Решение по делу № 2-36/2015 (2-445/2014;) от 16.12.2014

Дело № 2-36/2015

Кизеловского городского суда

Пермского края

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2015 года Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Н.Ю.,

с участием прокурора Мучкиной Е.А.,

представителя Северно-Коспашского сельского поселения Кизеловского муниципального района Мошева Н.А., действующего на сновании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края гражданское дело по иску прокурора города Кизела в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Северно-Коспашского сельского поселения Кизеловского муниципального района об обязании создать официальный сайт в сети "Интернет" и разместить на нем информацию о деятельности органа местного самоуправления,

установил:

Прокурор города Кизела Пермского края обратился в суд с иском к администрации Северно-Коспашского сельского поселения об обязании в срок до 1 марта 2015 года создать официальный сайт в сети "Интернет" и разместить на нем информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, утвержденным статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

В обоснование указал, что в ходе проведенной прокуратурой города Кизела проверки выявлены нарушения муниципальным образованием требований части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а именно, Северно-Коспашским сельским поселением не создан официальный сайт в сети "Интернет", информация о его деятельности в установленном порядке не размещена. Из информации     Макрорегионального филиала « Урал» ОАО ММЭС « Ростелеком»

администрация Северно-Коспашского сельского поселения имеет техническую возможность размещать информацию о своей деятельности в сети « Интернет», имеет доступ к этой сети.

Исходя из системного толкования положений Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» только в случае отсутствия технической возможности по созданию своего официального сайта муниципальное образование может размещать информацию о своей деятельности на сайте субъекта Российской Федерации. Размещенная на официальном сайте Администрации Кизеловского муниципального района информация о деятельности органов местного самоуправления Северно-Коспашского сельского поселения по полноте и содержанию не соответствует требованиям ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Не обеспечение администрацией Северно-Коспашского сельского поселения открытости и доступности информации о деятельности органа местного самоуправления нарушает гарантированное право граждан на доступ к информации.

Статьей 24 вышеуказанного Закона установлено, что надзор за исполнением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами настоящего Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом « О прокуратуре Российской Федерации». Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае прокурор города Кизела обращается в защиту прав неопределенного круга лиц, с целью восстановления конституционных прав граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления.

     Участвующий в судебном заседании помощник прокурора города Кизела Мучкина Е.А. настаивает на удовлетворении заявленных требований, уточнила исковые требования в части срока исполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности, просит возложить на Северно-Коспашское сельское поселение обязанность в срок до 01 мая 2015 года создать официальный сайт в сети « Интернет» и разместить на нем информацию о деятельности органа местного самоуправления, указав, что на момент рассмотрения дела судом Северно-Коспашское сельское поселение не предприняло мер к созданию своего официального сайта в сети « Интернет», информация о деятельности

органа местного самоуправления не размещается также и на официальном сайте Кизеловского муниципального района, последнее размещение информации на сайте района имело место в 2011-2012 годах, при этом по полноте информация не соответствует статье 13 Федерального закона от 09.02.2009 года. Считает, что отсутствие финансовой и кадровой возможности не освобождает ответчика от исполнения обязанности по созданию официального сайта в сети « Интернет» и размещения на нем информации о деятельности органа местного самоуправления.

     Представитель Северно-Коспашского сельского поселения Мошев Н.А. исковые требования прокурора не признал, считает, что администрация Северно-Коспашского сельского поселения конституционных прав граждан на доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления не нарушает. Статья 10 Федерального закона от 09.02.2009 года не подразумевает, по его мнению, обязанности органа местного самообразования по созданию официального сайта и предоставляет ему право выбора размещать информацию о своей деятельности либо на своем официальном сайте, либо на сайте района. Выводы прокурора о том, что отсутствие финансового, кадрового обеспечения не освобождают орган местного самообразования от исполнения обязанности, не подкреплены нормой права. Считает, что прокурор имел право предъявить исковые требования о возложении обязанности на орган местного самоуправления по размещению информации о своей деятельности в полном объеме на сайте Кизеловского муниципального района. Администрация поселения предоставляет гражданам необходимую информацию в соответствии с формой установленной требованиями ст. 7 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ. Положения данной правовой нормы предоставляет право выбора органа местного самоуправления « в случае, если форма предоставления информации о деятельности органа местного самоуправления не установлена, она может определяться запросом пользователя информации. При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в органе местного самоуправления». Администрация поселения размещает свою информацию на сайте Кизеловского муниципального района. Утверждает, что в материалах дела нет документов, подтверждающих нарушение прав конкретных граждан. Своими действиями ( бездействием) администрация поселения не причинила кому-либо ущерб. Избранный прокурором способ защиты не предусмотрен Федеральным законом от 09.02.2009 года. Статьей 10 Конституции РФ предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Поэтому суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти приять или дополнить какой-либо нормативный акт. Кроме того, статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Отсюда также следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Обязывая орган местного самоуправления осуществлять те или иные конкретные мероприятия, предусматривать определенные расходы бюджета, прокурор нарушает самостоятельность органа местного самоуправления. Кроме того, создание официального сайта органа местного самоуправления требует денежных средств, которые в бюджете поселения не предусмотрены.

    Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети Интернет.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

     Статьей 13 названного Федерального закона предусмотрен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, который в зависимости от сферы их деятельности подлежит размещению в сети Интернет.

Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет", утверждается в порядке, определяемом органами местного самоуправления ( часть 7 статьи 14 Закона).

     Как следует из материалов дела и установлено судом 30.10.2014 года прокуратурой города Кизела проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Кизеловского муниципального района требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления ( л.д. 8- 12). По результатам данной проверки в адрес Северно-Коспашского сельского поселения было направлено требование о предоставлении информации о реализации органами местного самоуправления полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 09.02.2009 года « 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления ( л.д. 13). Согласно информации Макрорегионального филиала « Урал» ОАО междугородной и международной электрической связи « Ростелеком» на территории Северно-Коспашского сельского поселения установлены узлы с подключением к линиям связи до 8 Мбит/с. В указанном муниципальном образовании имеется техническая возможность оказания телематических услуг связи

( л.д. 16).

    Проанализировав приведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что только в случае отсутствия технической возможности

по созданию официального сайта органы местного самоуправления вправе размещать информацию о своей деятельности на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации, либо на официальном сайте муниципального района. Иные причины, в том числе высокодотационный бюджет, отсутствие финансовой или иной возможностей, не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по созданию официального сайта в сети "Интернет" и обеспечению доступа граждан к информации о деятельности муниципального образования.

Статьей 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года предусмотрена обязанность органа местного самоуправления создать официальный сайт в сети "Интернет", а право органа местного самоуправления публиковать информацию о своей деятельности на сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование, либо на официальном сайте муниципального района, законом обусловлено только отсутствием возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет".

В ходе рассмотрения дела установлено, что официальный сайт администрацией Северно-Коспашского сельского поселения не создан. Информация о деятельности органа местного самоуправления на сайте Кизеловского муниципального района последний раз размещалась в 2011-2012 годах. При этом, размещенная на сайте муниципального района информация не отвечает требованиям статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 года. Данные факты представителем ответчика не оспариваются. Размещение неполной информации о деятельности Северно-Коспашского сельского поселения на сайте муниципального района не свидетельствует об исполнении ответчиком возложенной на него законом обязанности. Создание сайта предусмотрено для целей размещения на нем информации, предусмотренной статьей 13 Федерального закона от 09. 02. 2009 года.

Поскольку имеющимися в деле доказательствами подтверждено, что техническая возможность создания официального сайта в сети "Интернет" у администрации Северно-Коспашского сельского поселения имеется, то суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором города Кизела исковых требований.

Доводы представителя ответчика в части того, что информация о деятельности органа местного самоуправления обеспечивается администрацией Северно-Коспашского сельского поселения иными способами, предусмотренными законом, в связи с чем право на доступ к информации не нарушено, являются несостоятельными, поскольку законом прямо предусмотрена обязанность органа местного самоуправления создать официальный сайт с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Не принимает суд во внимание и доводы представителя ответчика и в части того, что прокурор и суд, обязывая орган местного самоуправления произвести те или иные действия, нарушают самостоятельность органа местного самоуправления, поскольку статья 10, ст. 132 Конституции Российской Федерации не регулируют порядок предоставления информации, а положения, а статья 6 Закона регламентируют способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Статья 24 вышеназванного Федерального Закона обязывает прокурора осуществлять надзор за исполнением положений Закона от 09.02.2009 года. Отсюда следует что прокурор города, предъявляя настоящие исковые требования к Северно-Коспашскому сельскому поселению, действует в пределах своих полномочий, предусмотренных Федеральным Законом « О прокуратуре Российской Федерации».

    Доводы представителя ответчика об отсутствии финансовых возможностей по созданию официального сайта, дотационность бюджета поселения, отсутствие в бюджете затрат на цели создания сайта суд считает также несостоятельными, Указанные доводы не могут служить основанием для освобождения ответчика от возложенной на него законом обязанности, иной подход приведет к ограничению доступа граждан к любой информации в любых формах и из любых источников, что возможно только в силу прямого указания закона.

Таким образом, суд удовлетворяет требования прокурора в полном объеме. Срок исполнения ответчиком обязанности по созданию официального сайта в сети «Интернет» и размещения на нем информации о деятельности органа местного самоуправления до 01 мая 2015 года, по мнению суда, является достаточным.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

     Исковые требования прокурора города Кизела к администрации Северно-Коспашского сельского поселения Кизеловского муниципального района удовлетворить.

Возложить на администрацию Северно-Коспашского сельского поселения Кизеловского муниципального района обязанность в срок до 01 мая 2015 года создать официальный сайт в сети «Интернет» и разместить на нем информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, утвержденным Федеральным законом от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления».

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья:                                            (подпись)                           Н.Н. Рылова

ВЕРНО:

Судья:                                                                      Н.Н. Рылова

Секретарь:                                                              Н.Ю. Ибрагимова

2-36/2015 (2-445/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Кизела
Ответчики
Администрация Северно-Коспашского сельского поселения Кизеловского муниципального района
Суд
Кизеловский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
kizel.perm.sudrf.ru
16.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2014Передача материалов судье
18.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2014Подготовка дела (собеседование)
29.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2015Судебное заседание
20.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2015Дело оформлено
17.03.2015Дело передано в архив
15.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее