Решение по делу № 33-2406/2015 от 18.05.2015

Докладчик Максимова И.А. Апелляционное дело № 33- 2406/2015 Судья Фомина Н.Э. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июня 2015 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего Блиновой М.А.,

судей Максимовой И.А., Юркиной И.В.,

при секретаре Поликарповой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах Иванова В.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возмещении расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, поступившее по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Чебоксары и апелляционной жалобе истца Иванова В.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 января 2015 года (с учетом дополнительного решения от 08 апреля 2015 года), которым постановлено:

«В удовлетворении иска прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах Иванова В.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возмещении расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг отказать.

В удовлетворении исковых требований Иванова В.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возмещении расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере <данные изъяты>. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.».

Заслушав доклад судьи Максимовой И.А., объяснения истца Иванова В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Кузьминой Н.Н., Ядринцевой Е.А., представителя третьего лица Министерства Финансов Чувашской Республики Мандравиной Т.Н., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Ишмуратовой Л.Ф. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия,

установила:

Прокурор Ленинского района г.Чебоксары обратился в суд в интересах Иванова В.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возмещении расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Требования мотивированы тем, что Иванов В.А. является инвалидом <данные изъяты> вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и относится к льготной категории граждан.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 октября 2005 года №262 «О республиканских стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» утвержден республиканский стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере <данные изъяты> кв. метров общей площади жилья на одного гражданина, дополнительно <данные изъяты> кв. метров на инвалида, имеющего право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты. Иванов В.А. проживает в приватизированном жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м., в котором зарегистрировано 4 члена его семьи. В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы па Чернобыльской АЭС» Иванов В.А. имеет право на оплату в размере 50 % занимаемой общей площади в пределах республиканского стандарта социальной нормы площади жилого помещения (по 18 кв. метров на него и членов его семьи в общей сумме на 72 квадратных метра (<данные изъяты>) и оплату в размере 50 % за пользование коммунальными услугами в части, приходящейся на него самого.

Согласно сальдовой ведомости истцу с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ г.) за жилищно-коммунальные услуги начислено <данные изъяты> рубля, из них <данные изъяты> рублей - плата за содержание и ремонт жилого помещения, <данные изъяты> рублей - плата за коммунальные услуги. Среднемесячный размер платежей за содержание и ремонт жилого помещения составляет <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>), за коммунальные услуги составляет <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>).

Истец в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 имеет право на льготу в размере <данные изъяты>. (<данные изъяты>) в месяц.

Вместе с тем, в соответствии с Законом Чувашской от 19.10.2009 № 56 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составил 736 рублей. Сумма недополученной Ивановым В.А., гарантированной федеральным законодательством меры социальной поддержки за период с 01 ДД.ММ.ГГГГ, составила <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>).

Иванов В.А. уточнил исковые требования, указав, что он имеет право на льготу в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>) в месяц, сумма недополученная им за период с ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> рублей ((<данные изъяты>.). Всего размер недополученной, гарантированной федеральным законодательством меры социальной поддержки, составляет <данные изъяты> рублей.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор и истец Иванов В.А. просили взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в пользу Иванова В.А. суммы недополученной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары Бусова Л.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске с учетом внесенных уточнений Ивановым В.А.

В судебном заседании истец Иванов В.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Трофимова Н.В. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что Иванов В.А. является инвалидом <данные изъяты> вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к гражданам, имеющим право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг по нескольким основаниям, предусмотренным федеральнымизаконами, которая устанавливается по одному наиболее выгодному по выбору льготника (по ст. 28.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» или ст. 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»). У Иванова В.А. одновременно возникло право на получение мер социальной поддержки как по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», так и по Закону Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В этой связи на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ ему, как инвалиду <данные изъяты>, предоставлены меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а льгота по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предоставлена.

Представитель третьего лица Министерства финансов Чувашской Республики Мандравина Т.Н. исковые требования не признала.

Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истцом Ивановым В.А. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.

До начала судебного заседания старшим помощником прокурора Ленинского района г. Чебоксары Бусовой Л.С. в суд апелляционной инстанции представлен отказ от апелляционного представления.

Судебная коллегия считает, что отказ прокурора от представления на судебное постановление не противоречит закону, в связи с чем, в порядке ст.326 ГПК РФ отказ прокурора от представления подлежит принятию, апелляционное производство по представлению прокурора подлежит прекращению.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав объяснения истца Иванова В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Кузьминой Н.Н., Ядринцевой Е.А., представителя третьего лица Министерства Финансов Чувашской Республики Мандравиной Т.Н., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Ишмуратовой Л.Ф. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2012 № 124-ФЗ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. В случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (ст. 31 Федерального закона № 181-ФЗ).

Как установлено судом, Иванов В.А. является инвалидом <данные изъяты> вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Истец зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес> (площадь квартиры - <данные изъяты> кв.м). В квартире также зарегистрированы члены его семьи: жена ФИО1, дочь ФИО2, внук ФИО3.

Иванов В.А. имеет право на меры социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В настоящее время Иванов В.А. получает меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ по категории инвалид ЧАЭС 2-ой группы в размере <данные изъяты> рублей.

Как следует из материалов дела, указанная мера социальной поддержки назначена Казенным учреждением Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики 03 сентября 2010 года на основании заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.108, 109).

Истец считает, что имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации по Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

В силу ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к лицам, подвергшимся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы.

В силу пункта 3 части 1 статьи 14 указанного Закона гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется: оплата в размере 50 % занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 % за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.

Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное (ст. 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1).

Таким образом, при наличии у гражданина одновременно права на одну и ту же меру социальной поддержки по различным основаниям и по различным законам или нормативным правовым актам, такая мера предоставляется только по одному основанию по выбору гражданина.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление мер социальной поддержки Иванову В.А. производилось по категории «инвалид», поскольку такая мера социальной поддержки была выбрана самим истцом как наиболее выгодная в материальном плане. В удовлетворении заявления истцу отказано со ссылкой, в том числе на статью 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При этом установлено, что ежемесячная денежная выплата на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с требованиями закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставлена истцу в полном объеме.

Приведенные выше выводы суда первой инстанции следует признать обоснованными и мотивированными с учетом следующего.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, правовое регулирование, при котором лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (Определения от 18.07.2006 г. N 295-О, от 24.01.2008 г. N 47-О-О, от 19.02.2009 г. N 159-О-О, от 15.07.2010 г. N 1019-О-О, от 22.03.2011 г. N 443-О-О и др.).

В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Российская Федерация в соответствии со ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Чувашской Республике для льготных категорий граждан, в том числе инвалидов и граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрена Закон Чувашской Республики от 19.10.2009 № 56 (в редакции от 01.03.2011) «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан».

Согласно Приложению к Закону денежные выплаты определяются в зависимости от выбора гражданина способа реализации права - по Закону РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Порядок представления мер социальной поддержки устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.

В соответствии с пунктом 1.6 Порядка предоставления и финансирования ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2008 года № 379, гражданину, имеющему право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату ЖКУ по нескольким основаниям, предусмотренным федеральными законами, указанными в пункте 1.1 настоящего Порядка, ежемесячная денежная выплата на оплату ЖКУ устанавливается по одному из них, наиболее выгодному по выбору гражданина, в зависимости от пользования правом на ежемесячную денежную выплату, установленную статьей 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьей 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно Приложению к Закону размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг федеральным льготникам, в частности инвалидам, установлен в размере <данные изъяты> рублей, по Закону Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», носителю льготы в размере <данные изъяты> рублей, членам семьи - <данные изъяты> рублей.

Согласно представленным КУ <данные изъяты> МЗСР ЧР Иванову В.А. за спорный период мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг предоставлена в полном объеме.

Поскольку Иванов В.А., имеющий право на ежемесячную денежную выплату по разным основаниям, по своему выбору избрал меру социальной поддержки в соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Чувашской Республики от 19.10.2009 № 56 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», от данной выплаты не отказывался, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований истца о взыскании недополученной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 326, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

принять отказ старшего прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от апелляционного представления на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 января 2015 года, производство по апелляционному представлению прокурора прекратить.

Апелляционную жалобу Иванова В.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 января 2015 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий М.А. Блинова

Судьи И.В. Юркина

И.А. Максимова

33-2406/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Ленинского района г.Чебоксары
Иванов В.А.
Ответчики
Министерство здравоохранения и социального развития ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Максимова И.А.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
22.06.2015Судебное заседание
15.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2015Передано в экспедицию
22.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее