные изъяты> доли на праве общей долевой собственности в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Из свидетельства о государственной регистрации права усматривается, что Осокин Г.А. и Цыганов А.А. являются собственниками <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности в <адрес>, на основании договоров дарения от ДД.ММ.ГГГГ
Из выписки из лицевого счета на <адрес> следует, что в ней зарегистрированы Осокин А.Г., Осокина О.А., Осокин М.А., Осокин Р.А.
Механизм предоставления социальной выплаты урегулирован "Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования" (приложение N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы), утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 26.05.2016).
Целью данной программы является государственная и муниципальная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Одним из обязательных условий участия молодой семьи в подпрограмме является признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий (пп. "б" п. 6 Правил), под которыми применительно к настоящим Правилам понимаются молодые семьи, признанные нуждающимися в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил, т.е. поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 7 Правил).
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Суд, руководствуясь положениями п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, учитывая разъяснения п. 11, п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", что, применительно к условиям подпрограммы, ее субъектами - участниками, являются только молодые семьи, признанные нуждающимися в жилых помещениях, следовательно, именно молодая семья должна быть принята на соответствующий учет, поэтому другие лица, проживающие в квартире, несмотря на родственные отношения, не могут учитываться при расчете уровня обеспеченности молодой семьи, если они не входят в состав молодой семьи.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 14 июля 2011 года N 945-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что совершенные действия истца Осокина А.Г. и его жены Осокиной О.А.,которые по договорам дарения от ДД.ММ.ГГГГ подарили по своей <данные изъяты> доле в праве общей долевой собственности в <адрес> родителям Осокину Г.А. и Цыганову А.А. не могут быть признаны добросовестными. То есть, имело место совершение Осокиным А.Г. и Осокиной О.А. умышленных действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении Осокина А.Г. другим жильем.
Проверяя право истца на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", суд считает, что участником такой программы может быть только лицо, признанное нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Данных свидетельствующих о том, что семья Осокиных являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по иным основаниям, в деле нет.
Согласно ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения.
Принимая во внимание, представленные документы и вышеуказанные обстоятельства, у администрации Калининского района г.Чебоксары имелись основания для исключения Осокина А.Г. из списков нуждающихся в жилом помещении.
Также суд считает, что у семьи истца отсутствуют достаточные правовые основания для включения их в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы жилище на 2015-2020 г.г., в связи с чем, уточненные исковые требования Осокина А.Г. удовлетворению не подлежат.
Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока на обжалование постановления № от ДД.ММ.ГГГГ и решения от ДД.ММ.ГГГГ.
Необходимо также отметить, что Осокин А.Г. пропустил трехмесячный срок обращения в суд с иском об оспаривании решений администрации, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Уважительных причин пропуска срока обращения в суд не представил. Представитель истца Осокина О.А. в суде указала, что ДД.ММ.ГГГГ они получили данные решения.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемые постановление о снятии семьи Осокиных состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принято ДД.ММ.ГГГГ и решение об отказе включить семью в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы жилище на 2015-2020 г.г. - ДД.ММ.ГГГГ, а иск в суд подан только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом срока.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
Р е ш и л :
Отказать в удовлетворении исковых требований Осокина А.Г. к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании незаконным постановления № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка очередности нуждающихся в жилом помещении, об обязании восстановить в списках очередности нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку, признании незаконным решения администрации от ДД.ММ.ГГГГ и обязании администрацию включить семью в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы жилище на 2015-2020 г.г.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 24 апреля 2017 г.
Судья М.Ю.Индрикова